Детерминизм – учение о всеобщей закономерной связи причинной обусловленности явлений. Все в мире взаимосвязано, имеет причину и следствие.
Индетерминизм – методологическая позиция, в которой отличается характер причинно-следственных связей. Фатализм – причина определяет причину с жесткой необходимостью, случайность полностью отрицается. Телеология – учение о целевом характере причинности. Причинность одна из важнейших категорий. Беспричинных явлений не существует. Причинность связана с категориями времени. Причинность – категория для обозначения генетической связи явлений при которой одно явление причинно, при наличии определенных условий с необходимостью порождает и вызывает к жизни другие явления, следствия.
Признаки причинности:
1.причина порождает следствие
2.однонаправленность временная ассиметрия
3.необходимый характер при определенных условиях
4. пространственная и временная непрерывность
Причины материальные и идеальные, информационные и энергетические. Причина порождает следствие или несколько причин порождают одно следствие; одна причина вызывает несколько следствий. Причина предполагает наличие условия и повода. Условия – внутренние связи и внешние факторы, при которых возможно развитие причин.
Повод – явление которое не вызывает следствия, но срабатывает как пусковой импульс, развязывает действие всего причинного комплекса.
ВОПРОС. ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. АГНОСТИЦИЗМ.
АГНОСТИЦИЗМ – учение в гносеологии отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерности природы и общества.
Представители: субъективные реалисты, позитивисты, материалисты. Истину трактуют как опытную подтверждаемость, результат соглашения между учеными, логическая справедливость.
Пример агностицизма: философия Канта. Кант утверждал, что мир есть вещь в себе. Мы познаем явления, формирование явлений зависит от организации нашего разума. Трансцендентальное сознание – выдвинутый им термин. Пространство и время – формы восприятия мира.
Физиологический идеализм. Близок к философии Канта. Выдвинут в 19 веке Мюлером, который выдвинул положение о специфическом положении органов чувств, которые играют роль в восприятии ощущений.
Теория иероглифов. Выдвинул Гемгольц: чувственные впечатления есть отметки качеств внешнего мира, знаки истолкованию которых мы учимся на опыте.
Конвенционализм. Возник в 20 веке. Научная теория и понятия являются продуктом соглашения между учеными.
Гносеология – изучает всеобщее, которое характеризует познавательную деятельность человека, так и особенности познания в разных видах деятельности.
Виды знания и познания:
1. научное знание – характеризует точность, эмпирическую подтверждаемость
2. художественное познание – выражается в художественных образах
3. религиозное знание – знание о Боге Ичеловеке
4. практическое знание – некоторые знания получают в общении с людьми достигшими успеха.
Эпистемология – теория научного познания. Психология, физиология, кибернетика, история культуры, социология – изучают познание.
2 точки зрения на познание:
1.реалитическая
2.агностицизм – учение, сущность вещей не познаваема, познаем лишь явления. Кант полагал, что мир вне нас, в себе, он влияет на нас. Мюллер и Гемгольц выдвинули теорию о специфической энергии органов чувств, которые вызывают ощущения, связывают их специфической энергией. Ощущение это знание о действительности. Субъект – источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности оценки и познания. Общество – это универсальный субъект, так как в нем объединены субъекты всех других уровней, вне общества нет познания и практики. Объект – то,что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, познавательная и оценочная деятельность.
Предмет – то как субъект видит этот объект.
ВОПРОС. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ В ПОЗНАНИИ. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА.
Рационализм – в онтологии – учение, согласно которому в мире есть оформленные, устойчивые, воспроизводимые элементы и связи между ними, благодаря чему система поддается оценке, контролю и влиянию. В гносеологии рационализм понимается в широком и узком смысле. В широком – означает веру в разум и противостоит рационализму; в узком – ученеи, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений, они могут быть подчеркнуты из самого ума. Чувственный опыт – человеческий организм имеет экстрарецептивную систему (5 чувств) и интрарецептивную (о внутреннем состоянии организма)






