Глава 21. Органы государственной власти Российской Федерации (общесистемная характеристика)

§ 1. Понятие и основные черты системы органов государственной власти РФ. В данном разделе содержится общая характеристика системы органов государственной власти Российской Федерации. Но вначале кратко остановимся на используемых в связи с этим терминах, которые имеются в Конституции. В ней четко различаются: а) органы государственной власти РФ; б) органы государственной власти субъектов РФ.

В Конституции неоднократно используется термин "система органов государственной власти" Правда, не указывается, о какой именно системе идет речь: органов государственной власти РФ или органов государственной власти субъектов РФ, либо в целом о системе органов государственной власти в российской Федерации. В этой связи возникает немало вопросов, требующих разъяснения.

Поскольку в настоящем разделе рассматриваются органы государственной власти Российской Федерации, то требуется уточнение ряда понятий и терминов. В Конституции используются следующие термины федеральная государственная власть (ч. 4 ст. 78); федеральные органы государственной власти РФ (ч. 4 ст. 5, ч. 1 раздела второго); система федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти (п. "г" ст. 71).

По нашему мнению, термины "органы государственной власти РФ" и "федеральные органы государственной власти" равнозначны. Однако термин "система органов государственной власти", используемый в Конституции (ст. 12, п. "н" ч. 1 ст. 72) как собирательное, некое общее понятие вне конкретизации субъектно-территориального масштаба деятельности органов, в отличие, например, от термина "система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ч. 1 ст. 77) требует пояснений. Данное понятие охватывает системы (подсистемы) органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, причем при всей функциональной и организационной взаимосвязанности каждая из названных систем относительно самостоятельна и отличается значительной спецификой.

Теоретическим обоснованием наличия, как видно из вышеизложенного, системы органов государственной власти является принцип единства системы государственной власти. Действие и реализация



Глава 21. Органы государственной власти РФ                                                                       313

данного принципа в условиях федеративного устройства Российского государства и наличия широкого, многообразного круга субъектов РФ проявляется в том числе в виде создания и функционирования не только системы федеральных органов государственной власти, но и системы (подсистемы) органов государственной власти субъектов РФ.

Органы государственной власти Российской Федерации – сложная и специфическая совокупность органов, действующих в рамках РФ в целом, т.е. это органы государственной власти федерального уровня.

Поскольку рассматривается вопрос о месте, положении и роли именно органов государственной власти, т.е. о федеральных органах государственной власти, стоит обратиться к опыту регламентирования статуса высших органов власти в прежних конституциях. Что в недавнем прошлом в комментариях и в научной юридической литературе преподносилось как одно из основных преимуществ советского строя? Это признание только совокупности Советов народных депутатов единой системой органов государственной власти, невключение в эту систему органов государственного управления, органов суда. Это и содержавшееся в Конституции СССР 1977 г., в Конституции РСФСР 1978 г. и в конституциях других союзных и автономных республик положение – правовая норма. Советы народных депутатов непосредственно руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.

Утопичная теория Советов как якобы полновластных и "работающих корпораций", обладающих полнотой государственной власти и соединяющих в своей деятельности законодательство, организацию исполнения законов и контроль, обусловила включение в основные законы Союза ССР, республик и такого нереального, несбыточного, декларированного положения, которое перечеркивалось правительственными постановлениями и практикой партийных и исполнительных органов.

Вместо признания в Конституции и проведения в жизнь цивилизованного принципа разделения властей и построения на такой основе демократической системы государственной власти был провозглашен демагогический и химерический принцип всевластия Советов, составляющих якобы политическую основу государства. На самом же деле подлинную политическую основу социалистического государства составляли партийные организации КПСС снизу доверху и их аппарат Советы всех уровней в лучшем случае "оформляли" директивы и указания партийных органов, которые проводил "в жизнь" бюрократический, по сути, бесконтрольный исполнительный аппарат.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: