Вопросы к зачету (2 семестр)

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Психолого-педагогические основы профессионального становления дефектолога»
наименование дисциплины (модуля)
    44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование
код и наименование направления подготовки (специальности)
  Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья
наименование профиля подготовки (специализации)
Бакалавр
Квалификация (степень) выпускника

 



ПАСПОРТ

фонда оценочных средств

 по дисциплине«Психолого-педагогические основы профессионального становления дефектолога»

 

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины Наименование оценочного средства
1 Раздел 1. Общие вопросы профессиональной подготовки дефектологов в русле компетентностного подхода. 1.Кейс вопросного типа 2. Организация терминологической работы на основе словарей и справочников 3. Подготовка рефератов
2 Раздел 2Теоретико-методологичес-кие основы образование, воспитание и обучение лиц с проблемами в развитии.   1.Кейс вопросного типа 2.  Обзор журнальных статей (за последние 5 лет) по проблеме, касающейся профессиональной подготовки и деятельности дефектологов. 3. Подготовка рефератов  

Вопросы к зачету (2 семестр)

1. Основные компетенции дефектолога.

2. Состояние системы специального образования на современном этапе.

3. Содержание государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования выпускников-дефектологов.

4. Методы психологического изучения, диагностики и коррекции детей с аномалиями развития.

5. Основы воспитания детей с ограниченными возможностями.

6. Основные этапы психологического обследования.

7. Психологическое заключение. Формулирование психологического диагноза.

8. Виды психологического диагноза. Психологический прогноз.

9. Принципы психологической диагностики в специальной психологии.

10. Теоретические основания психологической диагностики нарушений развития.

11.  Показатели нормального развития и признаки отклонений развития детей на различных возрастных этапах.

12. Организация комплектования коррекционных образовательных учреждений.

13. Положение о ПМПК. Цель, задачи, функции ПМПК. Структура ПМПК.

14. Обязанности специалистов ПМПК. Документы ПМПК.

15. Условия приема ребенка на ПМПК. Планирование обследования ребенка на ПМПК.

16. Методы исследования особенностей восприятия, внимания, мышления.

17. Исследование нарушений пространственной ориентации и конструктивногопраксиса, речи.

18. Обучающий эксперимент и его использование для диагностики умственного развития детей.

19. Проблема развития личности в условиях дизонтогенеза.

20. Основное содержание психолого-педагогического сопровождения лиц с отклонениями в развитии

Кейс вопросного типа к Разделу 1 « Общие вопросы профессиональной подготовки дефектологов в русле компетентностного подхода ».

 1. Дефектолог – интегральная характеристика специалиста в области специального (коррекционного) образования. Краткие исторические сведения о развитии специального (коррекционного) образования в России. Основные вехи развития высшего образования по подготовке учителей-дефектологов в нашей стране. Специальности и квалификации в системе высшего дефектологического образования. Особенности профессиональной подготовки учителей-дефектологов различных специальностей. Дифференциация специальностей учителей-дефектологов в зависимости от контингента обучающихся. Специальный психолог и его профессиональная деятельность. Основные характеристики профессиональной деятельности учителей-дефектологов.

 2. Основные характеристики общих, личностных и профессиональных компетенций учителя-дефектолога. возможности практической реализации Общие компетенции. Личностные компетенции. Профессиональные компетенции учителя-дефектолога и их структурные составляющие.Ключевые компетенции дефектолога, как база успешной реализации образовательных ресурсов в его практической деятельности. Дифференциация компетенций дефектолога в зависимости от его специальности. Выстраивание программ коррекционно-развивающего воздействия на нарушенные функции ребенка. Речевая компетенция дефектолога. Планирование, прогнозирование и достижение эффективных результатов в коррекционной работе – важнейшие компетенции дефектолога. Профессионально-личностных компетенций учителя-дефектолога. Формирование и реализация диагностических компетенций учителя-дефектолога. Формирование и реализация компетентностей разработки эффективных коррекционно-развивающих программ специалистами-дефектологами.

 3. Отличительные особенности компетентностного от знаниевого подхода в образовании. Содержание понятий компетенция, компетентность, компетентностный подход. Компетентностный подход – новая парадигма образования. Основные концептуальные положения модернизации Российского образования в свете компетентностного подхода. Основные группы ключевых компетенций, определенные Советом Европы для молодежи. Качество образования в свете компетентностного подхода. Основные группы ключевых компетенций, принятые Советом Европы. Повышение конкурентоспособности личности при условии использования компетентностного подхода в обучении.

4. Содержание государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования выпускников-дефектологов. Возможности совершенствования ГОС ВПО по дефектологическим специальностям на основе компетентностного подхода. Анализ содержания ГОС ВПО различных дефектологических специальностей и требований к уровню подготовки специалистов. Возможности совершенствования содержания ГОС ВПО в блоках общепрофессиональных и профессиональных дисциплин.

Педагогические профессиограммы. Формирование компетенций учителя-дефектолога на основе имеющихся образовательных стандартов. Профессионально-педагогические требования к квалификационным характеристикам выпускников дефектологического профиля в свете компетентностного подхода.

5. Знания, умения, навыки; общие, личностные и профессиональные компетенции специалиста-дефектолога Особенности и критика знаниевой парадигмы в образовании. Структура компетенций общего, личностного и профессионального характера. Сходство и различия в компетенциях педагогов массовой и специальной (коррекционной) школы.

 6. Болонское соглашение и концепция модернизации Российского образования, как базовые условия успешной конкуренции отечественной системы образования на мировом рынке образовательных услуг. История Болонского процесса и создания Болонского соглашения. Основные положения Болонского соглашения. Проблемы конкуренции образовательных систем на мировом рынке образовательных услуг, как основной мотив их развития. Россия в Болонском процессе.

7. Проблемы повышения качества специального (коррекционного) образования. Понятие качества образования и его характеристик. Качество специального (коррекционного) образования и его составляющие. Сходство и различия в показателях качества общего и специального (коррекционного) образования. Основные направления повышения качества специального (коррекционного) образования. Понятие о качестве специального (коррекционного) образования, его составляющих и возможностях управления качеством.

8. Содержание государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования выпускников-дефектологов. Возможности совершенствования ГОС ВПО по дефектологическим специальностям на основе компетентностного подхода. Анализ содержания ГОС ВПО различных дефектологических специальностей и требований к уровню подготовки специалистов. Возможности совершенствования содержания ГОС ВПО в блоках общепрофессиональных и профессиональных дисциплин.

Педагогические профессиограммы. Формирование компетенций учителя-дефектолога на основе имеющихся образовательных стандартов. Профессионально-педагогические требования к квалификационным характеристикам выпускников дефектологического профиля в свете компетентностного подхода.

 9. Знания, умения, навыки; общие, личностные и профессиональные компетенции специалиста-дефектолога Особенности и критика знаниевой парадигмы в образовании. Структура компетенций общего, личностного и профессионального характера. Сходство и различия в компетенциях педагогов массовой и специальной (коррекционной) школы.

Оценивание:

Оценка «отлично»: студент подготовлен к ответу на вопрос, аргументирует ответ, ссылается на источники информации, приводит примеры и доказательства; речь грамотная 

Оценка «хорошо»: студент подготовлен к ответу на вопрос, аргументирует ответ, приводит примеры и доказательства; речь грамотная 

Оценка «удовлетворительно»: студент не готовился заранее к ответу на вопрос, высказывания спонтанны, лишены доказательств

Оценка «неудовлетворительно»: студент не готов дискутировать по данному вопросу

 

 

Кейс вопросного типа к Разделу 2 « Теоретико-методологические основы образование, воспитание и обучение лиц с проблемами в развитии. »

1.  Методы психологического изучения детей с аномалиями развития. Методы изучения нарушенного развития. Задачи психологического изучения. Принципы психологического изучения. Методы изучения нарушенного развития: изучение документации ребенка; изучение продуктов деятельности; метод наблюдения; метод беседы; метод эксперимента (обучающий эксперимент); Организация и проведение психологического исследования.

2. Охарактеризуйте особенности организации и проведения экспериментального исследования в специальной психологии. Каковы основные принципы проведения исследований в специальной психологии?

3. Что представляет собой процесс реабилитации? Сопоставьте понятия «реабилитация» и «абилитация».

Социальная интеграция инвалидов и ее основные задачи.

4. История становления организации и методов отбора в дошкольные и школьные коррекционно-образовательные учреждения. Отечественный и зарубежный опыт комплектования коррекционных образовательных учреждений. Современная теория и практика выявления детей с проблемами в развитии и комплектования коррекционных образовательных учреждений в России. Нормативно-правовые основы комплектования коррекционных образовательных учреждений.

5. Обследование детей в комиссиях по отбору в дошкольные и школьные коррекционно-образовательные учреждения. Организация работы ПМПК. Положение о ПМПК. Цель, задачи, функции ПМПК. Структура ПМПК. Обязанности специалистов ПМПК. Документы ПМПК. Условия приема ребенка на ПМПК. Планирование обследования ребенка на ПМПК.

6. Психологическое заключение и психологический диагноз. Виды психологических диагнозов. Психологический прогноз. Требования к психологическому заключению.

7.Подготовьте сообщение об основных принципах построения занятий в специальных дошкольных учреждениях.

Оценивание:

Оценка «отлично»: студент подготовлен к ответу на вопрос, аргументирует ответ, ссылается на источники информации, приводит примеры и доказательства; речь грамотная 

Оценка «хорошо»: студент подготовлен к ответу на вопрос, аргументирует ответ, приводит примеры и доказательства; речь грамотная 

Оценка «удовлетворительно»: студент не готовился заранее к ответу на вопрос, высказывания спонтанны, лишены доказательств

Оценка «неудовлетворительно»: студент не готов дискутировать по данному вопросу

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: