СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» как гениальный памятник древней русской литературы. История его открытия и опубликования. Летописные повести о походе Игоря Святославича и «Слово»

Памятник XII века – «Слово о полку Игореве», один из центральных памятников древнерусской литературы, с гениальной силой и проникновенностью отразивший в себе главное бедствие своего времени – слабость государственного единства Руси и, как следствие, слабость ее обороны от натиска степных кочевых народов, в быстрых набегах разорявших русские города и села, несших собою смерть и разрушение.«Слово о полку Игореве» первое из дошедших до нас произведений, которое может быть названо в собственном смысле литературным. Это произведение художественное и в своем целом и в частях. Мысль поэта свободно перемещается в пространстве и во времени, поднимаясь над историческим фактом. В произведении нет дат, последовательного и подробного рассказа о походе Игоря. О многих событиях автор упоминает вскользь, как о хорошо известных его современникам, что доказывает подлинность памятника. Это блестящий показатель той высоты культурного развития и народного самосознания, какая достигнута была Древней Русью в первые столетия ее государственной жизни. Через 200 лет после своего написания оказало силльнейшее влияние на написание задонщины.

Находка памятника положила начало литературоведению из-за глубокого изучения Слова.

В начале 90-ых годов XVIII века известным любителем и собирателем русских древностей А.И.Мусиным-Пушкиным был найден список «Слова», переписанный в XVI веке. Текст находился в сборнике древнерусских произведений светского характера. Он был приобретен А.М. Мусинным-Пушкиным у бывшего архимандрита Спасо-Ярославского монастыря – Иоиля Быховского. Помимо «Слова» в этом сборнике были «Хронограф», летопись, «Сказание об Индийском царстве», повесть «Об Акире Премудром», «Девгениево деяние». Сборник этот сгорел во время пожара Москвы в 1812 году, когда горела библиотека Мусина-Пушкина. Первое краткое сообщение о «Слове» было сделано поэтом того времени М.М.Херасковым в 1797 году во втором издании его поэмы «Владимир». Более подробное сообщение было сделано Н.М.Карамзиным в журнале, издававшемся французскими эмигрантами в Гамбурге, за 1797 год. В 1800 году А.И.Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с А.Ф.Малиновским, Н.Н.Бантыш-Каменским и историком Н.М. Карамзиным было издано «Слово о полку Игореве».     С рукописи памятника была снята копия для Екатерины II, которая заключала в себе перевод, примечания и краткую справку о «Слове». После пожара во время нашествия Наполеона погиб единственный старый список Слова и мы теперь обладаем поздней екатерининской копией XVIII в

Летописи Повести дошли до нас: одна в составе южнорусской Ипатьевской, и др. — северно-русской Лаврентьевской летописей.Летописный рассказ Ипатьевской летописи более подробен и фактически точен. Большинство исследователей обратили внимание на сюжетные и текстуальные параллели между этой повестью и «Словом о полку Игореве». Однако повесть в Ипатьевской летописи обладает и самостоятельной художественной ценностью. Она наполнена интересными деталями и яркими стилистическим сравнениями. В повести подробно описываются затмение солнца, первая победа русских над половцами, желание Игоря преследовать врагов. Как половцы возгордились и приготовились идти на Русскую землю: хан Кончак звал идти на Киев, где побилы были половцы. Другой хан Гзак настаивал идти в Посемье, где остались одни лишь женщины и дети, можно брать город без опаса. Не договорившись друг с другом, ханы пошли в разные стороны, разорили, пожгли города и вернулись в половецкие степи.  Детально описана жизнь князя в плену и его бегство. Одна из самых интересных художественных особенностей повести — покаянная речь кн. Игоря во время битвы, когда он вспоминает, как взял на щит город Глебов у Переяславля, не пощадив его жителей. Для повести в Ипатьевской летописи характерен интерес к нравственному осмыслению поступков героев и стилистической яркости. Судя по этой летописи, Святослав в союзе с другими князьями одержал еще 2 крупные победы над половцами. После этого казалось, что враг обессилен и Киевская земля возродится. Но надежда подорвалась поражением Игоря, после чего вновь усилились набеги.

Повесть проникнута благочестивым христианским настроением, отличавшим в первую очередь Игоря. Увидев на пути затмение солнца, Игорь утешает дружину тем, что тайны божией никто не знает, а всякое затмение- от бога. Победу русских над половцами в первом столкновении Игорь объясняет помощью божьей, поражение- наказанием божимзи убийства и кровопролития, учиненные им и в Русской земле. Летописная повесть передает последовательно все основные подробности похода Игоря, а Слово стремится к возбуждению чувства жалости и участия к игоревой беде, автор дает несколько лирических картин. В Ипатьевской так же говорится о храбром Всеволоде. В подробностях передано, как стало известно Святославу о поражении Игоря: он пошел к Новгород-Северскому, желая идти на половцев к Дону на все лето, и тут он узнал впервые о том, что его двоюродные братья Игорь и Всеволод сами отправились против половцев и стало ему досадно. Затем, придя к Чернигову он от участника Игорева похода узнает о поражении ратьев и со вздохом упрекает князей, отворившим ворота Руси врагам, которых он год назад обессилил. После этого Святослав шлет весть соседним князьям, призывая на помощь в борьбе с половцами. В Слове Святослав ничего не знает о походе, но злое предчувствие томит его. Он видит сон.значение которого толкуется метафорически. Золотое слово близко к тем укорам,кот произносит в Ипатьевской летописи

Повесть о походе князя Игоря в Лаврентьевской летописи более лаконична и не всегда точна фактически. В ней звучит явное осуждение князей. Рассказ в Лаврентьевской летописи с некоторыми изменениями вошел в состав многих более поздних летописных сводов.

(по тет- Игорь провинился перед кназьями- был участником усобных войн и нанимал в своей войско половцев, на не русичей. Из летописи узнали, что 4м был Святослав, племянник Игоря. Это был семейный поход- на месте, где живут теперь половцы, жили давно их деды- идут и славу найти. И землю найти. Игорь-царь южных земель. Двигались из Новгорода и Курска, северяне осуждали это событие, южане – жалели. Автор относится объективно- и восхищается, и осудит.)

Олегово гнездо- когда остановились в степи с награбленным, тут их захватили половцы. Княжеская честь- закон- или быть убитым, или вернутся с победой, но не попасть в плен. Игорь впервые попадает в плен. Причина- не имели стрел + жажда (узнаем из плача Ярославны)

Половец Овлур тайно крещен в хрестьянскую веру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: