Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью).

Вторую группу составляют налоги и сборы, вводимые районными и городскими органами местного самоуправления, на территории которых находится курортная местность (налог на строительство объектов производственного назначения, курортный сбор). К третьей группе отнесены налоги и сборы, устанавливаемые решениями районных и городских органов местного самоуправления (сбор за право торговли, сборы с граждан и предприятий на благоустройство территорий и другие цели, налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей, сбор с владельцев собак, лицензионные сборы за право торговли винно-водочными изделиями и за право проведения местных аукционов и лотерей и др., всего 16 видов налогов и сборов). Указами Президента РФ устанавливалось также, что дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные Законом об основах налоговой системы в Российской Федерации, могут вводиться решениями органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Компетенция органов самоуправления. Компетенция государственного органа – сложная категория, по поводу ее содержания в юридической литературе ведутся в течение многих лет дискуссии. Отметим лишь, что компетенция – это совокупность предметов ведения, прав и обязанностей. При определении и рассмотрении компетенции органов местного самоуправления целесообразно подразделить ее по сферам деятельности (управления) и определенным образом сгруппировать полномочия, составляющие компетенцию в каждой из сфер деятельности, в которой действуют и осуществляют свои функции органы местного самоуправления. Под сферой деятельности или управления понимаются объединенные однородные и родственные по целям, задачам и характеру отрасли управления, условно составляющие единое целое. В государственно-правовой и, в особенности, административно-правовой учебной и научной литературе обычно называются следующие сферы деятельности или управления: 1) народное хозяйство; 2) социально-культурное строительство; 3) административно–политическая деятельность (термин условен, сюда включаются оборона, безопасность, иностранные дела, внутренние дела, юстиция, внешнеэкономическая деятельность и таможенное дело); 4) межотраслевая сфера, охватывающая управление природными ресурсами и охрану окружающей среды, статистику, финансы, кредит и банковское дело, стандартизацию, метрологию и сертификацию и т.д. Применительно к каждой из названных сфер можно сгруппировать и кратко охарактеризовать компетенцию орга-



Глава 27. Конституционно-правовые основы местного самоуправления                            481

нов местного самоуправления. Степень влияния органов местного самоуправления на функционирование каждой из перечисленных сфер и их составных частей весьма различна и обусловлена их статусом, а также объемом полномочий, к которым располагают в соответствии с законодательством органы местного самоуправления. Основы их компетенции определены в Конституции; детали содержатся в актах текущего законодательства.

1. Компетенция органов местного самоуправления в сфере народного хозяйства охватывает управление муниципальной собственностью, а также взаимоотношения с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на территории местного самоуправления. Указанная компетенция включает полномочия в области земельных отношений, строительства, транспорта и связи, жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения.

2. Компетенция в сфере социально-культурного строительства охватывает полномочия в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, занятости населения.

3. Компетенция в сфере административно-политической деятельности касается прежде всего общественного порядка, который включает в себя обеспечение спокойствия в общественных местах, пресечение хулиганских действий, привлечение лиц, нарушающих правила поведения в общественных местах, к административной ответственности, укрепление законности, борьбу с административными правонарушениями и др.

4. Компетенция в межотраслевой сфере включает в себя полномочия в области охраны окружающей среды, статистики, финансов и кредита, частично в сфере таможенного дела. В отраслях, составляющих данную сферу, органы местного самоуправления выполняют определенный объем функций и полномочий. Например, они совместно с таможенными и иными органами осуществляют мероприятия по созданию и развитию таможенной инфраструктуры, отводят для этих целей земельные участки, помещения и т.д.

В обобщенной, синтезированной и в то же время достаточно конкретизированной форме предметы ведения, т.е. по существу основная и решающая часть компетенции местного самоуправления, урегулированы в ст. 6 названного Федерального закона.

1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

2. К вопросам местного значения относятся:

1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: