Экзистенциально-личностный тип мировоззрения

Социально-исторический тип мировоззрения

Архаическое мировоззрение прошло долгий путь развития и представлено, как уже было сказано, разными формами: анимизмом, тотемизмом, фетишизмом.

Самыми понятными человеку кажутся (на самом деле только кажутся) его собственные желания и поступки. Чаще всего нетрудно догадаться, какими чувствами и стремлениями руководствуются в своих поступках другие люди.

У первобытного человека (а также у ребенка в раннем детстве) такой способ понимания и действия легко переносится на все окружающие явления: растения, леса, горы, реки и т.д. Во всем видится живое, одушевленное. Ему кажется, что каждая вещь, каждое животное живет капризами, прихотями и не предсказуемо, как и он сам. У каждого явления своя душа - это и есть анимизм. Развиваясь, анимизм превращал угощения в жертвоприношения, случайные крики и прыжки - в обряды, уговаривания - в заговоры, далее молитвы.

Мифологическое мировоззрение вырастает из архаического, исходно-анимистического. Оно отличается от него большей абстрактностью. Души явлений окончательно отделяются от них и образуют особый мир - мир духов, которые вступают между собой в отношения, типичные для людей. Они любят и ненавидят друг друга, заключают браки и враждуют, ссорятся и помогают друг другу, обманывают и открывают правду.

На явления мира переносятся теперь уже не только отдельные желания людей, но и их социальные взаимосвязи. То есть силы природы выступают в яркой персонифицированной форме (как живые личности), а их связи - как привычные и в целом понятные отношения между людьми.

На мифологической стадии развития мировоззрение становится более богатым и глубоким, чем на предшествующей, архаической стадии его становления. Природа и человеческая жизнь рассматриваются теперь как арена столкновений, борьбы и побед мировых сил, действующих по понятным для человека мотивам.

Миф - это не только образ окружающего мира, но и образ действия. Миф вплетает человеческую жизнь в игру мировых стихий. И люди буквально проигрывают мифы. В ходе магических обрядов, воспроизводя миф, «пропевая» и «вытанцовывая» его, люди сами становятся как бы участниками борьбы мировых сил и получают возможность воздействовать на них. Жизнь рода и жизнь Космоса сливаются в мифологическом мировоззрении в одно целое. Благодаря этому миф выполняет не только познавательную, но и ценностную функцию, становится программой, обеспечивающей организацию человеческого поведения.

Религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и включает в себя многие его элементы. Грань между мифологическим и религиозным довольно подвижна, но все же она существует. Главное отличие состоит в том, что персонифицированные мировые силы (духи, боги) окончательно превращаются в надмировые и внемировые.

Религиозное мировоззрение окончательно превратило потусторонний мир в мир сверхъестественный. Теперь никто не удивится отсутствию богов на реальном Олимпе. Верующему человеку вообще не страшны эмпирические опровержения его верований. Ведь никакая эмпирия (опыт) неспособна и близко подойти к запредельному сверхчувственному миру.

Зарождение философского типа мировоззрения происходило в рамках религиозного мировоззрения. Оно было переходом от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума. Философия возникла как результат борьбы между мифологической, коллективно- фантазийной картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.

Философия занимается рациональным описанием и толкованием действительности. Она стремиться понять мир из его собственных, внутренних начал и оснований, опираясь при этом на силу логического, аргументированного рассуждения и веру в силы самого человека, в Человека с большой буквы.

Экзистенциально-личностный тип мировоззрения

Характерными чертами стихийного мировоззрения являются несистематичность знаний, разрозненность взглядов, оно некритично и мало рефлексивно. То есть человек еще не осознает, что у него есть определенное (одно из многих) мировоззрение, что могут быть какие-то другие взгляды на мир.

Догматическое мировоззрение. Слово «догма» означает учение, как правило, глубоко продуманное и всесторонне разработанное специалистами. Такое учение дает ответы на самые разные вопросы. Оно систематизировано. В этом его безусловные достоинства по сравнению со стихийным мировоззрением.

Но догматический тип мировоззрения не является самокритичным. Человеку оно преподносится как некоторая безусловная ценность. Отступление от нее часто вызывает санкции со стороны общества: политические репрессии, социальные гонения, отлучение от церкви и тому подобное. Носитель догматического мировоззрения и сам становится нетерпимым к инакомыслию, оказывается неспособным воспринять взгляды, выходящие за пределы принятой догмы.

Тип мировоззрения, который формируется собственными усилиями человека, называется рефлексивным. Рефлексия - это способность человека как субъекта познания делать своим предметом не только явления и события внешнего мира, но и самого себя, свой внутренний мир. Это размышление не только о чем-то, но и о том, как происходит, как разворачивается данное размышление.

Рефлексивное мировоззрение нельзя почерпнуть в готовом виде из книг, фильмов или средств массовой информации. Оно вырабатывается только самим человеком. Конечно, любой человек свободен не абсолютно, при формировании мировоззрения он опирается на накопленный человечеством культурный и мировоззренческий опыт. Но приобщаясь к идеям выдающихся мыслителей (философов, поэтов, ученых и религиозных деятелей), человек делает самостоятельные шаги и в своем духовном развитии. В формировании рефлексивного (культурно и исторически детерминированного, но свободного по сути, по духу своему) мировоззрения, незаменимую роль играет философия в ее личностно-жизненном преломлении.

Именно в философии находим мы концентрированное выражение рефлексивной способности человеческого мышления. Философия анализирует сами средства постановки и решения мировоззренческих проблем.

 

2. Особенности философского знания

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет,

методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой от­дельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеоло­гию, логику и т. д.);

носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатывае­мых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно развивается и обнов­ляется;

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" пробле­мы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

 

3. Древнегреческая философия (Общий обзор)

Философия возникла в рабовладельческом обществе, развитие которого способствовало появление первых философских учений. Медленно развивалось производство не мифологического, а естественных объяснений природы. Объяснения мира из самого себя, таковым, каков он есть. Ответ на эти требования в обществе появились зачатки натурального объяснения природы, что все произошло из вед океана и воздух присутствует во всех вещах. Древние индусские мыслители в своих философских книгах – ведах, тоже пытаются объяснить мир, исходя из натурал. предписаний. Древние китайские философы говорили, сто всё природные явления состоят из материальной частицы «ци» и подчинение в своем развитии зак–ти «дао».

Зачатки натурального подхода к об – ию природы стали идейная истоя древних философских учений.

В 6-7 вв. до н.э. бурно развивалась философская мысль в Греции, здесь создаются новая не мифологическая картина мира, центральный элемент – это учение о космосе – «космология».Согласно взглядам древнегреческих натурфилософам, космос охватывает всю землю, человека, растительный и животный мир, все небесные святила. Он имеет сферическую форму, конечную по своим размерам. В нем все возник вопрос: к чему все возвращается. Ответы на эти вопросы философии не одинаковы:

1.Натурфилософы считали основой всех вещей воду, воздух, огонь, землю (из воды все происходит в воду все превращается).

2.Пифагоренцы видели основы всех вещей в математических цифрах.

3.Эмматы считают первоосновой всех вещей в ед-м: недвиж. бытии.

4.Анатомисты первоосновой всего сущего считали атом. Атомы разл. между собой размерами и формат. и двиг. в пустате образ. Леногор. предметов мира.

Материализм носил наив. характер, он не был подкреплен научными доводами, но содержал в себе гениальные догадки. Представители наивн. материализма – Энфур, Лукрецки кар, Демокрит.

Большое внимание уделялось древнегреческим мыслителям и развитию диалектики. Они видели взаимосвязь вещей, их пост. Развитие предметов диалектической мысли древности был Гераклит.

Диалектика древних философов носила стихийный характер, ее выводы нельзя было доказать на практике научно. Тем не менее наивный материализм и стихийная диалектика древних философов способствовала развитию, как философской мысли, так и естествознания.

На виду с материализмом развивалась и идеалистическая философия. В древнем мире она представляла пифагорейцами, утверждалось, что сущ-ю является число. Представители Сократ и Платон.

С возникновением 2 направлений (материализма и идеализма) начинается борьба между ними. Материализм был представлен «линией Демокрита», а идеализм «линией Платона»

Выводы:

1.Особенность античной философии – это наивный материализм и стихийная диалектика.

2.В это время были созданы 2 основных направления философии- материализм и идеализм.

3.В философских учениях древности были заложены основные тенденции развития всей философской мысли.

4.Наивный материализм и стихийная диалектика положило начало научному пониманию мира, стали основой для возникновения разных наук.

 

4. Философия Средних веков (Общий обзор)

Средневековым называют период исторического развития Западной Европы и Ближнего Востока со времени падения Римской империи до XIV- XVвв.. Философия этого времени………..

Основных 2 источ-в:

1.древнегреческая философия

2.священные писания, которое повернуло философию в русло христианства.

Отличительной чертой философии средних веков являлось ее ярко выраженный религиозный характер. Религиозное мировоззрение теоцентрично.

Теоцентризм – это такое понимание мира, в котором историзм и причина всего сущего выступал бог, он центр мироздания, актив. и творич. начало. В основе гносеологии идея божеств. откровения.

Мировоззрение в соответствии с которыми Бог из лично сотворил живую и неживую природу, находящийся в постоянном изменении, называется креоционизм. Система взглядов в соответствии с которым всеми мир событиями управл. Бог, называется провиденциализм.

С IV в. религия распространяет свое влияние на все, формирование общественной жизни и прежде всего духовную.

В историю философия этого времени вошла под названием схоластика (символ оторван от реальной жизни).Представители средневековой схоластики – Фома Аквинский.

Доя философии этого времени была характерна борьба материализма и идеализма, она выражалась в споре реалистов и номиналистов по поводу того, что из себя представляет общественный понятие, т.е. универсальные. В борьбе этих 2 …………….

Вывод: главной чертой средневековой философии является креационизм, т.е. ярко выраженный религиозный характер.

 

5. Философия Возрождения (Общий обзор)

Возрождение называют период перехода от средневекового к новому времени (XIV-XVIвв.) это время, когда феодализм уже исчерпал себя, а буржуазно- производственные отношения еще не утвердились, и тем не менее с развитием капитально производственных отношений, с развитием экономики возникли потребность в изучении природы, следовательно необход. материального мира.

Средневековая философии была направлена к Богу, а философия эпохи возрождения к человеку.

Мировоззрение, согласно которому человек это центр вселенной и высшая цель мировоззрения, называется антропоцентризм. Утверждение в обществе представлений о свободе и сильном человеке, приветств. гуманизм и индивидуализм.

Философия этого времени нашла отражение в итальянской философии и искусстве. Представители Гоказзо.

Выводы:

1.историческое значение философской эпохи возрождения – преодоление религиозной схоластики средних веков.

2.Она содействовала возникновению рациона-ой критич. философской методологии.

3.Способствовала росту авторитета науки.

 

6. Философия Нового времени (Общий обзор)

В XVI-XVII вв. это новый период в развитии общественной мысли, это время, когда в Европе утверждается и начало быстро развиваться капиталистически – производственные отношения; время географических открытий, детерминируемых бурным развитием промышленности и торговли. Религия утратила господствующее положение в философии. Развитие капитализма, промышленности требуется познание законов природы и на их основе преобр. общего производства.Возникновение нового мировоззрения, отечественной интервенции развития науки о природе. В это время произошло открытие Ньютона, Коперника, Гегеля, который способствовал развитию естествознания познания – центральная проблема философии. В это время широко распространяется механика.

Основной чертой этого времени является механистический материализм с присущим ему метафизическем материолизмом познания, основные методы научного познания это ……

1.Индукция (от единич. Философов к общим).

2.Анализ (разлож. исследов. предмета на части).

Дедукция и синтез не получили своего развития.

Развитие естествознания поставило перед философией задачу - создание методов научного познания.

В гносеологии появилось 2 новых направления, которые призваны дать откуда берутся наши знании о мире:

1.Эмперизм - исторические знания, опыт (Локк, Бекон, Гоббс).

2.Рационализм – историческое познание, врожденные идеи (Декарт, Лейбниц).

Сенсуализм – философское направление, согласно которому все знания о мире протекают из ощущения.

Если рационалисты подчеркивали активную роль мышления, и не интересовались реально проходившими процессами, то эмпирики напротив недооценивали творческий характер мышления.

Эмпиризм и рационализм выражали 2 направления развития философской мысли: материализма и идеализма.

Вывод:

1.Философия нового времени нанесла существенный удар по религиозной схоластики.

2.Она способствовала развитию науки.

3.Материализм нового времени был идеологией прогрессивного класса. Она подготовила буржуазные революции в Европе.

4.Французская философия нового времени подготовила почву для становления немецкой классической философии.

Недостатки философии нового времени:

1.В ее метафизичности

2.В ее механистичности

3.Материализм нового времени идеалистически толковал исторические процессы.

Философия нового времени оставила нерешенными ряд проблем, которые требовали иного метода познания, с этой задачей справилась классическая немецкая философия.

 

7. Немецкая классическая философия (Общий обзор)

Немецкая классическая философия (конец 18- начало 19 вв.)

Немецкая классическая философия была подготовлена рядом факторов:

1.Влиянием французской буржуазной революции.

2.Влиянием промышленной революции в Англии.

3.Достижение естественных наук.

Германия конца 18 века – это раздробленное феодальное государство, в нем господствовали идеалистические воззрения. Немецкая буржуазия только складывалась, как класс и была политически бесправна. Социально – экономическое и политическое положение Германии конца 18 века наложила отпечаток на немецкую философию того времени. Ей свойственен двойственный компромиссный порой противоречивый характер.

Яркие представители немецкой классической философии – И.Кант, Гегель, Фихте, Фейербах.

И.КАНТ (1724-1804), главное произведение – «Критика чистого разума».

1.ОНТОЛОГИЯ. С одной стороны для Канта присуще естественное объяснение происхождения вселенной, из хауса. Солнечная система – говорил Кант, - произошла из первоначальной туманности. Существует множество миров, они находятся в постоянном процессе возникновения и уничтожения.

С другой стороны, Кант утверждал, что конечной первопричиной мира является Бог. Любое существо, в конечном счете, создано Богом.

2.ГНОСЕОЛОГИЯ. С одной стороны, Кант признавал, объективное существование вещей, называл их «вещь в себе».

С другой стороны, Кант утверждал, что познать эту «вещь в себе» невозможно.

Кант – агностик, он говорил, что ощущения зависит от органов чувств, они субъективны и ничего общего с предметами не имеют.

Теория познания Канта

Но откуда берутся наши знания о предмете? На этот вопрос, Кант отвечал, наши знания априори (с греч. пер.- до опыта).Знания в готовом виде находятся в другие субъекта, но априорные знания не являются врожденными. Априорные пространства, время, причинность. Кант утверждал, что рассудок не черпает свои знания из природы, а предписывает их ей. Знание возникает из чувственности и рассудка, в последствии разум лишь определяет границы познания.

Итак, основной чертой философии Канта является компромисс, между идеализмом и материализмом. Понимая это, Кант писал: «Я должен был ограничить область знания, чтобы оставить место вере».

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Заслуга Канта в т.познания заключается в том, что он установил недостаточность аналитического метода познания и поставил вопрос о роли синтеза. В научном исследовании заслугой Канта являются и черты диалектики, присущие его т.познания.

Теория познания: чувства – наши ощущения

рассудок – возникают понятия

разум – высшая ступень познания.

ЭТИКА КАНТА. Кант разработал всеобщий закон нравственности, так называемый категорический императив (обязательное поведение), суть его сводится к следующему: каждый человек независимо от его положения в обществе должен поступать так, чтобы его поступок могли бы совершить и все другие.

Противоречивый характер философии Канта вызвал критику справа и слева (у материалистов и идеалистов). Идеалисты увидели черты материализма, т.к он видел «вещь в себе», а материалисты считали, что Кант – субъективный идеалист.

Философия гегеля

ГЕГЕЛЬ (1770-1831),главным произведением «Наукология».

ОНТОЛОГИЯ. Гегель яркий представитель объективного идеализма. с т. зрения Гегеля абсолютная идея – бог творит окружающий нас мир.

ГНОСЕОЛОГИЯ с т.зрения Гегеля:1.мимр познаваем, наши мысли о мире адекватны самому миру.2.Гегель выступил против априори Канта

Главной заслугой философии Гегеля является разработка диалектического метода познания:

1.Гегель противопоставил диалектику, как метод познания метафизики.

2.с позиции объективного идеализма он обосновал законы и категории диалектики.

3.Гегель разработало 3 диалектических принципа:

А) принцип отрицания – отрицания;

Б) принцип единства и борьбы противоположностей. противоречие, как источник развития;

В) принцип перехода количества в качество.

В этих принципах в идеалистической форме Гегель закрыл законы диалектики:

закон отрицания – отрицания, закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качество.

4.Гегель разработал основные категории диалектики – количества, качества, мера, скачок, сжатие, отрицание и др.

Вывод:1.рациональная философия Гегеля заключалась в разработке диалектики, диалектического метода познания;

2.Гегель отрицатель объективного идеализма.

  • Философия Фейербаха

ФЕЙЕРБАХ (1804-1872), главное произведение «сущность христианства».

ОНТОЛОГИЯ. Материалист. Фейербах утверждал, что человек есть продукт природы; он подверг критике философию Гегеля.

ГНОСЕОЛОГИЯ.

1.С т.зрения Фейербаха мир познаваем. Человек познает его с помощью органов чувств, которых вполне достаточно, чтобы получить правильное представление о мире.

2.Фейербах не скрывал чувств. сторону познания от рациональной.

МЕТОД ПОЗНАНИЯ:

1.Диалектический метод познания (разработал Фейербах), Фейербах был материалистом и он отвергал абсолютную идею.

2.Метафизика (был разработан в эпоху нового времени)материализм.

Вывод:1.немецкая классическая философия наложила отпечаток на весь последующий ход развития философской жизни.

2. немецкая классическая философия являлась одним из теоретических источников марксизма.

 

8. Новейшая Западная философия (Общий обзор)

Современная западная философия формировалась в новейшую эпоху, начиная с конца XIX века. Она отразила существенные изменения, происходящие в экономике (последствия индустриальной цивилизации и формирование общества массового потребления), политике (мировые войны, противостояние капитализма и социализма, тоталитаризм), культуре (появление модернизма, главным принципом которого был антитрадиционализм), мировоззрении (так называемый «кризис личности» и засилье массового сознания). Сама философия, осмысливающая эти новые явления, также становится нетрадиционной, неклассической.

Первыми почувствовали эти изменения еще романтики, которые в своей культуре отразили конфликт с разумом и показали значимость субъективных психологических переживаний и человеческих иллюзий.

В философии непосредственными предшественниками современной философии были Артур Шопенгауэр (1788-1860), который «заменил» власть разума на власть иррациональной мировой и индивидуальной воли, и Сёрен Кьеркегор (1813-1855), «точкой отсчета» у которого становится личность, одинокая в своих уникальных переживаниях.

Основные черты современной западной философии:

1. Центр тяжести философских исследований смещается с метафизической проблематики на субъекта. При этом сам «субъект» определяется по-новому – как конкретный, «живущий», чувствующий человек. Таким образом, центральной проблемой становится именно проблема человека.

2. Пересматривается роль разума: расширяются границы и характер его взаимодействия с «неинтеллектуальными» составляющими души – волей, чувствами, бессознательным и т.п.

3. Развивается идея уникальности и неповторимости не только человеческой жизни, но и культур, эпох, событий. А значит, возникает проблема их понимания и интерпретации.

4. Меняется категориальный аппарат философии. Вместо привычных метафизических категорий появляются совершенно новые понятия, отражающие самоощущения субъекта и уникальные ситуации.

5. Однонаправленность традиционной проблематики сменяется плюрализмом взглядов, методов, предпочтений.

6. Все учения современной западной философии условно можно разделить на сциентистски (позитивизм, структурализм и др.) и несциентистски (философия жизни, экзистенциализм, философия психоанализа и др.) ориентированные.

В данной лекции мы остановимся на следующих направлениях: философия жизни, экзистенциализм, фрейдизм и неофрейдизм, герменевтика, постмодернизм, позитивизм

 

9. Аристотелизм и платонизм.

Аристотелизм — система мышления, которая в общем следует принципам и учению Аристотеля, особенно что касается личной и общественной этики (а также и политики) и толкования свойственных человеку благ. Этические принципы Аристотеля ярко выражены в одном из его известных произведений — Никомаховой этике. Работы Аристотеля первыми приняли и развивали Перипатетики, позже Неоплатоники, который написали много комментариев к трудам Аристотеля. В исламском мире, книги Аристотеля, переведённые на арабский язык, благодаря Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн Сине и Ибн Рушде стали главной частью ранней исламской философии.

Аристотель рассматривал философию как двойное занятие: практическое и теоретическое. Практическая философия охватывает этику и политику, а теоретическая — логику и физику. Метафизика рассматривается как наука о субстанции, которая имеет внутреннее присущи ней принципы покоя и движения. Душой Аристотель считал то, благодаря чему человек живет, чувствует и понимает. Отсюда душе приписываются принципы и способности съедобные, чувственные и интеллектуальные. Далее, он рассматривал душу двойной — рациональной и иррациональной, в некоторых людях поднимая чувства над разумом. Аристотель определял мудрость как науку о первопричинах. Четырьмя главными разделами его философии были — диалектика, физика, этика и метафизика. Бог определялся им как Первый Двигатель, лучшая среди существенности, неподвижная субстанция, удаленная от чувственных вещей, лишенная телесных количеств, неделимая и не имеющая частей. Платонизм базируется на априорном рассуждении, а аристотелизм — на апостериорном рассуждении. Аристотель учил своего ученика, Александра Македонского, что, если он не сделал доброе дело, день пропал для него. Среди учеников Аристотеля были Теофраст, Стратон, Ликон, Аристон Хиосский, Критолай и Диодор Крон.

Платони́зм — философское учение Платона и его последователей, утверждающее абсолютную реальность идей и бессмертие души. Некоторые[ кто? ] истолковывают платонизм как утверждение, что универсальные понятия существуют независимо от их конкретных воплощений.

Первыми последователями платонизма были ученики Академии, школы Платона, созданной им в IV веке до н. э. и находившейся недалеко от стен Афин. Школа была основана самим Платоном и просуществовала до 529 н. э., когда была закрыта по приказу императора Юстиниана I.

Платонизм обычно подразделяют на три основных периода: ранний, промежуточный и неоплатонизм. Объединительными чертами, характеризующими догматику школы на всём протяжении её существования, являются учение о бессмертии бестелесной души, а также противопоставления чувственного и умопостигаемого, становления и бытия, знания и мнения, идей и вещей.

В перечне 80-ти христианских ересей «Панарионе» (ок. 378 года) платоники на шестом месте.

Содержание

  • 1Сущность учения
  • 2Периоды
    • 2.1Ранний
    • 2.2Промежуточный
    • 2.3Неоплатонизм
  • 3Влияние
  • 4В других областях
  • 5Критика
  • 6Примечания
  • 7Литература
  • 8Ссылки

Сущность учения

Догматику учения характеризует учение о бессмертии бестелесной души, чувственное противопоставляется умопостигаемому. Идеальное (абстрактное) понятие, которым обладает каждый, позволяет отличить идеальное от неидеального. Например, конкретное дерево, лишённое одной или двух веток, неважно живое или мёртвое, на коре которого вырезаны инициалы двух любовников, отличается от абстрактного (идеального) понятия «дерево». Дерево — есть идеал, которым обладаем все мы и который позволяет отличить неидеальные деревья от идеальных. Этический идеал платонизма — уподобление богу[1].

