Бюджетное регулирование, его цели и методы

Бюджетное регулирование – одна из важнейших хозяйственных функций государства. Его цель – обеспечение и поддержание стабильности экономики, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.

Выделяют следующие уровни бюджетного регулирования:

 1) общегосударственный – устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общегосударственного воспроизводства в рамках государства;

 2) межтерриториальный – регулирует уровень развития территорий;

 3) межбюджетный – обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

 4) межгосударственный – регулирует степень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета.

 Для регулирования межбюджетных отношений используются:

 - межбюджетные трансферты – бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе;

 - бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджет, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.

 Государство может применять прямые и косвенные методы регулирования, влияя тем самым на экономические интересы субъектов хозяйствования. Прямые методы государственного управления непосредственно воздействуют на субъект хозяйствования и ограничивают его экономические свободы. Косвенные, или рыночные, методы в форме бюджетной политики действуют обезличенно и направлены на управление мотивациями и логическими действиями субъектов хозяйствования для достижения поставленных целей экономического развития.

 Выделяют следующие формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета:

 1) изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта (методы изъятия налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды);

 2) предоставление налоговых привилегий:

 - полное освобождение от уплаты налогов и неналоговых платежей;

 - предоставление льгот по налогам;

 - налоговых кредитов;

 3) перераспределение общегосударственных доходов и налогов между уровнями бюджетов:

 - закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов;

 - передача регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих доходных источников;

 - предоставление трансфертов для сбалансирования доходов и расходов региональных бюджетов и др.;

 4) резервирование части бюджетных ресурсов достигается созданием резервных фондов в составе бюджетов всех уровней;

 5) регулирование привлечения государственных кредитов осуществляется посредствам внутреннего государственного кредита и международного государственного кредита.

 К группе форм и методов бюджетного регулирования, действующих в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием расходов бюджета, относятся:

 1) финансирование расходов на отрасли экономики на отрасли экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону:

 - прямое финансирование;

 - дотация – межбюджетные трансферты, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в случае, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета;

 - субсидии – бюджетные трансферты, предоставляемые организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов

 - субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов.[1, статья 2]

 2) выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе:

 - принятие единого для всех территорий республики норматива бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя;

 - предоставление трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов;

 - финансирование капитальных вложений в развитие сети учреждений непроизводственной сферы.

 3) перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы:

 - передача объекта финансирования с бюджета одного уровня на другой;

 - передача трансфертов в качестве дополнительных источников финансирования.

 4) регулирование погашения гос. долга (выплата долгов и процентов по ним).

 5) участие в формировании доходов международных организаций, бюджета Союзного государства Беларуси и России.

 Эффективность использования бюджетных методов регулирования обуславливается тем, что они гораздо легче поддаются корректированию со стороны гос. органов, чем другие экономические методы, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: