Учет как общая, самостоятельная функция управления

В Словаре иностранных слов «менеджмент» переводится на русский язык как управление, то есть как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производства с целью повышения эффективности деятельности организации и ее прибыльности [93, с.311]. В экономической же литературе определений управления много [75, с.14; 67, с.66; 92, с.32; 81, с.8; 50, с.9]. В работах различных авторов управление определяется как: наука; система; структура; механизм; искусство; специфический вид деятельности; функция производства; целенаправленное воздействие; процесс; функция аппарата управления и т.д. Рассматривая то или иное определение управления, необходимо иметь ввиду, что каждое из них, невзирая на различия, может оказаться правильным. Это объясняется тем, что в каждом случае управление определяется применительно к конкретной области материального производства и с позиций соответствующей науки.

В обобщенном понимании управление – это функция любой организованной системы, направленное на сохранение динамического равновесия со средой и на ее развитие [99, с.578]. Можно констатировать также, что управление – это процесс, предполагающий целенаправленное воздействие на элементы и связи системы организации для достижения поставленных целей. Процесс управления в современных условиях характеризуется как: взаимосвязанный, единовременный акт целенаправленного воздействия (оперативное управление); поэтапная квантификация, осуществляемая во времени и пространстве (тактическое и стратегическое управление), и носящая повторяющийся характер по циклам производства. Функции же управления представляют собой элементы процесса управления и отражают различные его содержательные стороны.

           Поэтому важное значение для совершенствования процесса управления производством имеет правильное понимание экономической категории «функция управления». Функция в переводе с латинского (function) означает использование, осуществление чего-либо. В энциклопедическом словаре функция определяется как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений» [95]. Применительно к экономическим системам функция есть способ реализации в реальной действительности ее внутренней глубинной сущности. Анализ экономической литературы по управлению показал, что существуют различные подходы при рассмотрении содержания функции управления [63, с.422; 78, с. 40; 77, с. 36; 79, с. 48-49; 41]. Одни авторы характеризуют функции управления как виды работ и деятельности системы управления [85], другие – как устойчивую группу операций, основанную на профессиональном и функциональном разделении труда в системе управления, рассматривая функцию управления как необходимый вид деятельности, связанный с управлением производством, порожденный разделением труда [19].

    Достаточно полное определение понятия «функции управления» дано Г.И. Будылкиным и В.В. Прошиным: «Функции управления – это обособленные, специфические виды деятельности, обладающие единством цели, задач, характера выполняемых работ и операций, направленные на определенную часть управляемого объекта для достижения поставленной цели» [19, с.160]. В данном определении нашли отражение критерии, которым должны отвечать функции управления (единство цели и характера выполняемых работ и операций); подчеркнуто, что каждая функция проявляется в связи не со всем управляемым объектом, а только с его определенной частью; указана направленность воздействия (достижения поставленной цели). Функция управления как целенаправленный специфический вид деятельности управленческого персонала, состоящая из совокупности конкретных видов труда, объективно необходима, прежде всего, для полноценного и эффективного управления производством.

    Вместе с тем, анализ содержащихся в экономической литературе классификаций функций управления позволяет сделать вывод об отсутствии системного подхода к решению данной проблемы. Авторами приводятся различные перечни функций управления [89, с.25; 104, с.17, 19; 105, с.28-30; 117, с.21; 65, с.10; 34, с.37]. Привлекает внимание и тот факт, что рядом экономистов смешиваются понятия «функции управления» и «виды управления» [65, с.13; 113, с.10; 114, с.101]. Исходя из мнений выше указанных и других ученых - экономистов, целесообразно отметить, что до сих пор отсутствует четкий критерий обособления отдельных видов управленческой деятельности, и как следствие, множество различных классификаций [10; 27; 28; 33; 41; 54; 55; 103; 110].

    В тоже время, отсутствие одной из основных функций управления делает принципиально невозможным осуществление управления как целостного процесса. Несмотря на это, зачастую в экономической литературе, особенно по управлению, отдельные авторы работ учет не относят к общим, самостоятельным функциям управления.

    Так, в работе [104] учет отнесен не к общим функциям управления, а к специфическим; некоторые авторы работ рассматривают учет как функцию или форму контроля [62, с.56]; другие считают, что учет является методом, средством, а в отдельных случаях и видом контроля [54, с. 116]; в работах [89; 65; 34; 17] учет не считается функцией управления и т.д. Поэтому возникает необходимость четкого определения состава и структуры функций управления, а также места функции «учет» в системе менеджмента.

    Взаимосвязь, взаимообусловленность, роль и место функций, в том числе функции «учет», в системе управления производством наглядно видно из приведенной систематизированной схемы (рис. 1.1). На пересечении граф и строк формируются конкретные функции и подфункции управления. Например,  учетные подфункции управления ПС31, ПС32, ПС33, ПС34, ПС35, ПС36, ПС37 и ПС38 входят неотъемлемыми частями в систему подфункций от ПС11 до ПС74 включительно, которая раскрывает общее содержание управления процесса снабжения (заготовления). Учетные подфункции управления от ПП31 до ПП38 являются составными элементами системы подфункций от ПП11 до ПП74, которая раскрывает общее содержание управления непосредственно производственным процессом. Аналогично учетные подфункции от ПР31 до ПР38 являются элементами системы подфункций от ПР11 до ПР74 включительно. Данная система характеризует общее содержание управления процессом реализации (продажи) продукции (работ, услуг). В целом же система функций и подфункций от ПС11 до ПС74, ПП11 до ПП74, ПР11 до ПР74 включительно представляет собой общее содержание управления стадиями воспроизводства, где функция «учет»  и его подфункции в системе управления занимают конкретное место и выполняют свою роль (информационную, контрольную, аналитическую, обратной связи и др.).

Функции управления

Подфункции управления

Стадии воспроизводства совокупного продукта

снаб-жения произ-водства продажи (реализации)
1 2 3 4 5

1.Прогнози-рование

1.1 Экономическое ПС11 ПП11 ПР11
1.2 Социальное ПС12 ПП12 ПР12
1.3Развития техники и технологии ПС13 ПП13 ПР13
1.4 Развития конкуренции ПС14 ПП14 ПР14

2.Планиро-вание

2.1 Стратегическое ПС21 ПП21 ПР21
2.2 Перспективное ПС22 ПП22 ПР22
2.3 Периодическое ПС23 ПП23 ПР23
2.4 Оперативное ПС24 ПП24 ПР24
2.5 Нормативное ПС25 ПП25 ПР25
2.6 Индикативное ПС26 ПП26 ПР26

3.Учет

3.1 Оперативный ПС31 ПП31 ПР31
3.2 Статистический ПС32 ПП32 ПР32
3.3 Финансовый ПС33 ПП33 ПР33
3.4 Управленческий ПС34 ПП34 ПР34
3.5 Стратегический (оценочный) ПС35 ПП35 ПР35
3.6 Производственный ПС36 ПП36 ПР36
3.7 Технологический ПС37 ПП37 ПР37
3.8 Экологический ПС38 ПП38 ПР38

4.Контроль

4.1 Независимый (аудит) ПС41 ПП41 ПР41
4.2 Ведомственный ПС42 ПП42 ПР42
4.3 Вневедомственный ПС43 ПП43 ПР43
4.4 Внутренний аудит ПС44 ПП44 ПР44
4.5Ревизия наблюдательного совета ПС45 ПП45 ПР45
4.6 Самоконтроль ПС46 ПП46 ПР46

5. Анализ

5.1 Производственный, управленческий ПС51 ПП51 ПР51
5.2 Финансовый, инвестиционный ПС52 ПП52 ПР52
5.3 Социальный ПС53 ПП53 ПР53
5.4 Внешней среды ПС54 ПП54 ПР54
5.5Оперативный (операционный) ПС55 ПП55 ПР55

6.Организа-ция

6.1Проектирования структуры ПС61 ПП61 ПР61
6.2 Труда и его оплаты ПС62 ПП62 ПР62
6.3Производственных процессов ПС63 ПП63 ПР63
6.4 Систем хозяйственного механизма ПС64 ПП64 ПР64
6.5 Функциональных структур ПС65 ПП65 ПР65

7.Регулирова-ние

7.1 Принятие решений ПС71 ПП71 ПР71
7.2 Устранение отклонений ПС72 ПП72 ПР72
7.3 Хозяйственных процессов, видов деятельности ПС73 ПП73 ПР73
7.4 Корректировка планов (бюджетов, смет, проектов) ПС74 ПП74 ПР74

Рис. 1.1. Система функций и подфункций управления в процессе воспроизводства

Совокупного продукта

 

    Отсюда следует, что учет является общей самостоятельной функцией управления.

           Без использования информации учета невозможно осуществление других функций управления (прогнозирование, планирование, анализа, контроль и т.д.), а без выполнения указанных функций, например, контроля практически невозможно принятие субъектом управления эффективного управленческого решения. Так, основная задача системы (структуры) управления – выработка и исполнение управленческих решений. Здесь важным является принцип оптимальности, означающий, что при выработке управленческого решения необходимо учитывать максимум возможных вариантов его исполнения и выбрать те из них, которые наиболее полно обеспечивали бы достижение поставленных целей. Следовательно, управленческие решения вырабатываются субъектом с ориентацией на объект управления, на учет его потребностей и интересов, а также его реальных возможностей и условий превращения этих возможностей в действительное исполнение решения. Принятые управленческие решения могут (в условиях конкуренции, риска и неопределенности) претендовать на реальность в той мере, в какой они осуществимы в принципе.

           Основополагающей для принятия таких управленческих решений является релевантная информация учета, которая в сфере экономики движется (процесс коммуникации) по разнообразным каналам: это «память» или сохранение информации о прошлых событиях, живущая в настоящем, характеризующая хозяйственные процессы во времени и пространстве, и внутренние и внешние формы общения (отношения). Оптимальное управление, преследующее разумные цели, предполагает объективную, истинную и полную информации: без достоверной и полной информации немыслимо эффективное управление. Информация и управление – это своего рода функциональные «близнецы». Там, где есть информация, действует и управление, а там, где осуществляется управление, непременно наличествует и информация [99]. Исходный пункт любого хозяйственного (экономического) управленческого процесса (главным среди которых является выработка и принятие управленческого решения, а также его исполнение) – получение и обработка информации. Основным поставщиком такой информации является учет.

    Учет и другие функции управления (прогнозирование, планирование, организация деятельности, анализ, контроль и регулирование) взаимопроникают друг в друга и взаимодействуют в системе управления производством.

           При этом интегрирующим средством всех функций управления является процесс коммуникации (общения, связей). Процесс коммуникации соединяет в единое целое все элементы, участвующие в развитии управления и производства для достижения главной цели – получения максимума прибыли при нормальных издержках. Повышение эффективности коммуникации в системе учета обеспечивается при взаимодействии всех экономических служб организации и достижении обратной связи в системе управления. Ниже показана взаимосвязь функций управления производством (рис.1.2).

 

 

 

 



Рис.1.2. Взаимосвязь функций управления производством

    Эффективность процесса коммуникации зависит от: содержания и формы представления информации; правильности выбора средств и способов передачи информации; уровня профессиональной квалификации персонала экономической службы и административно- управленческих работников организации; состояния системы менеджмента и степени использования экономических методов управления в данном хозяйствующем субъекте.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: