Экономический механизм охраны окружающей природной среды

Экономический механизм охраны окружаю- щей среды - совокупность предусмотренных эко- номических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования. Осно- вы правового регулирования экономического меха- низма охраны окружающей среды установлены За- коном «Об охране окружающей среды».

Основные элементы:

1)планирование и финансирование природоохран- ных мероприятий, лицензирование;

2) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих ве- ществ в окружающую природную среду, разме- щение отходов;

3) установление нормативов платы и размеров пла- тежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окру- жающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

4)предоставление физическим и юридическим ли- цам налоговых, кредитных и иных льгот при внед- рении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

5) возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. Государственными природоохранительными орга-

нами ведутся кадастры природных ресурсов. Ка- дастр - систематизированный свод данных, вклю- чающий опись объектов и явлений с их оценкой, может включать рекомендации по использованию и охране природных ресурсов.

Планирование мероприятий по охране окру- жающей природной среды осуществляется на ос- нове программ и прогнозов социально-экономиче-


публиканских бюджетов.  V ритории действия конкретного договора страхования. V ского развития отдельных регионов; Финансирование


данных мероприятий производится за счет федераль- ного бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюд- жетов, средств предприятий, учреждений, экологи- ческих фондов, кредитов банков, взносов населений. Однако большинство программ недостаточно финан- сируются и оказываются невыполненными.

Одним из элементов охраны природы является лицензирование - система регулирования приро- допользования посредством экологических регла- ментации и ограничений. Осуществляется в виде выдачи лицензии на комплексное природопользо- вание либо использование отдельных природных ресурсов. Лицензия - разрешение, выдаваемое специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды.

Лимиты на использование природных ресурсов устанавливаются специально уполномоченным госу- дарственным органом в области охраны окружаю- щей природной среды, при этом учитывается эко- логическая обстановка в регионе. Лимитирование проводится 2 способами:

^устанавливаются на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов;

2) выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окру- жающую природную среду и размещения бытовых и производственных отходов.

С лимитами связана платность использования при- родных ресурсов.

Платность включает в себя:

1)плату за природные ресурсы, т. е. за право пользования ими в пределах установленных ли- митов; за сверхлимитное и нерациональное ис- пользование природных ресурсов;

2) плату за загрязнение окружающей природной сре- ды, т. е. за выбросы, сбросы загрязняющих ве- ществ, размещение отходов, в пределах установ- ленных лимитов, сверх установленных лимитов.


Страховым событием служит, внезапное, не- преднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожидан- ному выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий оговаривается в каждом конкрет- ном случае при заключении договора страхования.

Страховые события, по которым страховщик не несет ответственности:

1) события, связанные с последствиями военных дей- ствий, восстаний, забастовок, боевых действий;

2} события, вызванные радиоактивным загрязнением, облучением и другими последствиями деятельно- сти, связанной с использованием ядерного топлива;

3) события, связанные с умышленными действиями страхователя;

4) события, вызванные нарушением законов и дру- гих нормативных актов;

5) события, связанные с управлением производства персоналом, не уполномоченным на это, а также лицами, страдающими душевными болезнями;

6) иные страховые события.

Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных гражданским законодательством. Страховое возмещение включает в себя:

1) компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;

2) сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды;

3) расходы по очистке загрязненной территории и приведение ее в состояние, соответствующее нормативам;

4) расходы, необходимые для спасения жизни и иму- щества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред;

5) связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и другие рас- ходы, связанные с предъявлением исков.


Зоны экологического бедствия - территория РФ, где в результате хозяйственной либо иной де- ятельности произошли необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существен- ное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия. В таких зонах прекращается деятельность всех хозяйственных объектов, кроме объектов, связанных с обслуживанием населения, ограничиваются все виды природопользования, за- прещается строительство, реконструкция хозяйствен- ных объектов, принимаются меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоров- лению окружающей среды. Финансирование ме- роприятий по оздоровлению зон экологического бед- ствия производится в том же порядке, какой установлен для зон чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон «О защите населения и терри- торий от чрезвычайных ситуаций природного и тех- ногенного характера» содержит положения о преду- преждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс проводимых заблаговременно мероприя- тий, направленных на возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде. Ликвидация чрезвы- чайных ситуаций включает в себя аварийно-спа- сательные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материаль- ных потерь, локализацию зон чрезвычайных ситуаций.

Информация в области защиты населения и терри- торий от чрезвычайных ситуаций является открытой. Власти обязаны оперативно, достоверно информиро- вать население о принятых мерах, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения.


16. . КАДАСТР КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: