Бюджетное регулирование – одна из важнейших хозяйственных функций государства. Его цель – обеспечение и поддержание стабильности экономики, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.
Выделяют следующие уровни бюджетного регулирования:
1) общегосударственный – устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общегосударственного воспроизводства в рамках государства;
2) межтерриториальный – регулирует уровень развития территорий;
3) межбюджетный – обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
4) межгосударственный – регулирует степень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета.
Для регулирования межбюджетных отношений используются:
- межбюджетные трансферты – бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе;
- бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджет, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.
|
|
Государство может применять прямые и косвенные методы регулирования, влияя тем самым на экономические интересы субъектов хозяйствования. Прямые методы государственного управления непосредственно воздействуют на субъект хозяйствования и ограничивают его экономические свободы. Косвенные, или рыночные, методы в форме бюджетной политики действуют обезличенно и направлены на управление мотивациями и логическими действиями субъектов хозяйствования для достижения поставленных целей экономического развития.
Выделяют следующие формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета:
1) изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта (методы изъятия налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды);
2) предоставление налоговых привилегий:
- полное освобождение от уплаты налогов и неналоговых платежей;
- предоставление льгот по налогам;
- налоговых кредитов;
3) перераспределение общегосударственных доходов и налогов между уровнями бюджетов:
- закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов;
- передача регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих доходных источников;
- предоставление трансфертов для сбалансирования доходов и расходов региональных бюджетов и др.;
|
|
4) резервирование части бюджетных ресурсов достигается созданием резервных фондов в составе бюджетов всех уровней;
5) регулирование привлечения государственных кредитов осуществляется посредствам внутреннего государственного кредита и международного государственного кредита.
К группе форм и методов бюджетного регулирования, действующих в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием расходов бюджета, относятся:
1) финансирование расходов на отрасли экономики на отрасли экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону:
- прямое финансирование;
- дотация – межбюджетные трансферты, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в случае, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета;
- субсидии – бюджетные трансферты, предоставляемые организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов
- субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов.[1, статья 2]
2) выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе:
- принятие единого для всех территорий республики норматива бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя;
- предоставление трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов;
- финансирование капитальных вложений в развитие сети учреждений непроизводственной сферы.
3) перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы:
- передача объекта финансирования с бюджета одного уровня на другой;
- передача трансфертов в качестве дополнительных источников финансирования.
4) регулирование погашения гос. долга (выплата долгов и процентов по ним).
5) участие в формировании доходов международных организаций, бюджета Союзного государства Беларуси и России.
Эффективность использования бюджетных методов регулирования обуславливается тем, что они гораздо легче поддаются корректированию со стороны гос. органов, чем другие экономические методы, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.