Периоды

Ранний

Основная статья: Платоновская Академия

Ранний (или «древний») (IV в. до н. э.), связанный с именами Платона и его ближайшего окружения (Спевсипп, Ксенократ, Гераклид Понтийский);

Ученики Платона (платоники) использовали дневник, как основу в его философском подходе к знаниям. Дневник являлся тем местом, где сохранялись впечатления о темах или мыслях, которые были прочитаны, услышаны или обдуманы, и т.о. становились доступными для последующего чтения, анализа и переосмысления. Среди различных обсуждаемых тем особенную важность имел вопрос об онтологическом статусе идей. Начиная с I века до н. э., платоники, используя Аристотеля и пифагореизм, стали решительно бороться со всеми элементами натурализма, сохранившимися ещё у самого Платона и окрепшими в эпоху эллинизма благодаря деятельности стоиков, эпикурейцев и скептиков. Это стало прелюдией к началу следующего периода — промежуточного.

Промежуточный

Основная статья: Средний платонизм

Промежуточный (или «средний платонизм», I в. до н. э. — II в. н. э.). Этот период связан с именами Антиоха Аскалонского, Евдора Александрийского, Плутарха Херонейского, Апулея, Алкиноя, Аттика, Нумения.
После периода скептицизма, начинается формирование догматического платонизма. В I веке до н. э. на путь строгой систематизации платонизма встал Посидоний, преимущественно на основе комментария к платоновскому «Тимею». Основными моментами этого периода принято считать систематизацию платоновского наследия в учебниках, комментирование диалогов Платона и установление различия между учениями Платона и Аристотеля. Итогом этого почти трёхвекового процесса стал Неоплатонизм (III век н. э.).


Неоплатонизм

Основная статья: Неоплатонизм

В этот период проводилась систематическая разработка чёткой трёхчленной иерархии бытия во главе с Единым и утончённая разработка учения о высших сферах умопостигаемого и Единого. Для последователей неоплатонизма дневники являлись также основой для написания более систематизированных эссе, в которых давались описания, а также средства для борьбы с каким-то отрицательным явлением (как например: гнев, зависть, сплетни) или для преодоления какой бы то ни было сложной ситуации или жизненного кризиса (траур, разочарование, изгнание). Основателем неоплатонизма традиционно считают Плотина.

Влияние

Под прямым или косвенным воздействием платонизма находится вся европейская идеалистическая философия нового и новейшего времени.

В других областях

В области математики платонизм рассматривается как основное направление в философии математики, особенно в том, что связано с математическими основами. Одним из утверждений данной философии является тезис о том, что математика была не создана, а обнаружена. Соответствующее утверждение можно встретить в эссе, которое написал английский математик Харди в защиту чистой (не прикладной) математики[2][3].

Отсутствие в этом тезисе чёткого различия между математическим и нематематическим понятием «создания» оставляет место для возможных спекуляций о том, может ли оно также применяться в отношении искусства, музыки и художественной литературы.

Критика

Общим местом для платонизма и пифагореизма является утверждение о существовании абстрактного понятия в основе мироздания. Неизвестно, заимствовал ли Платон идею об идеализме у Пифагора, но известно, что он очень уважительно относился к Пифагору, а также то, что Пифагор, а за ним и его последователи, утверждали, что в основе мира лежат числа, как абстрактное, абсолютное понятие [ источник не указан 1706 дней ].

10. Натурфилософия античности.

Основные понятия

 

Натурфилософия – философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Апейрон (беспредельное) – мыслительный аналог первоначала мира, не сводимый к какому-либо известному веществу.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Субстанция – некоторая постоянная основа явлений, без которых их мыслить невозможно.

Идеи (эйдос) – идеальные сущности, находящиеся вне конкретных вещей (Платон). Это отношение к тому, что лежит за пределами личного опыта – к запредельности. Иначе говоря, это форма постижения в мысли высших ценностей, форма проектирования человека, его целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: