Повесть». Основные гипотезы по поводу ее создания. Народно-поэтические предания о князьях и народе. Ее художественные достоинства. Роль фольклора в произведении

Гипотеза- распечатка.

Ряд летописных рассказов, относящихся к самой ранней эпохе русской истории, выдает свое народно-поэтическое происхождение. Некоторые события передаются в летописи по впечатлениям очевидцев и по воспоминаниям редактора свода.

О занятии Киева воеводами Рюрика Аскольдом и Диром, о княжении Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Ярополка, Владимира, Ярослава и др князей до CвятополкаII- здесь использован материал народно-поэтических преданий и лит-сказочных мотивов.

Нар-поэт предания об Олеге находятся в связи с его походом на Царьград и его смертью от его коня. В подробностях рассказа дают себя знать следы нар-поэт преданий: обычное в героических песнопениях перечисление народов, отправляющихся с Олегом в Византию, и кол-во кораблей, на каждом из которых по 40 человек, и установление кораблей на колеса, отравленное питье(связь с фольклором), обильная дань с побежденных, насмешливое отношение киевлян к новгородцам.

О смерти Игоря 945- отзвук дружинного сказания, взаимоотношения князя и дружины и месть жены Игоря, Ольги, описана в живой форме эпического повествования, обильные диалоги.. Ольга первая в русском княжеском роде принимает крещение.

В характеристике Святослава, сына Ольги, проступают отзвуки эпического сказания, сложенного в идеализировавшей князя дружинной среде.

Сказание о крещении Владимира и добывание невесты удалым молодцом при помощи покорения города использует народно-поэт пред.

В рассказе о белгородском киселе подчеркнута глупость печенеговКроме рассказа о междукняжеских отношениях- художественный и драматичный рассказ об ослеплении Василька под 1097 г-, принадлежащего священнику Василию и написанного с такими реальными подробностями, что это могло быть сделано только со слов очевидца, под 1065, в рассказе о знамениях, говорится о том, что в то время рыбаки вытащили уродливое детище из реки Сетомля, «его же рассматривали до вечера и обратно в воду». Под 1096 г приведен рассказ о нападении наПечерский монастырь половцев под предводительством хана Боняка.

Худож. Летопись наряду с другими памятниками русской литературы 11-12 в является значительным показателем роста народного самосознания в древней Руси.

Вследствие разнородности материала, из кот составлялась летопись, в повести бытуют разные жанры, стилистический строй. Летописный стиль отличается сжатостью,лаконичностью,что проявляется в фактических заметках в одну или несколько строк, многочисленных образцах прямой речи. В распространенных рассказах- диалогическая речь, вносящая в изложение элементы драматизации.Сравнительно многословны и риторичны летописные повести житийного типа вроде сказания об убийстве Святополком Бориса и Глеба. Это обуславливается значительным количеством библейских цитат. В иных случаях летописная риторика дает образцы подлинного поэтического воодушевления- похвала книгам под 1037 г.

Язык летописи в церковных повествованиях- церковнославянский, в народно-поэтических преданиях и песнях язык обнаруживает тесную связь с живым русским языком 11-12 в. Это сказывается в использовании летописью пословиц и поговорок. Русская летопись ярко отразила национальные интересы.

Фольк добавить из тетради

Ораторская проза XI-XIIвв. СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИИлариона. Отражение в нем культурного расцвета и политического значения древнерусского гос-ва 1 пол XIв. Композиция и стиль «слова о Законе и Благодати».

добавить из тетради

Утверждение на Руси христианства должно было с ранних пор сопровождаться развитием проповеднической, поучительной литературы, пропагандировавшей основные нравственные положения новой веры. Торжественная, риторически украшенная проповедь давала образцы ораторского искусства и была одновременно фактом и фактором литературного развития. Наиболее замечательным представителем проповеднической литры на Руси был Иларион.ПоставлениеИлариона в митрополиты Ярославом было очень важным актом в истории русской государственной и церковной политики, так как оно явилось сознательным шагом к освобождению русской церкви от административного вмешательства церкви византийской, присылавшей на Русь своих митрополитов. О судьбе и объеме лит деятельности Илариона известно мало («Повесть о врем лет», 1051-Ярослав ставит Илариона в русские митрополиты и в Киево-Печерском патерике, в котором Иларион пострижен в монахи Печерского монастыря)

«Слово» сохранилось в большом кол-ве списков. Начиная с XV в, причем списки подразделяются на 4 редакции. Датируется Слово промежутком 1037 и 1050, в нем упоминается церковь у Золотых ворот и о живой жене Ярослава,умершей в 1050. Т. О., слово написано до возведения Илариона в сан митрополита

Политические идеи Ярослава Мудрого получили наиболее яркое воплощение в «Слове о законе и благодати». Иларион указывает, что евангелием и крещением бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на вселенское господство Нового Рима – Византии. Все эти идеи изложены в «Слове» с точностью и ясностью, что отчетливо отразилось в самом названии памятника – «Слово – о законе Моисеем данном и о благодати и истине Иисус Христом бывшим и како закон отъиде, благодать /же/ и истина всю землю исполни и вера в вся языки простреся и до нашего языка (народа) русьскаго, и похвала кагану нашему Владимиру, от негоже крещенибыхом (и молитва к богу от всеа земли нашеа)». «Слово» написано между 1037 – 1050 годами. Композиция «Слова» трехчастная. Первая часть произведения касается основного вопроса исторических воззрений средневековья: вопроса взаимоотношения двух заветов – Ветхого и Нового – «закона» и «благодати». Взаимоотношение это рассматривается Иларионом в обычных символических схемах христианского богословия, в последовательно проведенном символическом параллелизме. Но подбор этих традиционных символических противопоставлений оригинален – Иларион создает собственную патриотическую концепцию всемирной истории. Он настойчиво выдвигает вселенский, универсальный характер христианства, Нового завета, «благодати», сравнительно с национальной ограниченностью Ветхого завета, «закона». Подзаконное состояние при Ветхом завете сопровождалось рабством, а «благодать», Новый завет – свободой. «Закон» сопоставляется с тенью, светом луны, ночным холодом; «благодать» - с солнечным сиянием, с теплотой. Взаимоотношение людей с богом раньше, в эпоху Ветхого завета, устанавливалось началом рабства, несвободного подчинения – «закона». В эпоху же Нового завета – началом свободы –«благодати». Время Ветхого завета символизирует образ рабыни Агари, время Нового завета – образ свободной Сарры. В этом противопоставлении особенное значение Иларион придает моменту национальному – Ветхий завет имел временное и ограниченное значение. Новый завет вводит всех людей в вечность. Ветхий завет замкнут в одном народе, а Новый завет имеет всемирное распространение. Иларион доказывает, что все народы равны в своем общении с Богом.

Иларион отмечает, что Русь равноправна со всеми странами и не нуждается ни в чьей опеке. Русскому народу принадлежит будущее, принадлежит великая историческая миссия. Патриотический и полемический пафос «Слова» растет по мере того, как Иларион описывает успехи христианства среди русских.

Если первая часть «Слова» говорила о вселенском характере христианства, а вторая часть — о русском христианстве, то в третьей части возносится похвала князю Владимиру. Органическим переходом от второй части к третьей служит изложение средневековой богословской идеи, что каждая из стран мира имела своим просветителем одного из апостолов. Есть и Руси кого хвалить, кого признать своим просветителем: «Похвалим же и мы, по силе нашей, малыими похвалами великаа и дивнаасътворьшааго, нашего учителя и наставника, великааго кагана нашеа земли Володимера». Русская земля и до Владимира была славна в странах, в ней и до Владимира были замечательные князья: Владимир, «внук старого Игоря, сын же славного Святослава»

Иларион высоко ставит авторитет Русской земли среди стран мира. Он описывает военные заслуги Владимира, силу и могущество русских князей, славу Русской земли, чтобы показать, что принятие христианства могущественным Владимиром не было вынужденным, что оно было результатом свободного выбора Владимира и руcского народа. Подчеркивая, что крещение Руси было личным делом князя Владимира, так как это позволяло ему соединение в нем «благоверия с властью», Иларион явно полемизирует с точкой зрения греков, приписывавших себе инициативу крещения «варварского» народа.

Затем переходит к описанию личных качеств и заслуг Владимира. Патриотический пафос достигает сильнейшей степени напряжения, когда, пространно описав просветительство Владимира, новую Русь и «славный град» Киев, Иларион обращается к Владимиру с призывом восстать из гроба и посмотреть на плоды своего подвига. Далее следует заключительная часть – молитва к Владимиру, пронизанная тем же патриотическим подъемом, патриотическою мыслью.

В стиле «Слова» Иларион использует метафорические сравнения, риторические вопросы и восклицания, повторения, параллелизм. Образы параллелизма- закон сопоставляется с тенью, светом луны, ночным холодом и с библейскими персонажами Агарью и Измаилом, а благодать- с солнечным сиянием, теплотой, Саррой и Исааком. Метафорические выражения проходят через все Слово, пример олицетворения- обращение благодати к богу с просьбой сойти на Синай и положить закон. В Слове нередко ритмически организована речь- рядом идут короткие предложения, заканчивающиеся созвучными глаголами.

Благодаря этому «Слово» исполнено ораторской патетики, пафоса. Высокое художественное мастерство обеспечило «Слову о законе и благодати» большую популярность в средневековой письменности. Оно становится образцом для книжников XII –XV веков, которые используют отдельные приемы и стилистические формулы. Слово написано библейским, книжным языком. Автор пользуется этим языком и вводит библейские цитаты.

Сопоставление дела Владимира на Руси с делом Константина для ромеев-греков направлено против греческих возражений на канонизацию Владимира: равное дело требует равного почитания. Сопоставление Владимира с Константином Иларион развивает особенно пространно, а затем указывает на продолжателя дела Владимира — на его сына Ярослава, перечисляет его заслуги, его строительство. Патриотический пафос этой третьей части, прославляющей Владимира, еще выше, чем патриотический пафос второй. Он достигает сильнейшей степени напряжения, когда, пространно описав просветительство Владимира, новую Русь и «славный град» Киев, Иларион обращается к Владимиру с призывом, почти заклинанием, восстать из гроба и посмотреть на плоды своего подвига: «Въстани, о честнааглаво, от гроба твоего, въстани, отряси сон, неси боумерл, нъ спиши до обыцааго всем въстаниа. Въстани, неси умерл, несть бо ты лепоумрети, веровавъшув Христа, живота всему миру. Отряси сон, възведи очи, да видиши, какоятячьсти Господь тамосъподобив и на земли не беспамятна оставил сыном твоим».

За третьей, заключительной частью «Слова», в некоторых рукописях следует молитва к Владимиру, пронизанная тем же патриотическим подъемом, патриотическою мыслью, и надписанная именем того же Илариона. «И дондеже стоить мир,— обращался Иларион в ней к Богу,— не наводи на ны (то есть на русских) напасти искушениа, ни предай нас в рукычуждиих (то есть врагов), не прозовесться град твой (то есть Киев) град пленен, и стадо твое (то есть русские) пришельци в земли несвоей». Была ли это заключительная молитва Илариона органической частью «Слова», или она была составлена отдельно — еще не совсем ясно, но, во всяком случае, она едина со «Словом» по мысли.

Итак, истинная цель «Слова» Илариона не в догматико-богословском противопоставлении Ветхого и Нового заветов, как думали некоторые его исследователи. Традиционное противопоставление двух заветов — это только основа, на которой строится его определение исторической миссии Руси. По выражению В.М. Истрина, это «ученый трактат в защиту Владимира». Иларион прославляет Русь и ее «просветителя» Владимира. Следуя за великими болгарскими просветителями — Кириллом и Мефодием, Иларион излагает учение о равноправности всех народов, свою теорию всемирной истории как постепенного и равного приобщения всех народов к культуре христианства.

Широкий универсализм характерен для произведения Илариона. История Руси и ее крещение изображены Иларионом как логическое следствие развития мировых событий. Чем больше сужает Иларион свою тему, постепенно переходя от общего к частному, тем выше становится его патриотическое одушевление.

Таким образом, всё «Слово» Илариона, от начала до конца, представляет собой стройное и органическое развитие единой патриотической мысли. И замечательно, что эта патриотическая мысль Илариона отнюдь не отличается национальной ограниченностью. Иларион все время подчеркивает, что русский народ только часть человечества.

Соединение богословской мысли и политической идеи создает жанровое своеобразие «Слова» Илариона. В своем роде это единственное произведение.

Прославление Ярослава,как продолжателя дела Владимира, после чего – обращение к Владимиру с призывом встать и посмотреть на процветание Русской земли и Русской церкви. Первая русская летопись и «Слово» Илариона явились блестящим выражением того народно-патриотического подъема, который охватил Киевское государство в связи с общими культурными успехами Руси. Оптимистический характер культуры этого периода позволил даже говорить об особом характере древнерусского христианства, якобы чуждого аскетизма, жизнерадостного и жизнеутверждающего. Академик Н.К. Никольский писал, что «при Владимире и при сыне его Ярославе русское христианство было проникнуто светлым и возвышенным оптимизмом мировой религии».

Знаменательно, что вся культура эпохи Ярослава, все стороны культурной деятельности первых лет XI века проходят под знаком тесного взаимопроникновения архитектуры, живописи, политики, книжности в недрах единого монументального стиля. Это золотой век древней русской литературы — век, оптимистически обращенный к русскому будущему.

8. Хождение как литературный жанр. Хождение игумена Даниила в «святую землю». Патриотические чувства автора «Хождения». Идея единства русской земли. Язык памятника.

добавить из тетради

После принятия христиантства и установления непосредственных связей с христианским Востоком, усиливается интерес к святым местам. Усваивая новую христианскую религию, русские люди желали воочию увидеть святые места, о которых писалось в «священных писаниях», и убедиться в истинности написанного. С XI века начинается путешествие русских людей на Святой Восток. Путешественник, в знак того, что он побывал в Палестине, привозил с собою на родину пальмовую ветвь. Поэтому они на Руси назывались «паломниками». Их называли также «каликами-перехожими». Калик – от греческого названия специальной обуви – калига, надеваемой путником. Паломничество со временем принимает массовый характер и светская власть наложила на паломничество вето, так как оно наносило серьезный ущерб княжеской экономике. Постепенно запрет распространился с мирян на монахов, которым предписывалось «не ногами искать спасения и Бога», а неукоснительным исполнением своих обязанностей и обетов у себя дома. Совершать путешествие имели право лишь представители высшей церковной иерархии. Для того, чтобы удовлетворить запросы людей, лишенных возможности побывать в Палестине, создаются описания путешествий-хождений. Так в XII веке возникает жанр хождения. Первым памятником этого жанра является «Хождение игумена Даниила в святую землю».

Игумен Даниил совершил паломничество в 1106 году. Он пробыл в Иерусалиме шестнадцать месяцев и вернулся на родину в 1108 году. В памятнике, где описано это путешествие, Даниил обнаруживает чисто русскую любознательность. Его интересует природа, планировка городов, оросительная система. Сообщает ряд интересных данных о реке Иордань, имеющей с одной стороны пологие, а с другой – крутые берега. Река эта напоминала ему русскую реку Сновь. Дает сведения оостровах Самос и Икос. Однако в «Хождении» большое место занимают религиозно-фантастические легенды. Эти легенды Даниил либо слышал и записал во время своего путешествия, либо вычитал в письменных источниках. Подробно описывает места, связанные с библейскими легендами. Несмотря на то, что основное внимание уделено религиозным вопросам, Даниил осознает себя полномочным представителем в Палестине русского народа. Он с гордостью сообщает, что русского игумена с честью принял король крестоносцев Балдуин (Иерусалим во время пребывания там Даниила был захвачен крестоносцами). Центральное место в памятнике занимает описание посещения гроба Господня, где Даниил молился за Русскую землю, за русский народ и поставил лампаду от имени всей Русской земли. Даниил с гордостью отмечает, что русская лампада зажглась, а «фряжская» (римская) – потухла. В этом он видит проявление особой божьей милости и благоволения к Русской земле. Это перекликается с основной направленностью русской летописи и других произведений XI –XII веков, ставящих перед собой задачу – показать и доказать, что «русский народ равен перед лицом Бога и имеет право на самостоятельное существование». Таким образом, путешествие, предпринятое с религиозной целью, получает политическую, патриотическую направленость.

Хождение пользовалось популярностью, широкое распространение объяснялось тем, что написано языком, близким к разговорному русскому языку. Дошло приблизительно в 100 списках, 15-19 в.

В заключение Даниил рассказывает о том, как усердно он молился за весь русский народ. Эта молитва была одной из целей его путешествия. Он говорит о себе как о представителе всей Русской земли, называя себя «игуменом русским». На Пасху он ставит «кандило на гробе святом от всея Русьскыя земля». На основании «Хожения» мы можем ярко представить себе незаурядную личность русского человека, патриота своей родины, прокладывающего путь в неведомые страны ради «пользы Руския земли». Никакие невзгоды, никакие испытания не могли испугать его, сломить его волю.

9. ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА. Положительный образ патриота, государственного деятеля, воина и человека в Поучении. Художественные достоинства произведения.

О высоком развитии учительской прозы Киевской Руси свидетельствует Поучение. В советах, кот князь давал перед смертью сыновьям и «иным, кто прочтет», отразился не только его опыт авторитетного государственного деятеля, политика и полководца, но и литературная образованность,писательский талант, его представление о нравственном облике христианина.

Наибольшей близостью к желанному тогда образу государственного правителя отличался Владимир Мономах, как о том свидетельствуют история и легенда. Речи Мономаха, его автобиография и переписка сообщают единый цельный образ, всегда равный себе, создавшийся на основе принципов «духовной» теории и здравой практики. Оригинал этого образа, Мономах, сам рекомендует его как пример хороших свойств и благого поведения. И, несомненно, этот образ так и воспринимается, будучи оправдан моралью духовной книжности и незапятнанной биографией героя.

Сочинение Мономаха, известное благодаря Лаврентьевской летописи, где оно читается под 1096 годом, состоит из 3х частей: поучения, автобиографической Летописи военных походов и житейских Трудов князя, Письма к Олегу Святославичу. Летопись и Письмо служат иллюстрацией положений Поучения. Мономах обратился к Олегу Святославичу по просьбе сына Мстислава. Причина- в битве с Олегом погиб его сын Изяслав. Мономах отказывается от мести и призывает прекратить усобицы. Владимир нашел в себе силы признать вину сына, которому «не следовало искать чужого»

В назидание потомкам он создал образ русского князя, который беспрекословно подчиняется старшему в роде, живет в мире и согласии с равными себе князьями, не притесняя младших князей и бояр, соблюдает христианские заповеди, беспрестанно трудится. Главный завет князя- «не погублять душу», кроме этого Поучение включало ряд конкретных советов по организации хозяйства, по поведению в военном походе, по отношению к близким, призыв к деятельному образу жизни, постоянной учебе на примере своего отца.

достоинства Владимир владел разными стилями речи: автобиогр часть написано просто, близким к разговорному языку, «высокий слог» характерен для рассуждений этико-философского толка, тонкими лирическими чувствами пронизаны фрагменты послания к Олегу Святославичу, н, просьба князя отпустить к нему вдову Изяслава, чтобы, обнявшись вместе с ней, оплакивать погибшего. Философская глубина размышлений о Боге и человеке, жизни и смерти, ценные практические советы, поэтическая образность стиля- все это помогло войти в «золотой фонд» русской литературы.

Говоря о князе Ярославе и его сыновьях, летописец в 1053 году упоминает о рождении сына Всеволодова - Владимира «от царице грькыне». Это и есть Мономах, который так говорит о своем происхождении и «наименовании» в «Поучении» детям: «Аз худый дедом своим Ярославом, благословленым, славным, нареченый в крещении Василий, русьскым именем Володимир, отцемвъзлюбленым и матерью своею Мьномахы...». Появление на свет Владимира Мономаха совпало со временем, когда только что наступил новый период в организации феодального управления Руси. Мономах родился в 1053 году, а в 1054 году умер его дед, Ярослав Владимирович, завещание которого обусловило дальнейшую историю совместного управления государством целым княжеским родом, которое заключалось в членении Русской земли между потомками Ярослава, при этом они передвигались по старшинству с менее выгодной области на освобождающуюся лучшую. Самый старший в роде занимал «первостепенный стол» - киевский и являлся главой остального княжья и блюстителем государства в целом. Переход же областей по прямой линии – от отца сыну – был неприемлем как право. Но это приводило к бесправию и произволу старших, и уже внуки Ярослава требовали прикрепления определенной вотчины к каждой линии, к каждому имени Ярославова рода. С ранней юности Владимир Мономах был вовлечен в водоворот усобиц, проистекавших главным образом от того, что, осиротелые при жизни дедов или старших дядей, князья исключались не только из старшинства, но и из наследства. Не только не получали отцовских волостей, но даже часто и никаких.

О его незаурядном таланте не только как политического деятеля, но и как писателя свидетельствует его «Поучение чадам моим». В «Поучении» он обращается непосредственно к своим детям, но значение его выходит за рамки узко семейные. Характерная особенность «Поучения» - тесное переплетение дидактики и автобиографических элементов. Обращаясь с наставлениями «к чадам своим», Мономах подкрепляет их не только сентенциями из текста «священного писания», но и в первую очередь конкретными примерами из собственной жизни. На первый план выдвигаются задачи государственные: князь должен заботиться о благе своего государства, строго и неукоснительно соблюдать клятвы и договора, не наступать на крестное целование, заботиться о бедных, думать о благе церкви, ради упрочения своей власти князь должен заботиться о «священническом чине». Мономах не рекомендует своим детям спасать свою душу в монастыре. Аскетический монашеский идеал чужд этому жизнелюбивому энергичному человеку. Но он призывает к неукоснительному соблюдению религиозной обрядности, к тому, чтобы спасать свою душу покаянием, слезами и милостыней. Князь должен быть стражем справедливости и не давать «сильным погубить человека». Он выступает как человек трудолюбивый, как ревностный поклонник просвещения. Одним из положительных качеств князя является щедрость, забота о приумножении и распространении своего доброго имени.

«Поучение» раскрывает облик незаурядного государственного деятеля русского средневековья, человека, в котором ярко воплотился светский идеал князя, которого заботит слава и честь родной земли. Умер князь Владимир в 1125 году и по обычаю летописи сообщение о княжеской кончине сопроводили характеристикой и оценкой покойного. В отношении Мономаха эта характеристика отличается наибольшей содержательностью, похвала ему перекрывает шаблон летописных посмертных панегириков. Чувствуется особое внимание к этому государственному деятелю. За его труд и подвиг на благо Русской земли и за его высокое человеческое достоинство. Владимир Мономах был выдающимся государственным деятелем. Он своей политикой содействовал прекращению княжеских распрей и раздоров.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: