Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

ется его участие в управлении местными делами, т.е. осуществляется принцип народовластия на местном уровне. Это служит показателем развитости демократических институтов в обществе и государстве.

2. Управление муниципальной собственностью. Муниципальная собственность теперь признается и защищается равным образом среди других, провозглашенных и признаваемых Конституцией форм собственности. Муниципальная собственность составляет остов материальной базы местного самоуправления, без которой оно просто не может существовать и тем более развиваться, выполнять свои сложные функции. К данной функции относится и организация управления финансовыми средствами и ресурсами, которые находятся в ведении местного самоуправления. (См. ниже изложение вопроса о составе и статусе материально-финансовой базы местного самоуправления).

3. Обеспечение социально-экономического развития соответствующей территории. Хотя в Конституции данная функция прямо не обозначена, ее наличие и характер безусловно вытекают из содержания других правовых актов, регулирующих местное самоуправление. В "Положении об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы" установлено, что выборный представительный орган местного самоуправления утверждает программы развития соответствующих территорий. Следовательно, местное самоуправление и его органы обеспечивают решение задач экономического и социально-культурного развития городских и сельских населенных пунктов, укрепления правопорядка, участвуют в формировании и развитии рыночных отношений и осуществлении приватизационных процессов. Функционирование местного самоуправления непременно затрагивает все вопросы жизнедеятельности территорий, на которых действует система местного самоуправления.

4. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах. Данная функция (иногда именуемая "функцией обслуживания населения") обусловлена самим характером местного самоуправления, одной из основных целей и задач которого призвано быть повышение уровня и качества жизни населения каждой из самоуправляющихся территориальных единиц. Кроме того, для выделения названной функции имеются и достаточные правовые основания. Они заложены в ч. 1 ст. 130 и в ч. 1 ст. 132, в особенности в последней, где предусмотрено решение органами местного самоуправления "иных вопросов местного значения". Соответствующие правовые нормы, подчеркивающие указанную функцию, имеются и в Законе о местном



Глава 27. Конституционно-правовые основы местного самоуправления                          469

самоуправлении 1991 г. и в Указе Президента РФ по вопросам местного самоуправления.

5. Охрана общественного порядка – одна из основных функций, прямо вытекающая из содержания ч. 1 ст. 132. Помимо собственно охраны общественного порядка, местное самоуправление выполняет в пределах своей компетенции более широкие правоохранительные задачи, в первую очередь реализацию законов, укрепление правопорядка в целом. Иначе невозможно успешно осуществлять сложный спектр задач, связанных с управлением муниципальной собственностью, бюджетно-финансовыми ресурсами, местными налогами и сборами, обеспечивать взаимодействие со структурами и представителями федеральных органов исполнительной власти на территориях местного самоуправления, в частности, в городах, а также взаимосвязи с территориальным общественным самоуправлением.

6. Защита интересов и прав местного самоуправления. В соответствии со ст. 133, местное самоуправление обеспечено правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Функция защиты прав местного самоуправления проявляется также в запрете на ограничение его прав, которые установлены Конституцией РФ и федеральными законами.

При определенной самостоятельности каждой из кратко охарактеризованных функций, взятые вместе, они составляют некое единство, взаимосвязаны, развивают и дополняют друг друга, подчеркивая ту или иную сторону, грань многообразной деятельности местного самоуправления.

Сделаем некоторые выводы относительно природы органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления – это его структурно-организационные формы. В литературе высказываются две точки зрения. Сторонники одной из них делают вывод о негосударственной природе местного самоуправления. Другие полагают, что местное самоуправление – государственная власть особого рода. Самоуправление, по их мнению, сочетает в себе два начала:

с одной стороны, государственный тип самоуправления, а с другой – общественное самоуправление. Они разграничивают в теории сферу государственной власти и сферу местного самоуправления. Имеется в виду не иная природу органов местного самоуправления (они являются государственно–властными органами), а специфика их функций1.

1 Об этих точках зрения см.: Местное самоуправление в России Теория и практика // Государство и право 1993. № 6. С. 141 – 147, Краснов М.А. Введение в муниципальное право. М., 1993. С. 10.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: