Внутренняя и внешняя детерминация. Интернализм и экстернализм

Какие причины определяют пути и направления роста научного знания? Им детерминирована логика развития науки? Попытки разобраться в этих вопросах породили дискуссию между двумя историко-методологическими подходами – интернализмом и экстернализмом.

Принцип интернализма: развитие науки имеет внутреннюю детерминацию, т.е. обусловлено внутренне присущими научному познанию закономерностями.

Принцип экстернализма: развитие науки имеет внешнюю детерминацию, т.е. обусловлено действием внешних, социально-исторических факторов.

Интерналисты подчеркивают, что идеи возникают только из идей. Существует логическая последовательность, в которой они рождаются. Нарушить эту последовательность никакие внешние воздействия не в состоянии.

Мнимые числа не могли бы появиться, если бы математики не знали отрицательных чисел и операции извлечения корня из них. Без предварительной разработки дифференциального исчисления Ньютон не создал бы механику. Менделеев не смог бы додуматься до периодической системы, если бы в его время оставались неизвестными свойства химических элементов. Открыть микромир и понять его законы стало возможным только после того, как были достигнуты значительные успехи в познании микромира.

Внутренняя детерминация развитии науки определяется и тем, что для экспериментальных исследований нужна специальная аппаратура, а для создания ее должен быть достигнут уровень научных знаний о свойствах металлов и других материалов, о способах их обработки, о механических, химических, электрических и прочих процессах.

Сначала надо было научиться делать точную измерительную технику, и только после этого открылась возможность определить заряд электрона или скорость света. Когда не было телескопов, не было и астрофизики. Мы ничего не знали о компьютерах до тех пор, пока не были найдены способы измерения полупроводниковых кристаллов.

Интернализм, конечно, не отрицает того, что общественные условия влияют на ход развития науки, но считает это влияние не существенным, не определяющим.

Экстерналисты, наоборот, настаивают на том, что нельзя понять причины развития науки, отвлекаясь от социальных условий, в которых она развивается. Наука, подчеркивают они, есть порождение общества, она является одной из отраслей общественного труда. Как и всякий общественный труд, научная деятельность призвана удовлетворять потребности общества. Экстерналисты признают, что наука имеет свои специфические закономерности развития. Но движущие силы ее развития – это социальные потребности. Ученых могут интересовать самые различные проблемы, однако общий вектор развития науки в каждую историческую эпоху направлен в конечном счете на решение задач, порожденных нуждами общества.

Развитие геометрии в Древнем Египте было вызвано тем, что ежегодно после разлива Нила нужно было устанавливать границы земельных участков (само слово «геометрия» буквально означает «землемерие»). Быстрый прогресс математики и механики в Новое время был связан с зарождением машинного производства. Политическая экономия возникла как наука, порожденная потребностями развития рыночной экономики.

Если интерналисты склонны поддерживать кумулятивистское понимание роста научного знания, то к экстернализму тяготеют сторонники антикумулятивистских взглядов. У Т. Куна и П. Фейерабенда социально-исторические и психологические факторы имеют первостепенное значение в формировании взглядов научного сообщества и обосновании перехода его к новым научным теориям и парадигмам.

Экстерналисты упрекают интерналистов в недооценке роли социального закона, предъявляемого обществом к науке. Они утверждают, что интернализм рассматривает рост научных знаний как «безличный» процесс, не учитывая того, что на самом деле процесс идет под сильнейшим воздействием социально-политических, культурных, мировоззренческих установок, которые формируются у творцов науки как членов общества, а также под влиянием их индивидуальных личностно-психологических качеств, особенностей их ума и таланта. Интерналистский взгляд на науку не дает возможности понять, почему рост научных знаний исторически неравномерен, почему он бурно идет в одних странах, тогда как другие в то же время никакими научными достижениями не блещут.

Чем объяснить, например, взрыв философской и научной мысли в Древней Греции? Почему алгебра (и не только она) рождается в арабском мире, а не в христианских странах? Почему научная революция XVI-XVII вв. происходсит в Европе, а не на Востоке, хотя китай, Индия, арабские государства в свое время значительно опережали Европу в культурном развитии? Ответ на подобные вопросы интерналисты дать не могут, так как причины здесь надо искать не внутри науки, а в социальных условиях ее сущетсвования.

В ответ интерналисты указывают на то, что экстернализм односторонне трактует зависимость достижений науки от вненаучных факторов. Они не учитывают того, что достижения науки сами влияют на формирование социальных потребностей. Они игнорируют логику развития научных идей и свободу научного творчества ученого, который сам выбирает круг решаемых им задач.

Каким образом, - не без ехидства удивляется один из интерналистов, - общественная среда маленьких немецких дворов конца XVIIIв.могла неминуемо привести молодого Гаусса к исследованию вопроса о построении правильного 17-угольника с помощью циркуля и линейки?

Социальные потребности не могут заставить науку сделать то, что она не способна сделать. Социальный заказ может быть выполнен наукой лишь тогда, когда он не противоречит законам природы и когда внутренние механизмы развития научного знания подвели его к необходимому для выполнения этого заказа состоянию.

Средневековая Европа испытывала сильнейшую нужду в средствах борьбы с чумой, но наука была бессильна удовлетворить эту потребность. Предсказание и предотвращение наводнений и землетрясений в течении многих веков остается насущной общественной задачей, решить которую наука до сих пор не может.

Дилемма «интернализм-экстернализм» не является неразрешимой. Она неразрешима только тогда, когда позиции того и другого абсолютизируются. Однако в дискуссиях между представителями обоих течений вырисовывается картина диалектического единства внутренней и внешней детерминации развития науки.

Внутренняядетерминация определяет логику развития научных идей и перехода от одного уровня научных знаний к другому, последовательность этапов развития науки, объективное содержание результатов научных исследований (открытий, проектов, эмпирических данных, теоретических систем). Внешняя детерминация определяет доминирующие тенденции развития научных знаний в тех или иных социальных условиях, выбор преимущественных направлений развития науки, темпы ее развития, трактовку ее целей, идеалов, ее места и роли в культуре. При этом необходимо иметь в виду, что внутренние и внешние факторы переплетаются и взаимодействуют, создавая разнообразные исторически обусловленные стимулы, формы и механизмы реального процесса развития науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: