Дефицит и профицит бюджета. Оборотная кассовая наличность

Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом.. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком.

Размер дефицита бюджета является неотъемлемым элементом закона о бюджете РБ. также в законе определяются источники, за счет которых правительство планирует профинансировать дефицит бюджета.

Размер дефицита бюджета играет важную роль как инструмент регулирования не только в области государственных финансов, но и экономики в целом. Дело в том. что преимущественным, не инфляционным способом привлечения ресурсов для финансирования бюджетного дефицита являются заимствования правительства на внутреннем финансовом рынке путем эмиссии государственных ценных бумаг, на что инвесторы направляют реальные деньги. которые могли бы быть использованы на инвестиционные проекты.            

 Предельный размер дефицита республиканского бюджета, а также предельные уровни дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г.Минска по отношению к доходам соответствующего бюджета области и бюджета Минска устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Предельные уровни дефицита консолидированных бюджетов районов и бюджетов городов областного подчинения по отношению к их доходам определяются решениями вышестоящих местных Cоветов депутатов на очередной финансовый год в пределах уровня дефицита, установленного для консолидированных бюджетов областей.

Предельные уровни дефицита бюджетов сельсоветов, поселков городского типа,городов районного подчинения по отношению к их доходам определяются решениями вышестоящих местных советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год в пределах уровня дефицита, установленного для консолидированных бюджетов районов.

Вторым аспектом правового регулирования дефицита бюджета являются источники его финансирования. Как и размеры дефицита, они устанавливаются соответственно по республиканскому бюджету законом на очередной финансовый год, а по местным бюджетам – решениями соответствующих советов депутатов.

Все источники финансирования дефицита бюджета можно подразделить на внутренние и внешние.  

Источниками финансирования дефицита республиканского бюджета могут быть; государственные займы, кроме гарантий правительства, средства от операций с имуществом, находящимся в республиканской собственности, изменения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета.

Источниками финансирования дефицита местных бюджетов могут быть; бюджетные кредиты, займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами, средства от операций с имуществом, находящимся в коммунальной собственности, изменения остатков средств по учету средств местных бюджетов.

По своей экономической природе как специальный бюджетный фонд может рассматриваться оборотная кассовая наличность. Она не проходит по расходам и является резервом на случай покрытия временных кассовых разрывов.

Таким образом, целевые фонды, входящие в состав бюджетов, - это локализованные в соответствующих бюджетах денежные средства, имеющие, как правило, строго целевое назначение и используемые органами исполнительной власти одновременно с исполнением расходной части бюджетов. Указанные фонды могут формироваться как за счет закрепленных за ними источников доходов, так и бюджетных субвенций.

На республиканском и региональном уровнях могут создаваться внебюджетные фонды. Они представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению, и независимы от бюджетов.

Также для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования). Увеличение государственных доходов (происходящее в основном за счет налогов) имеет свои пределы.

Профицит бюджета - это превышение доходов гос-ва над его общими расходами. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный избыток и сокращает бюджетный дефицит.

Таким образом, бюджетный избыток и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный избыток, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.

Профицит бюджета при допущении полной занятости - это такой избыток бюджета, который может образоваться в случае, если экономика находится в состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет бюджетного избытка и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности. Бюджетный профицит при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности. Применяя такой подход, вырабатывающие политику могут оценивать уровень избытка или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях полной занятости. Формула для избытка бюджета при допущении полной занятости имеет следующий вид:

Разница между фактическим бюджетным профицитом и бюджетным профицитом при полной занятости предоставляет собой налог. Разница указывает на присутствие экономического спада.

Если производство ниже уровня полной занятости, бюджетный избыток при полной занятости будет превышать фактический избыток (возможно также, что при объемах производства ниже уровня полной занятости будет иметь место дефицит бюджета).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: