Понятие сбалансированности бюджета

Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы. В общем виде сбалансированность бюджета предполагает равенство его доходной и расходной частей, что в условиях многообразия экономических процессов труднодостижимо, результатом чего является дефицит или профицит бюджета.

Превышение расходов бюджета над его доходами означает наличие дефицита бюджета предельный размер дефицита республиканского бюджета, а также предельные уровни дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска по отношению к доходам соответствующего консолидированного бюджета области или бюджета г. Минска устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. предельный уровень дефицита республиканского бюджета закрепляется в абсолютной величине путем сопоставления конкретных совокупных величин доходов и расходов республиканского бюджета.

В процессе исполнения бюджета возможен временный кассовый разрыв, под которым понимается несбалансированность доходов и расходов, временно образовавшаяся при исполнении бюджета. Временный кассовый разрыв означает прогнозируемую в определенный период текущего финансового года недостаточность бюджетных средств для финансирования определенных выплат из бюджета. При образовании временного кассового разрыва государство может принять радикальную меру в виде блокирования, т.е. временной приостановке финансирования по отдельным статьям расходов бюджета (ст.2 БК).

Однако на практике, как правило, используется механизм определения оборотной кассовой наличности и предоставление бюджетного кредита.

оборотная кассовая наличность - сумма средств бюджета сверх предусмотренных расходов за счет остатков средств на начало планируемого финансового года и доходов бюджета текущего года, используемая в течение года на покрытие временных кассовых разрывов, восстанавливаемая к концу текущего года в размере, установленном при утверждении бюджета.

По формальным признакам бюджетный кредит представляет собой разновидность внутренних долговых активов РБ. В то же время, в контексте принятия мер по достижению сбалансированности бюджета бюджетный кредит может рассматриваться и в качестве дополнительной формы финансовой помощи, которой присущи отдельные признаки государственного кредитования. Ст.2 БК под бюджетным кредитом понимает бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.

Одним из определяющих элементов бюджетной политики в рамках достижения сбалансированности бюджетов различных уровней являются межбюджетные отношения, под которыми в соответствии со ст.71 БК являются отношения между республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления при осуществлении бюджетного процесса.

Регулирование межбюджетных отношений осуществляется в целях обеспечения соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами за республиканским и местными бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий.

В РБ межбюджетные отношения основываются на следующих принципах (ст.72 БК): - разграничения и закрепления доходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РБ; - распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РБ; - выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов всех уровней бюджетной системы РБ.

использование собственных и регулирующих доходов не позволяет в полной мере решить проблему сбалансированности нижестоящих бюджетов в русле покрытия затрат соответствующих публичных образований. В связи с этим к межбюджетным отношениям относят оказание финансовой помощи, именуемой на легально-бюджетном уровне (ст.2 БК) межбюджетными трансфертами, под которыми понимаются бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе.

межбюджетные трансферты предоставляются в формах дотаций, субвенций и иных межбюджетных трансфертов в соответствии с бюджетным законодательством.

Дотация - межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в случае, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета. Субвенция - межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: