Глава 28. Стабильность и динамизм Конституции РФ 491

шением и различиями по значимости1. Она должна учитывать принцип федерализма (ст. 1 и 5 Конституции) и обусловлена образованием в соответствии с федеральным конституционным законом такого органа, как Конституционное Собрание.

Наконец, использование института всенародного голосования для принятия новой Конституции.

В ст. 134 Конституции регламентирован очень важный вопрос, касающийся предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ, перечислены субъекты данной процедуры. Это не законодательная инициатива, которая в соответствии с ст. 104 Конституции характеризует первый этап законодательного процесса – внесение в Государственную Думу подготовленного законопроекта, причем надо выделить юридически значимое внесение, т.е. это законодательная инициатива, которую Государственная Дума обязана рассмотреть с соблюдением всех правил законодательной процедуры.

Рассматриваемая инициатива несколько иная. Статья 134 говорит о порядке внесения предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ, определяет круг субъектов, обладающих правом внесения таких предложений. Это Президент РФ, Совет федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов, а также группы членов Совета федерации или депутатов Государственной Думы.

Названный круг несколько уже круга субъектов законодательной инициативы. Не обладают правом такой инициативы высшие судебные органы – Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ. Кроме того, если согласно ст. 104 Конституции правом законодательной инициативы обладает каждый член Совета федерации и депутат Государственной Думы, то право названной инициативы принадлежит только группе численностью не менее 1/5 членов каждой из палат (соответственно 36 членов Совета Федерации или 90 депутатов Государственной Думы).

Согласно ч. 3 ст. 92 Конституции исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Реализация палатами федерального Собрания и законодательными (представительными) органами субъектов права названной инициативы требует определенных пояснений и конкретизации Государственная Дума и Совет федерации осуществляют данное право исходя из норм ст. 102 и 103, определяющих предметы ведения каждой из палат и предусматривающих принятие постановления по вопросам своего ведения.

1 Подробнее об этом см.: Конституция Российской федерации Комментарий. С. 572–573.


492                                 Раздел VII. Конституционные поправки и пересмотр Конституции


Глава 29. Порядок пересмотра Конституции и внесения конституционных поправок

Более детально процедура пересмотра положений Конституции и внесения в нее поправок регулируется ст. 135 и 136 Конституции РФ. Особое значение имеет ст. 135 Конституции, подчеркивающая усложненный, "жесткий" порядок пересмотра Конституции, который можно условно подразделить на три составные части и проанализировать каждую из них.

Первая часть – это конституционно-правовая норма ч. 1 от 135. положения гл. 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Данная норма обусловлена особой значимостью и основополагающим характером этих глав Конституции; их особой значимостью в иерархии конституционных норм. В указанных главах содержатся положения об основах конституционного строя, о правах и свободах человека и гражданина; о конституционных поправках и пересмотре Конституции. То, что Конституция устанавливает иерархию конституционных норм, видно из содержания ч. 2 ст. 16 Конституции, в соответствии с которым никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Нормы, содержащиеся в гл. 1, 2 и 9, занимают главенствующее положение в иерархии конституционных норм, поскольку в концептуальном отношении выражают саму сущность Конституции, что, конечно, не означает какого-либо принижения значения других групп норм – о федеративном устройстве, организации и взаимоотношениях федеральных органов государственной власти; о порядке принятия в РФ и образовании в ее составе нового субъекта; об изменении статуса субъекта РФ и др.

Положения гл. 1, 2, 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, что в значительной мере "выключает" парламент из процедуры пересмотра Конституции. В этом – серьезное отличие нынешней Конституции от ранее действовавших в России, которые предоставляли Верховным Советам – высшим представительным органам государственной власти – право принимать новую конституцию, изменять и дополнять любые ее главы и статьи, что также отражало полновластие Советов.

Вторая часть устанавливаемого ст. 135 порядка пересмотра гл. 1, 2, 9 – это участие Федерального Собрания в данной процедуре и реализации предложений о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ.

Принципиальная неприкосновенность в рамках данной Консти-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: