Цели и задачи практики

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По прохождению производственной практики

(по профилю специальности) ПП.04

(ПМ. 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности)

для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена

специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

 

наименование профиля: социально-экономический

 

 

Сургут

2017


    РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании кафедры «Экономики и бухгалтерского учета»   Протокол № _____ от «___» __________ 2017 г. Заведующий кафедрой ______________ Т. А. Брагина

 

Методические рекомендации по прохождению производственной практики (по профилю специальности) ПП.04 составлены в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 28.07.2014 г. № 832, рабочей программой производственной практики (по профилю специальности) ПП.04.

 

Авторы-составители:

Т. А. Брагина, преподаватель экономических дисциплин 1 квалификационной категории;

О. А. Осит, преподаватель экономических дисциплин.

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          4  
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ                                                                        5  
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ                                                                          9 СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ                                                                          11 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ                                                  20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                        22 ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                 24    

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Практика является одним из важнейших элементов процесса подготовки квалифицированных специалистов в области экономики и бухгалтерского учета.

     Программа производственной практики (по профилю специальности) ПП.04 является частью ППССЗ (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности.

Практика по профилю специальности направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта.

Производственная практика (по профилю специальности) ПП.04 для студентов проводится после освоения дисциплины МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности, дисциплины МДК 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности.

Срок проведения производственной практики (по профилю специальности) ПП.04: на базе основного общего образования – 6 семестр, объем времени – 2 недели (72 ч), на базе среднего общего образования – 4 семестр, объем времени – 2 недели (72 ч), итог практики – дифференцированный зачет. Форма проведения практики – концентрированная.

Студенты, не выполнившие программу производственной практики ПП.04 (по профилю специальности), не допускаются к сдаче квалификационного экзамена по ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности.

В качестве базы производственной практики могут быть использованы предприятия направление деятельности, которых соответствует профилю подготовки обучающихся (коммерческие структуры, торговые и бюджетные организации).

В период прохождения производственной практики (по профилю специальности) ПП.04 студент обязан:

- посещать место проведения производственной практики в течение всего установленного срока;

- соблюдать трудовую дисциплину, установленную в организации;

- выполнить задание производственной практики;

- оформить отчет по производственной практике и соответствующие документы согласно заданию.

Документы  производственной практики (по профилю специальности) ПП.04:

До начала производственной практики ПП.04 (по профилю специальности) на установочном семинаре учащийся отделения СПО получает комплект документов:

- методические указания по производственной практике;

- направление на практику (приложение 1);

- титульный лист (приложение 2)

- форму дневника производственной практики (приложение 3);

- форму характеристики (отзыва) студента по месту прохождения производственной практики (приложение 4).

По окончании производственной практики (по профилю специальности) ПП.04 студенты проходят ее защиту с предоставлением заполненных отчетных документов (дневник, отчет, характеристика, выполненные задания).

Результаты защиты производственной практики (по профилю специальности) ПП.04 вносятся в ведомости, зачетные книжки и приложение к диплому.

Проведение зачета по производственной практике планируется в последний день практики.

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

 

Основными целями производственной практики (по профилю специальности) ПП.04 в рамках требований ФГОС СПО являются: получение практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверка его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.

Задачи практики:

1) приобретение профессиональных навыков, необходимых при решении конкретных профессиональных задач установленных ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);

2) сбор, обобщение и анализ практического материала.

Прохождение производственной практики предполагает два этапа:

- первый – знакомство с организационно-экономической характеристикой предприятия;

- второй – знакомство с нормативно-правовой базой; составление и использование бухгалтерской отчетности; предложение мероприятий по совершенствованию составления бухгалтерской отчетности (с обязательным обозначением существующих недостатков).

Требования к результатам прохождения производственной практики (по профилю специальности) ПП.04.

По итогам прохождения производственной практики студент должен:

иметь практический опыт:

- составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния организации;

- составления налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;

- участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности;

- анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

уметь:

- отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;

- определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

- закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;

- устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;

- осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах.

знать:

- определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;

- механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;

- методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;

- порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;

- методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;

- требования к бухгалтерской отчетности организации;

- состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;

- бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности;

- методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;

- процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;

- порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;

- порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;

- сроки представления бухгалтерской отчетности;

- правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;

- формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;

- форму налоговой декларации во внебюджетные фонды и инструкцию по ее заполнению;

- форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;

- сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;

- содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению;

- порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;

- методы финансового анализа;

- виды и приемы финансового анализа;

- процедуры анализа бухгалтерского баланса:

- порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;

- порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;

- процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;

- порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;

- состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;

- процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;

- процедуры анализа отчета о прибыли и убытках:

- принципы и методы общей оценки деловой активности организации,

- технологию расчета и анализа финансового цикла;

- процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;

- процедуры анализа влияния факторов на прибыль.

Результатом освоения программы производственной практики является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД): Составление использование бухгалтерской отчетности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код Наименование результата обучения
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

В соответствии с учебным планом производственная практика (по профилю специальности) проходит на предприятиях различных видов деятельности и организационно - правовых форм.

В период практики студенты могут быть зачислены на штатную должность по специальности, однако им в этом случае должны быть созданы условия для ознакомления с организацией и постановкой бухгалтерского учета, финансовой работы по всем разделам программы.

 Находясь на практике, студент обязан:

       - выполнять правила внутреннего распорядка, действующие на предприятии и требования трудового законодательства;

      - точно и своевременно выполнять рекомендации руководителя практики от предприятия.

Для ознакомления с необходимыми материалами студент обязан обращаться к руководителю практики от организации.

Учебно-методическое руководство практикой студентов осуществляется преподавателем, в обязанности которого входит проведение необходимых консультаций, посещение мест практики, проверка отчетов студентов.

В качестве руководителя производственной практики от предприятия целесообразно назначить главного бухгалтера предприятия, его заместителя либо ведущего бухгалтера.

Руководитель практики от предприятия обеспечивает студента рабочим местом, дает практикантам необходимые консультации и разъяснения, требует своевременного и доброкачественного выполнения работ в точном соответствии с утвержденной программой, проверяет качество выполненной студентами работы, по окончании практики дает письменную характеристику (отзыв) на студента (приложение 4) и заверяет составленный отчет по практике.

Отчет по практике является основным документом, по которому студент отчитывается по своей работе.

Оформление отчётов по производственной практике (по профилю специальности) осуществляется с целью:

1) выявления уровня компетентности студента, т.е. способности применять полученные знания по профессиональному модулю в конкретных ситуациях;

2) систематизации имеющегося практического материала;

3) развития умения делать самостоятельно выводы, обосновывать свою точку зрения;

4) развития умения работать с законодательно-нормативными документами;

5) развития умения выбирать наиболее подходящие инструменты для решения практических задач, находить, и умело использовать имеющиеся возможности.

При составлении отчётов целесообразно руководствоваться законодательными и нормативными документами, основной и дополнительной литературой, указанными в данных рекомендациях.

Отчет должен быть результатом самостоятельной творческой работы студента. Изложение должно быть содержательным, но кратким.

По окончании практики отчет, подписанный руководителем практики от предприятия и заверенный печатью, студент сдает руководителю практики от учебного заведения в установленные преподавателями сроки.

Итоговая оценка за производственную практику (по профилю специальности) ставится руководителем практики от учебного заведения на основании оценки за отчёт и характеристики - отзыва предприятия.                      



СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

    

 

Код и наименование профессиональных модулей, разделов и тем практики Содержание учебного материала Трудовые действия Кол-во часов Уровень освоения
ПМ.04. Составление и использование бухгалтерской отчетности     72  
Организационно-экономическая характеристика предприятия Сведения об организации (место расположения, вид деятельности). Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность организации. Правовая основа деятельности данного учреждения, его цели и задачи. Организационно-экономическая характеристика предприятия. Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения. Особенности бухгалтерской программы, применяемой в организации. - дать организационно-экономическую характеристику предприятия; - изучить особенности учетной политики предприятия. 4 3
МДК. 04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности     24  
Тема 1.1. Общие положения по бухгалтерской отчетности   Нормативно-законодательные документы, регламентирующие порядок составления и представления отчётности в Российской Федерации. Адреса представления и сроки представления отчетности. Состав и формы годовой бухгалтерской отчетности и общие требования к ней. Достоверность и существенность в бухгалтерской отчетности. Ответственность за нарушение правил ведения учета и представления отчетности в РФ. Средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.  - изучить классификацию и законодательные основы бухгалтерской отчетности 4 3
Тема 1.2. Основные принципы формирования бухгалтерской отчетности   Основные правила формирования бухгалтерской отчетности. Основополагающие допущения -учёт по методу начисления; -непрерывность деятельности предприятия. Качественные характеристики отчетности.   - рассмотреть процедурные и качественные требования к бухгалтерской отчетности. 4 3
Тема 1.3. Этапы составления бухгалтерской отчетности   Промежуточная бухгалтерская отчётность. Годовая бухгалтерская отчётность - изучить особенности составления отчётности в РФ 4 3
Тема1.4. Процедуры, предшествующие заполнению форм бухгалтерской отчетности   Исправление ошибок, выявленных до даты представления бухгалтерской отчётности. Уточнение оценки активов и пассивов, отраженных в бухгалтерском учёте Отражение финансового результата деятельности организации Сверка данных синтетического и аналитического учета на дату составления бухгалтерской отчётности - изучить исправление ошибок до даты подписания и после утверждения бухгалтерской отчетности;  - составить бухгалтерскую справку -составить налоговую декларацию по налогу на прибыль 4 3
Тема 1.5. Формы бухгалтерской отчетности Бухгалтерский баланс - форма № 1 Общие понятия; структура бухгалтерского баланса Отчёт о финансовых результатах  форма №2 Доходы и расходы по обычным видам деятельности, прочие доходы и расходы. Отчет об изменениях капитала - форма №3. Основные показатели отчёта. Отчёт о движении денежных средств - форма №4. Текущая, инвестиционная, финансовая деятельность. Приложения к балансу и отчёту о прибылях и убытках – форма № 5. Содержание и порядок его заполнения Отчет о целевом использовании полученных средств – форма № 6 - составляют некоммерческие организации, в том числе общественные организации и объединения и их структурные подразделения. Данные синтетического и аналитического учёта по счёту 86, счета по учету расходов некоммерческих организаций. Взаимоувязка показателей бухгалтерского баланса Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу Изменения в учётной политике предприятия. Оценка деловой активности организации, данные о динамике экономических и финансовых показателей организации. Информация о рисках хозяйственной деятельности организации. Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчётности организации (требуется в случае, если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту) - составить бухгалтерский баланс; - заполнить отчет о прибылях и убытках; -заполнить отчет об изменениях капитала; -заполнить отчет о движении денежных средств; - заполнить отдельные разделы приложения к бухгалтерскому балансу; - заполнить отчет о целевом использовании полученных средств; - заполнить формы пояснительной записки и аудиторского заключения 4 3
Тема 1.6. Сводная, консолидированная и сегментарная отчетность организации Понятие, необходимость и цели трансформации. Существующие варианты трансформирования. Основные этапы и методика проведения трансформации бухгалтерской отчетности РФ в отчетность по международным стандартам. Понятие и сфера применения сводной и консолидированной бухгалтерской отчетности. Регулирование сводной (консолидированной) отчётности в современном российском законодательстве. Принципы формирования сегментной управленческой отчётности. Отчетные сегменты. Раскрытие информации по отчетным сегментам - произведение трансформации бухгалтерской отчетности - формирование сводной и консолидированной бухгалтерской отчетности   4 3
МДК. 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности        44  
Тема 1.1. Теоретические и организационно-методические основы анализа финансовой отчетности. Сущность, задачи, содержание и принципы финансового анализа. Система показателей анализа финансовой отчетности. Место финансового анализа в комплексном экономическом анализе и в системе других наук. Виды и приемы финансового анализа. Основные группы пользователей результатов анализа.  Информационное и организационное обеспечение проведения анализа и оценки результатов деятельности хозяйствующих субъектов. Основные методы проведения анализа: сравнительный анализ, метод группировок, метод детализации, метод средних величин, факторный анализ. - изучить особенности применения различных методов анализа для оценки результатов хозяйственной деятельности   8 3
Тема 1.2. Анализ бухгалтерского баланса.   Горизонтальный и вертикальный анализ статей баланса. Коэффициентные и факторные методы анализа. Общая оценка структуры имущества организации и источников его формирования по показателям баланса. Оценка структуры активов по показателям баланса. Анализ основного капитала и оценка его использования. Система частных и обобщающих показателей анализа состояния оборотного капитала и его использования. Оценка рентабельности активов. Оценка структуры пассивов. Система показателей оценки эффективности использования собственного и заемного капитала. Анализ ликвидности бухгалтерского баланса. Расчет и оценка финансовых коэффициентов платежеспособности. Критерии оценки несостоятельности (банкротства организации). Определение характера финансовой устойчивости организации, расчет и оценка по данным отчетности финансовых коэффициентов рыночной устойчивости. Классификация финансового состояния организации по сводным критериям оценки бухгалтерского баланса. Принципы и методы общей оценки деловой активности организации.Технология расчета и анализа финансового цикла. Анализ эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью. - дать общую оценку статей баланса. - проанализировать эффективность использования основных средств - оценить эффективность использования оборотного капитала. - оценить эффективность использования собственного и заемного капитала. - проанализировать ликвидность и платежеспособность. - проанализировать финансовую устойчивость - оценить показатели деловой активности организации 8 3
Тема 1.3. Анализ отчета о финансовых результатах   Понятие финансовых результатов и порядок их формирования. Анализ и оценка состава, структуры и динамики доходов и расходов организации. Анализ влияния факторов на прибыль. Общая оценка структуры и динамики затрат по элементам. Факторный анализ себестоимости. Оценка затрат на 1 рубль продукции. Анализ затрат по статьям расходов. Сводная система показателей рентабельности. Факторный анализ экономической рентабельности. Оценка воздействия финансового рычага. - заполнить отчет о финансовых результатах     8 3
Тема 1.4. Основы анализа отчета об изменениях капитала   Оценка состава и движения собственного капитала. Расчет и оценка чистых активов. -заполнить отчет об изменениях капитала    4 3
Тема 1.5. Основы анализа отчета о движении денежных средств   Методика анализа движения денежных средств по данным отчета о движении денежных средств организации. Показатели анализа достаточности денежных поступлений для финансирования оборотного капитала организации. - заполнить отчет о движении денежных средств    8 3
Тема 1.6. Основы анализа пояснения (приложения) к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах Состав и оценка движения заемных средств. Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности. Расчет коэффициентов оборачиваемости задолженности. Методика анализа амортизируемого имущества. Методика анализа движения средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений. - изучить особенности заполнения приложения к бухгалтерскому балансу     4 3
Оформление отчета по практике.         4 3

Промежуточная аттестация - в форме дифференцированного зачета.

     

                                                            





double arrow
Сейчас читают про: