Роль и место ИПБ России в деле реформирования бухгалтерского учета

Прежде чем говорить о роли и месте ИПБ России в реформировании бухгалтерского учета, следует определить его место в системе регулирования бухгалтерского учета в стране.

Надо сказать, что система регулирования бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики в нашей стране сложилась еще не до конца и находится в постоянном развитии. Ряд вопросов, например регулирование отраслевого бухгалтерского учета, еще не нашел своего окончательного решения.

На верхнем уровне регулирования бухгалтерского учета находится Государственная Дума, которая определяет законодательную базу организации бухгалтерского учета в стране.

Официальным исполнительным органом регулирования бухгалтерского учета в стране является Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), на которое возложены как методологические (разработка нормативных документов), так и контрольные функции ведения бухгалтерского учета.

Отраслевые особенности ведения бухгалтерского учета были призваны регулировать отраслевые министерства и ведомства по согласованию с Минфином России. В настоящее время эта функция выполняется только некоторыми министерствами и ведомствами.

Правительство Российской Федерации в 1998г. образовало Межведомственную комиссию по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МВК), основной задачей которой была разработка и контроль выполнения вышеназванной Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Наряду с разработкой правил бухгалтерского учета, соответствующих международным стандартам финансовой отчетности, в указанных документах также предусмотрены создание новой, отвечающей современным реалиям, системы регулирования бухгалтерского учета в стране, а также организация системы переподготовки бухгалтерского персонала в соответствии с разработанными правилами бухгалтерского учета.

МВК состоит в основном из руководителей (заместителей министров) ведомств, которые в той или иной мере заинтересованы в реформировании бухгалтерского учета в стране, - Министерства экономики, Комиссии РФ по ценным бумагам, Центробанка и др. В МВК входят также ведущие специалисты страны.

Учитывая роль ИПБ России в реформировании бухгалтерского учета в стране, заместителем председателя МВК назначен первый Президент ИПБ России профессор Я.В. Соколов.

Для решения конкретных задач, в частности для рассмотрения и определения степени готовности правил (стандартов) бухгалтерского учета, при МВК создана рабочая группа, которая состоит из представителей департаментов министерств и ведомств, пользователей финансовой отчетности и ведущих специалистов страны.

Комитет по международным учетным стандартам (International Accounting Standards Committee - IASC) был создан для разработки стандартов, которые можно было бы распространить на все страны мира.

По существу, деятельность IASC сводится к выделению и по возможности исключению тех национальных особенностей бухгалтерского учета, которые не могут быть объяснены влиянием окружающих социально - экономических факторов. Международные учетные стандарты в принципе предназначены для любых компаний, но прежде всего они могут быть распространены на деятельность МНК[5].

К настоящему времени IASC издал около 41 международного учетного  стандарта. Среди них: сегментная отчетность (стандарт № 14), информация, отражающая влияние изменения цен (стандарт № 15), влияние изменений валютных курсов (стандарт № 21), консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании (стандарт № 27), финансовая отчетность в условиях гиперинфляции (стандарт № 29).

IASC был основан в 1973 г. ведущими профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии и США. В настоящее время в него входят представители более 100 бухгалтерских организаций из 75 стран.

Работой IASC руководит совет, состоящий из представителей 13 стран, включая страны, основавшие комитет. В разработке международных стандартов могут принимать участие широкие слои профессиональных бухгалтеров. За 6 месяцев до издания окончательной редакции очередного стандарта совет IASC принимает и анализирует любые замечания и поправки. Получение мнений всех членов совета IASC по вновь выпускаемым стандартам является обязательным. Заседания совета проводятся несколько раз в году и в различных странах, чтобы обеспечить разнообразие мнений по обсуждаемым проблемам.

Стандарты IASC носят рекомендательный характер. Тем не менее, поддержка деятельности IASC и признание его стандартов расширяются.

Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (International Federation of Accountants - IFAC) была создана в 1977 г. для развития и укрепления престижа бухгалтерской профессии. Цели этой организации в значительной степени совпадают с целями IASC; однако приоритет отдается собственно бухгалтерской профессии. Членами IFAC являются представители профессиональных учетных организаций из более чем 75 стран.

Действующий в составе федерации Комитет по обобщению практики аудирования (International Auditing Practices Committee - IAPC) издает специальные руководства (guidelines), в которых обобщается и анализируется практика аудирования в различных странах мира. К настоящему времени распространено уже несколько выпусков guidelines: № 1 - цели и задачи аудирования; № 6 - анализ и оценка применяемой системы учета; № 8 - информационно-технологические аспекты аудирования; № 13 - подготовка аудиторского отчета; № 25 - риск и оценка надежности результатов аудирования.

Работа другого комитета - Комитета по профессиональной подготовке (Education Committee) - направлена на унификацию квалификационных и образовательных критериев при подготовке профессиональных бухгалтеров. Комитет по этике (Ethics Committee) занимается обобщением национальных кодексов профессиональной этики и выработкой единого стандарта. Оба эти коми­тета также периодически публикуют guidelines по вопросам, вхо­дящим в сферу их компетенции.

Организация Объединенных Наций (ООН) также проявляет определенный интерес к проблемам учета и отчетности. Причина кроется в расширяющемся влиянии МНК на мировую экономику. В 1982 г. группа экспертов ООН выпустила новую редакцию guidelines (впервые вышли в свет в 1977 г.), в которых обобщаются требования к степени аналитичности финансовой отчетности МНК. В частности, предлагается в годовой отчет включать следующие документы: отчет о финансовых результатах, баланс, затраты на научно-исследовательские разработки, сведения об инвестициях в основные фонды и др. Одной из задач, стоящих перед экспертами ООН, является выработка рекомендаций по наполнению отчетов МНК такой информацией, которая позволила бы правительствам слаборазвитых стран получать более полное представление о деятельности этих корпораций на их территориях.

Проблемами стандартизации учета в ООН занимается Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности (Intergovernmental Working group of Experts on International Standards of Accounting and Reporting - ISAR).

Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development - OECD) объединяет правительства 24 стран, включая большинство индустриально развитых государств: Австралию, Австрию, Бельгию, Канаду, Данию, Финляндию, Францию, ФРГ, Грецию, Исландию, Ирландию, Италию, Японию, Люксембург, Голландию, Новую Зеландию, Норвегию, Португалию, Испанию, Швецию, Швейца­рию, Турцию, Великобританию и США. Ее цель - способствовать экономическому развитию стран - членов организации путем оказания консультационной помощи по широкому спектру проблем, таких, как, например, проблема упорядочения валютных курсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: