Управление в сфере охраны окружающей среды - подзаконная исполнительно-распоряди- тельная деятельность государственных органов ис- полнительной власти и органов местного само- управления, целью которой является организация обеспечения сохранения окружающей природной сре- ды, ее восстановления и обеспечения экологической безопасности. Речь идет о распоряжении природны- ми ресурсами, об обеспечении рационального ис- пользования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного со- стояния окружающей среды, соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов граждан.
Функции управления - деятельность по обеспе- чению охраны окружающей природной среды и ра- ционального природопользования:
1) создание системы органов управления в сфере охраны окружающей среды;
2) подзаконное нормотворчество;
3) распоряжение (управление) природными ресурсами;
4) планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшение состояния природной среды;
|
|
5) экологическое нормирование;
6) экологическая экспертиза; 7)экологическое лицензирование;
8) экологическая сертификация; 9)экологический аудит;
^наблюдение за состоянием окружающей среды; 11)учет состояния и использования природных ресурсов; 12)экологическое образование и воспитание;
^экологический контроль.
Виды экологического управления:
1) общественное;
V 2)производственное;
3)отраслевое; 4)государственное.
Общественное управление осуществляется об- щественными формированиями и гражданами и вы- ражается в участии граждан и общественных форми- рований в проведении общественной экологической экспертизы, экологического контроля.
Производственное управление природопользо- ванием и охраной окружающей среды определяется задачами конкретного предприятия, которые с уче- том специфики предприятия могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, обращением с производственны- ми отходами. Управление осуществляется как руко- водителями производственных подразделений, функ- циональными службами (инженерами, механиками), так и специально создаваемыми службами по охране окружающей среды. Производственное управление регулируется в основном локальными актами.
Отраслевое управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется мини- стерствами, государственными комитетами, феде- ральными службами в пределах сферы деятельности, если деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Содержание отраслевого управления определяется спецификой деятельности, характером предприятий, масштабами и видами воздействий на природу.
|
|
На органах, осуществляющих государственное управ- ление природопользованием и охраной окружающей среды, лежит наибольшая ответственность за последо- вательное исполнение экологического законодатель- ства. Они обладают особыми правовыми и админист- ративными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть к государственному принуж- дению. Прежде всего -на них возложена ответствен- ность за обеспечение охраны окружающей природной среды в рамках экологической функции государства.
В интересах охраны здоровья человека, окружаю- щей природной среды и для оценки состояния почв устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных и радиоактивных веществ.
По действующему экологическому законодатель- ству нормирование качества окружающей природ- ной среды устанавливается в форме нормативов предельно допустимых концентраций вредных ве- ществ, загрязняющих окружающую среду, и норма- тивов предельно допустимых уровней вредных фи- зических воздействий.
Функции нормативов качества окружающей среды:
10станавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздей- ствий на природную среду;
2) оценивают состояние атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологиче- ским характеристикам, т. е. определяют благопри- ятное состояние окружающей природной среды;
3) нормативы качества учитываются при оценке воздей- ствия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на окружающую природную среду. Согласно Закону «Об охране окружающей среды»
нормативы предельно допустимых концентра- ций вредных веществ устанавливают в интере- сах охраны здоровья человека, сохранения генети- ческого фонда, охраны растительного и животного мира. Они должны быть определены на уровне, ис- ключающем причинение вреда здоровью человека. Нормативы качества окружающей природной среды едины для всей территории России. Допуска- ется установление более строгих нормативов с учетом природноклиматических особенностей, а также повы- шенной социальной ценности некоторых территорий (заповедников, курортных территорий, заказников).
Государственный лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда. Ведение данного кадастра осуще- ствляет Минприроды России и его территориальные органы. Данные государственного лесного кадаст-ч ра используются при государственном управлении лесным хозяйством; переводе лесных земель в не- лесные земли; определением размеров платежей за пользование лесным фондом; при оценке хозяй- ственной деятельности лесопользователей.
Государственный водный кадастр и государ- ственный учет поверхностных и подземных вод представляют собой систематическое определение количества и качества водных ресурсов, имеющих- ся на данной территории. Данный кадастр ведется с целью обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных
объектов, их восстановления и охраны. CD Государственный кадастр объектов живот- чг~"
ного мира ведется с целью обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и вос- становления среды его обитания.
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведе- ния о статусе этих территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий. Данный кадастр содержит регулярно обновляемые сведения обо всех особо охраняемых природных территориях федерального, региональ- ного и местного значения.
|
|
Ведение государственного кадастра отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр размеще- ния отходов, банк данных об отходах и технологиях использования и обезвреживания отходов различ- ных видов.