Глава 27. Конституционно-правовые основы местного самоуправления 485

Четвертое – граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Пятое – ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.

Итак, мы рассмотрели не только конституционно-правовые ос новы местного самоуправления, но так или иначе затронули многочисленные законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся понятия и содержания местного самоуправления, его системы и структуры, материально–финансовой базы, компетенции, гарантий, ответственности и другие

Конституция и рассмотренный выше Федеральный Закон – стабильная правовая основа формирования всего массива текущего законодательства о местном самоуправлении. В этом сложном правотворческом процессе активное участие примут федеральные органы государственной власти и аналогичные органы субъектов РФ, население и органы местного самоуправления в городских и сельских поселениях.

В связи с признанием в Конституции РФ такого института, как местное самоуправление, повышением его роли в развитии народовластия и государственности в целом, а также с учетом формирования законодательства о нем в литературе высказано мнение о появлении муниципального права как комплексной отрасли права.

Муниципальное право может быть определено как право местного самоуправления1. Это правовое образование не принадлежит к числу основных отраслей права, поскольку его нормы выступают в качестве правовых норм одной из основных отраслей права (конституционного) и одновременно входят во вторичную правовую структуру – комплексную отрасль права, которая в данном случае и есть муниципальное право.

1 Фадеев В.И. Указ соч. С. 5–16.



Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

Дифференциация, выделение, отпочковывание от основных отраслей права новых и относительно самостоятельных правовых образований, комплексных отраслей – естественный процесс, в особенности с учетом развития рыночных отношений и приватизации предприятий Дифференциация, умножение правовых отраслей – объективное явление, которое отмечают многие юристы; в целом оно себя оправдывает с теоретической и с практически-прикладной точек зрения. Все больше утверждаются такие комплексные отрасли, как хозяйственное, экологическое, таможенное, морское, налоговое право.

Что касается муниципального права, его выделение из конституционного (государственного) права в самостоятельное правовое образование – явление закономерное и обоснованное с учетом комплексного характера, сложности и неоднородности отношений, регулируемых нормами этой правовой отрасли. Возможен подход к муниципальному праву как к под отрасли конституционного (государственного) права, но предпочтительнее все–таки рассматривать его как комплексную отрасль российского права.

Термин "муниципалитеты" – это, собственно, городское самоуправление, но в последние годы он все чаще используется и применительно к самоуправлению в сельских поселениях и на других территориях, то есть к местному самоуправлению в целом.

Главная проблема – специфика предмета данной отрасли права, который является комплексным, сложным и неоднородным, охватывает отношения в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городах и сельских поселениях и на других территориях. К предмету муниципального права относятся многообразные и не однородные по характеру отношения и связи в сфере владения и распоряжения, властно-управленческие, бюджетно-финансовые, земельные, экономические, налоговые, жнлищно-коммунальные и др. Помимо этого, многие нормы муниципального права являются одновременно нормами основных, базово профилирующих отраслей права, таких, как конституционное (государственное), административное, и нормами муниципального права как комплексной отрасли.

Итак, муниципальное право – это совокупность юридических норм, регулирующих комплексные по своему характеру отношения в сфере местного самоуправления, его систему, компетенцию, гарантии и ответственность, а также формы деятельности.

С учетом терминологии, используемой в Конституции РФ (муниципальная собственность, муниципальные учреждения, муниципальная система), и в особенности в новейшем российском законо-


Глава 27. Конституционно-правовые основы местного самоуправления                          487

дательстве, в частности в Гражданском кодексе РФ 1994 г. (муниципальные образования, муниципальное имущество, муниципальные предприятия, муниципальная казна, муниципальные служащие), в официальных документах Президента и Правительства РФ (муниципальная власть, муниципальные органы, муниципальная статистика), и в целях унификации предпочтительнее именовать данное правовое образование муниципальным правом.




Раздел VII. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: