Государственной власти в этой сфере

Управление в сфере охраны окружающей среды - подзаконная исполнительно-распоряди- тельная деятельность государственных органов ис- полнительной власти и органов местного само- управления, целью которой является организация обеспечения сохранения окружающей природной сре- ды, ее восстановления и обеспечения экологической безопасности. Речь идет о распоряжении природны- ми ресурсами, об обеспечении рационального ис- пользования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного со- стояния окружающей среды, соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов граждан.

Функции управления - деятельность по обеспе- чению охраны окружающей природной среды и ра- ционального природопользования:

1) создание системы органов управления в сфере охраны окружающей среды;

2) подзаконное нормотворчество;

3) распоряжение (управление) природными ресурсами;

4) планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшение состояния природной среды;

5) экологическое нормирование;

6) экологическая экспертиза; 7)экологическое лицензирование;

8) экологическая сертификация; 9)экологический аудит;

^наблюдение за состоянием окружающей среды; 11)учет состояния и использования природных ресурсов; 12)экологическое образование и воспитание;

^экологический контроль.

Виды экологического управления:

1) общественное;

V 2)производственное;


3)отраслевое; 4)государственное.

Общественное управление осуществляется об- щественными формированиями и гражданами и вы- ражается в участии граждан и общественных форми- рований в проведении общественной экологической экспертизы, экологического контроля.

Производственное управление природопользо- ванием и охраной окружающей среды определяется задачами конкретного предприятия, которые с уче- том специфики предприятия могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, обращением с производственны- ми отходами. Управление осуществляется как руко- водителями производственных подразделений, функ- циональными службами (инженерами, механиками), так и специально создаваемыми службами по охране окружающей среды. Производственное управление регулируется в основном локальными актами.

Отраслевое управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется мини- стерствами, государственными комитетами, феде- ральными службами в пределах сферы деятельности, если деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Содержание отраслевого управления определяется спецификой деятельности, характером предприятий, масштабами и видами воздействий на природу.

На органах, осуществляющих государственное управ- ление природопользованием и охраной окружающей среды, лежит наибольшая ответственность за последо- вательное исполнение экологического законодатель- ства. Они обладают особыми правовыми и админист- ративными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть к государственному принуж- дению. Прежде всего -на них возложена ответствен- ность за обеспечение охраны окружающей природной среды в рамках экологической функции государства.


В интересах охраны здоровья человека, окружаю- щей природной среды и для оценки состояния почв устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных и радиоактивных веществ.

По действующему экологическому законодатель- ству нормирование качества окружающей природ- ной среды устанавливается в форме нормативов предельно допустимых концентраций вредных ве- ществ, загрязняющих окружающую среду, и норма- тивов предельно допустимых уровней вредных фи- зических воздействий.

Функции нормативов качества окружающей среды:

10станавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздей- ствий на природную среду;

2) оценивают состояние атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологиче- ским характеристикам, т. е. определяют благопри- ятное состояние окружающей природной среды;

3) нормативы качества учитываются при оценке воздей- ствия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на окружающую природную среду. Согласно Закону «Об охране окружающей среды»

нормативы предельно допустимых концентра- ций вредных веществ устанавливают в интере- сах охраны здоровья человека, сохранения генети- ческого фонда, охраны растительного и животного мира. Они должны быть определены на уровне, ис- ключающем причинение вреда здоровью человека. Нормативы качества окружающей природной среды едины для всей территории России. Допуска- ется установление более строгих нормативов с учетом природноклиматических особенностей, а также повы- шенной социальной ценности некоторых территорий (заповедников, курортных территорий, заказников).


Государственный лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда. Ведение данного кадастра осуще- ствляет Минприроды России и его территориальные органы. Данные государственного лесного кадаст-ч ра используются при государственном управлении лесным хозяйством; переводе лесных земель в не- лесные земли; определением размеров платежей за пользование лесным фондом; при оценке хозяй- ственной деятельности лесопользователей.

Государственный водный кадастр и государ- ственный учет поверхностных и подземных вод представляют собой систематическое определение количества и качества водных ресурсов, имеющих- ся на данной территории. Данный кадастр ведется с целью обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных

объектов, их восстановления и охраны.      CD Государственный кадастр объектов живот- чг~"

ного мира ведется с целью обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и вос- становления среды его обитания.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведе- ния о статусе этих территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий. Данный кадастр содержит регулярно обновляемые сведения обо всех особо охраняемых природных территориях федерального, региональ- ного и местного значения.

Ведение государственного кадастра отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр размеще- ния отходов, банк данных об отходах и технологиях использования и обезвреживания отходов различ- ных видов.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: