Экологический мониторинг

Мониторинг окружающей среды можно охаракте- ризовать как одну из мер охраны окружающей сре- ды, функции государственного управления и право- вой институт.

Мониторинг - система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменения. Основные положения мониторинга за- креплены в Законе «Об охране окружающей среды». Как функция управления экологический мониторинг организуется с целью наблюдения за состоянием окру- жающей среды, происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир с целью обеспечения заинтересован- ных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде,

предупреждениями и прогнозами ее состояния. Правительством РФ было принято постановление

«О создании Единой государственной системы эко-

логического мониторинга».

В создании и обеспечении функционирова- ния Единой системы участвуют:

1) Министерство природных ресурсов РФ (осуще- ствляет общее руководство деятельностью Еди- ной государственной системой экологического мониторинга);

2) Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (общее руководство и координация деятель- ности министерств и ведомств, предприятий и орга- низаций в области экологического мониторинга);

3) Федеральная служба России по гидрометеороло- гии и мониторингу окружающей среды (органи- зация мониторинга состояния атмосферы, поверх- ности вод, морской среды, почв, околоземного пространства и т. д.);


4) Государственный комитет РФ по земельным ре- сурсам и землеустройству (мониторинг земель);

5) Федеральное агентство лесного хозяйства РФ (мониторинг лесов);

6) Федеральный горный и промышленный надзор России (мониторинг обеспечения промышленной безопасности);

7) Министерство здравоохранения и социального развития' РФ (мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения). Также в Единой системе экологического монито- ринга участвуют: Министерство обороны РФ; Ми-

нистерство РФ по атомной энергетике и т. д.

На Минприроды России и Росгидромет воз- ложены обязанности:

1) обеспечение населения и хозяйственно-экономи- ческих структур предупреждениями о возникно- вении стихийных явлений, информацией о фоно- вом состоянии загрязнения окружающей среды, прогнозами погоды;

2) ведение государственных архивов данных в об- ласти мониторинга окружающей среды;

3) выполнение международных обязательств РФ по передаче гидрометеологической информации и данных по загрязнению окружающей среды.

Информация в области мониторинга загрязнения окружающей среды предоставляется пользователям бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере затраты на эти услуги. Такие расходы ком- пенсируются за счет средств федерального бюдже- та. Бесплатно данная информация предоставляется органам государственной власти РФ, органам Еди- ной государственной системы предупреждения и лик- видации чрезвычайных ситуаций. Другим пользова- телям информация предоставляется за плату.

Данные мониторинга природной среды служат ос- новой для ведения кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых хозяй- ственных и иных решений.


2) проверять работу очистных сооружений;

3) назначать государственную экспертизу и обеспе- чивать контроль за ее выполнением;

4) требовать устранения выявленных недостатков;

5) привлекать виновных к административной ответ- ственности, подавать иск в суд;

6) принимать решение об ограничении, приостанов- лении, прекращении работы объектов или дея- тельности, несущей вред окружающей природной среде или представляющей опасность для жизни и здоровья человека.

Общественный контроль осуществляется обще- ственными организациями, профсоюзами, граждана- ми, органами местного самоуправления. Задача об- щественного контроля - проверка выполнения требований Закона «Об охране окружающей среды». Профсоюзы вправе беспрепятственно посещать предприятия; требовать устранения нарушений, угро- жающих жизни и здоровью работников; вправе уча- ствовать в разработке правовых актов, государствен- ных программ по охране окружающей природной среды и т. д. Граждане могут сообщать об известных им правонарушениях, участвовать в проверках, пи- кетах и т. д.

Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреждений, организаций. Задача производственного контро- ля - проверка соблюдения нормативов качества окружающей среды; выполнение требований экологиче- ского законодательства; рациональному использованию природных ресурсов; проверка выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружаю- щей среды. Этот контроль организуется собственни- ком, владельцем предприятия, организации. Обязан- ность осуществления производственного контроля может быть возложена на отдельных должностных лиц, а может быть создана специальная служба.


объекта - заказчик планируемой деятельности обязан предоставить требуемую документацию на государственную экологическую экспертизу;

3) принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной или иной деятельности и ее последствий - данный принцип распространяется на оба вида экологи- ческой экспертизы. Органы и комиссии экологи- ческой экспертизы обязаны оценить всю полноту видов и масштабов воздействия на природную сре- ду в процессе реализации объекта экспертизы;

4) принцип достоверности и полноты информации, предоставляемой на экологическую экспертизу - обязывает заказчика обеспечить предъявление достоверной и полной информации об объекте экспертизы;

5) принцип независимости экспертов при осуществ- лении ими экологической экспертизы - заинте- ресованность эксперта может свести на нет зна-

чение экспертизы, как обязательной меры охраны            00 окружающей природной среды;       т—

6) принцип научной обоснованности, объективности и законности заключения экологической эксперти- зы - содержащиеся в заключении суждения и вы- воды должны быть научно аргументированы. Объект должен оцениваться объективно, беспристрастно, непредвзято. Если соблюдены не все требования закона, то комиссия не вправе дать положитель- ное заключение;

7) принцип гласности, учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы - яв- ляется средством реализации права граждан на благоприятную окружающую природную среду;

8) принцип ответственности участников экологиче- ской экспертизы за организацию, проведение, ка- чество экологической экспертизы - в случае не- выполнения участниками экспертизы требований организации и проведения экспертизы они будут нести ответственность, предусмотренную законом.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: