Расчет элементов привода

Таблица 3.1 – Исходные данные

Наименование     Обозначение величины Величина Обозначение единиц измерения
1) Вид исполнительного органа      
2) Грузоподъемность Q   кг
3) Вес груза G G = Q ×g, где g=9,8 м/c2 Н
4) Расстояние перемещения груза Н   м
5) Скорость перемещения груза v   м/с
6) Режим работы      
7) Срок службы Т г   лет
8) Коэффициенты загрузки: - годовой - суточный   К г К с Таблица А.1    
9) Время работы машины L h L h=365×24× К г× К с× Т г ч

Таблица 3.2  –  Расчет исполнительного органа (механизма подъема груза)

  Искомая величина   Обозначение величины   Формула, источник Обозначение единицы измерения

Подвеска крюковая

1) Кратность полиспаста u п Таблица А.2 -
2) Количество полиспастов а Таблица А.2  
3) Количество ветвей каната, на которых висит груз   z в   z в = u п×а  
4) КПД блока полиспаста: - на подшипниках качения - на подшипниках скольжения   h бл.(к) h бл.(с)   Таблица А.3 Таблица А.3   - -
5) КПД полиспаста при сбегании концевой ветви: - с подвижного блока   - с неподвижного блока     h п(р)   h п(н) h п(р)= h п(н)= h бл×     -

 

Продолжение таблицы 3.2

6) Максимальное натяжение ветви   Fmax F max =G/ (z в× h п) Н
7) Коэффициент запаса прочности каната   S k   Таблица А.2 -
8) Разрывное усилие каната F p F p³ (S k× F max) Н
9) Диаметр каната d k Таблица А.4 мм
10) Коэффициент условий работы e Таблица А.5 -
11) Диаметр канатного рабочего блока: - расчетная величина по дну желоба  - принятая величина по дну желоба  - по центру каната D ¢бл.ж D бл.ж D бл.ц   D ¢бл.ж³(e–1)× d k×10-3 Таблица А.6 D бл.ц = D бл.ж + d k×10-3     м
12) Ширина канатного блока В бл Таблица А.6 м
13) Длина ступицы блока lст Таблица А.6 м
14) Диаметр оси под подшипник блока d о Таблица А.6 мм
15) Подшипник блока (радиальный): - типоразмер - диаметр внутренний - диаметр внешний - ширина        d D B Таблицы А.110, А.111   мм  
16) Крюк грузовой (типоразмер)     Таблица А.6  
17) Диаметры шейки крюка: - под гайку - под подшипник   d 1 d пк   Таблица А.6   мм
18) Подшипник крюка (упорный): - типоразмер - диаметр внутренний - диаметр внешний - высота         d D Н     Таблицы А.110, А.111    
19) КПД подшипника крюка h п.к Таблица А.3  
20) КПД подвески крюковой h к.п h к.п = h п.к× h п  
21) Диаметр барабана: - расчетная величина по дну желоба - принятая величина по дну желоба - по центру каната       D ¢б.ж D б.ж D б.ц   D ¢б.ж» D ¢бл.ж Таблица А.7 D б.ц = D б.ж + d k×10-3     м
22) Мощность на валу барабана       Р б Р б =G×v×10-3 кВт
23) Частота вращения вала барабана n бц n бц =60× u п×v/(p× D б.ц) об/мин
24) Угловая скорость вала барабана w б w б =p× n б/30 рад/с
25) Вращающий момент на валу барабана Т б Т б =103× Р б/ w б Н×м

 

Продолжение таблицы 3.2

26) Материал вала барабана - марка материала - временное сопротивление разрушению          s в   Таблица А.29   МПа
27) Допускаемые касательные напряжения материала вала t р tр»0,15× s в   МПа
28) Диаметр вала барабана d в.б d в.б»[1,6×104× Т б/(p× t р)]1/3 мм
29) Диаметр вала барабана под подшипником d п.б     мм
30) Подшипник вала барабана  (радиальный двухрядный сфери-ческий): - типоразмер - диаметр внутренний - диаметр внешний - ширина           d D B   Таблицы А.110, А.111       мм  
31) КПД подшипников вала h п.б Таблица А.3  

Узел крепления каната к корпусу барабана

32) Число ветвей каната, закрепля- емых на барабане   z з   1; 2  
33) Угол обхвата канатом барабана a a=4p, где p=3,14 рад.
34) Коэффициент трения между канатом и барабаном   f   0,1... 0,16   -
35) Натяжение каната перед при- жимной планкой   F п   F п = F max / ef×a, где е=2,72   Н
36) Угол обхвата барабана канатом при переходе от одной канавки планки к другой     a1     a1=2p, где p=3,14     рад.
37) Угол наклона боковой грани канавки    b b =40° град.
38) Коэффициент трения между планкойи барабаном   f1 f1 =f / sin b   -
39) Усилие растяжения болтов при- жимной планки   Fр.б   Fр = F п /[(f+f1)×(ef×a1 +1)]   Н
40) Количество болтов, прижимаю- щих планку   z б   z б >2× z з   шт.
41) Усилия, изгибающие болты Fu Fu= Fр.б ×f1 Н
42) Болты, прижимающие планку: - диаметр - типоразмер d б d б³ d к Таблица А.136   мм -

Продолжение таблицы 3.2

 43) Высота прижимной планки каната h п.п h п.п = d б + d k мм
44) Момент, изгибающий болт Ми.б Ми.б =10-3× Fр.б ×f1× h п.п Н×м
45) Коэффициент запаса прочностикрепленияканата к барабану   Sб   Sб³1,5 -
46) Напряжение в болте при затяжке крепления sз МПа
47) Материал болта      
48) Предел текучести материала болта s т Таблица A.29 МПа
49) Допускаемое напряжение матери- ала болта при изгибе   sFP   sFP =0,8 s т / Sб   МПа
50) Условие работоспособности болта            såз£sFP  

Таблица 3.3 – Выбор электродвигателя привода механизма

Искомая величина   Обозначение величины Формула, источник Обознчение единицы измерения
1) Коэффициент полезного действия: - крюковойподвески - опор барабана - редуктора (ориентировочно) - привода механизма(ориенти- ровочно)   hк.п hпр   h¢п.м   Таблица 3.2. (п. 20) Таблица 3.2. (п. 31) h¢р@0,8   h¢п.м=hб×h¢р×hп  
2) Требуемая (статическая) мощность электродвигателя   Р дв(тр.)   Р дв(тр) =G×v/(h¢п.м×103)   кВт
3) Тип электродвигателя      
4) Марка ектродвигателя   Таблицы А8  
5) Частота вращения выходного вала электродвигателя   n дв   Таблица А.8   об/мин
6) Угловая скорость выходного вала электродвигателя   w дв   w дв =p× n дв/30   рад/с
7) Требуемый крутящий момент на выходном валу электродвигателя   Т дв(тр.)   Т дв(тр.)=103× Р дв(тр.)/ w дв   Н×м

 

 

Продолжение таблицы 3.3

8) Характеристики электродви- гателя: - режим работы - мощность (номинальная) - момент максимальный - момент инерции ротора     ПВ Р дв(ст) Т max I р   Таблица А.8       % кВт Н×м кг×м2
9) Момент номинальный Т ном Т ном =103× Р дв/ w дв Н×м
10) Момент пусковой средний электродвигателя:     Т ср.п   Таблица А.8 Примечание. При отсутствии значения Тср.п его рассчитывают по зависимостям для двига-телей: а) трехфазного тока - с короткозамкнутым ротором Т ср.п»(0,7…0,8)× Т max - с фазовым ротором Т ср.п»(1,5…1,6)× Т ном б) постоянного тока - с параллельным возбуж-дением Т ср.п»(1,7…1,8)× Т ном - с последовательным воз-буждением Т ср.п»(1,8…2,0)× Т ном - со смешанным возбуж-дением Т ср.п»(1,8…1,9)× Т ном Большие значения в выра-жениях относятся к дви-гателям с повышенным скольжением   Н×м  
11) Диаметр выходного вала двигателя d 1   Таблица А.9   мм

Таблица 3.4Передаточное отношение механизма и выбор редуктора

Искомая величина     Обозначение величины Формула, источник Обозначение единицы измерения
1) Передаточое отношение механизма i ¢п.м i ¢п.м = n дв/ n б  
2) Редуктор (тип)         Таблицы: А.10…А.14  
3) Передаточные числа ступеней пе- редач, формирующих редуктор: - первой      … - i– ой     u 1u i     Таблицы А.25, А.26, А.27  
4) Передаточное число редуктора u р u р = u 1× … × u i,  

 

Таблица 3.5 – Подбор муфт

Искомая величина Обозначение величины Формула, источник Обозначение единицы измерения
1) Коэффициент, учитывающий сте-пень ответственности механизма   K1   Таблица А.15  
2) Коэффициент, учитывающий режим работы механизма   K2 Таблица А.15  
3) Расчетный момент муфты между: - двигателем и редуктором - редуктором и барабаном     Т мп Т мз   Т мп = Т дв× К1× К2 Т мз = Т вз× К1× К2, где Т вз – фактический вращающий момент на валу под зубчатой муф-той (в механизме подъ-ема груза Т вз = Т б)     Н×м
4) Типы муфт между:  - двигателем и редуктором (МУВП)    - редуктором и барабаном (МЗ)     Таблица А.16; (рисунок 1.14) Таблица А.17; (рисунок 1.15)  

Примечание. Внутренние диаметры муфт согласовать с диаметрами выходных валов двигателя и редуктора соответственно.

Продолжение таблицы 3.5

5) Характеристика муфты МУВП: - диаметр внутренний (от редуктора) - диаметр внутренний (от двигателя) - диаметр внешний - диаметр по центрам пальцев - диаметр под тормозной шкив - длина полумуфты со стороны  двигателя - длина полумуфты со стороны редуктора - длина отверстия под посадку вала - момент вращающий номинальный - момент тормозной - момент инерции - масса    d d 1 D D 1 D т l   l 1 l 2 Т м.д.н Т с.т I м.д. mм.д.     Таблица А.16     мм мм мм мм мм   мм   мм мм Н×м Н×м кг×м2 кг

Примечание. d 1 принять по выходному валу двигателя (таблица А.9) и

согласовать с входным валом редуктора

6) Усилия, действующие на вал от муфты МУВП: - окружное по центру пальцев  - радиальное     F t(п) F r(п)   F t(п) =2× T мп./D1 F r(п) =0,25× F t(п)   Н Н
7) Характеристика муфты МЗ: - диаметр внутренний - диаметр внешний - диаметр обоймы - диаметр втулки внешний - длина полумуфты - момент вращающий номинальный - момент инерции - масса    d D D1 D2 l Т мз.н I мз mмз   Таблица А.17     мм мм мм мм мм Н×м кг×м2 кг
8) Параметры зубчатого соединения  муфты МЗ:  - модуль - число зубьев  - ширина     m z b   Таблица А.17       мм   мм
9) Диаметр делительной окружности  зубчатого венца муфты МЗ   d .з) d .з)= m × z   мм
10) Усилия, действующие на вал от муфты МЗ: - окружное - радиальное     F t(з) F r(з) F t(з) =2× T вз/ d (мз) F r(з) = F t(з)×tga, где a=20°   Н Н

 

Таблица 3.6 – Характеристика работы механизма подъема груза

Искомая величина

Обозначение  величины Формула, источник Обозначение единицы измерения

Статические сопротивления механизма

1) Момент статического сопро-тивления на валудвигателя: 

- при подъеме груза

- при опускании груза

  Т с.п Т с.оп Т с.п =0,5× Т с.оп =0,5×     Н×м   Н×м

2) Момент статического сопро-               тивления на валу тормоза при торможении:

- при подъеме груза

 

- при опускании груза

  Т с.т.п Т с.т.оп     Т с.т.п =0,5× Т с.т.оп =0,5× , где u т = n т/ n б (n т– частота вращения вала под тормо-зом)     Н×м     Н×м

Сопротивления в механизме в периоды неустановившегося движения

3) Момент инерции ротора двигателя и муфты

I

  I = I p+ I м   кг×м2
4) Коэффициент, учитывающий влияние масс деталей, вращаю-щихсямедленнее,чем вал двига-теля

 

d

    d =1,1….1,25  
5) Момент инерции эквивалент- ной системы вращающихся масс, приведенный к валу двигателя

 

I пр.вр

    I пр.вр =d× I   кг×м2
6) Скорость подъема груза

vг.ф

vг.ф =0,5× D б× w б./ u п. м/с
         

 

Продолжение таблицы 3.6

7) Момент инерции эквивален-тной системы движущихся масс механизма, приведенный к валу двигателя: - при пуске   - при торможении     I пр.пост.п I пр.пост.т     I пр.пост.п=0,1× I пр.пост.т =0,1×     кг×м2     кг×м2
8) Момент инерции эквива- лентной системы движущихся  масс, приведенной к валу двигателя: - при пуске - при торможении     I пр.п I пр.т   I пр.п = I пр.вр+ I пр.пост.п I пр.т = I пр.вр+ I пр.пост.т   кг×м2 кг×м2
9) Время пуска двигателя: - при подъеме груза -при опускании груза   t п.п t п.оп t п.п= I пр.п× w дв /(Т ср.пТ с.п) t п.оп= I пр.п× w дв /(Т ср.п+ Т с.оп)   с
10) Время пуска двигателя (допускаемое) - при подъеме груза - при опускании груза     [ t п.п] [ t п.оп]   Таблица А.18   c
11) Условие достаточности:   - при подъеме груза - при опускании груза     t п.п@ [ t п.п] t п.о@ [ t п.оп]   с
12) Момент сил инерции на валу двигателя, возникаю-щий в период пуска: - при подъеме груза - при опускании груза   Т ин.п Т ин.оп     Т ин.п = I пр.п× w дв/ t п.п Т ин.оп = I пр.п× w дв/ t п.оп   Н.м
13) Момент на валу двигателя, необходимый при пуске: - при подъеме груза - при опускании груза     Т пуск.п Т пуск.оп   Т пуск.п = Т с+ Т ин.п Т пуск.оп = Т с+ Т ин.оп     Н.м
14) Условие достаточности:  - при подъеме груза - при опускании груза   Т пуск.п< Т ср.п Т пуск.оп< Т ср.п  
15) Ускорение движения: - при подъеме груза - при опускании груза   ап аоп ап =vг.ф/ t п.п аоп =vг.ф/ t п.оп   м/с2

 

 

Продолжение таблицы 3.6

16) Допускаемое ускорение  движения - при подъеме груза - при опускании груза     [ап] [аоп] Таблица А.19     м/с2
17) Условие достаточности - при подъеме груза - при опускании груза   ап£[ ап] аоп£[ аоп] м/с2

Таблица 3.7 – Выбор тормоза

Искомая величина Обозначение величины Формула, источник Обозначение единицы измерния
1) Коэффициент запаса торможения   kт Таблица А.20  
2) Тормозной момент, необхо- димыйпо правилам Ростехнадзора   Т т Т т³ Т с.т×kт   Н×м
3) Тип тормоза   Таблицы А.21, А.22  
4) Технические арактеристики тормоза: - диаметр тормозного шкива - ширина тормозной колодки  - тормозной момент номиналь- ный   D В Т т.с       мм мм   Н×м
5) Время торможения:  - при подъемегруза   - при опускании груза t т.п t т.оп t т.п = t т.оп =   с     с
6) Допускаемое время торможения   [ t ]   Таблица А.18  
7) Условие достаточности по времени торможения   t т.п<[ t ]; t т.оп<[ t ]  

 

Продолжение таблицы 3.7

8) Момент сил инерции на валу двигателя при торможении: - при подъеме груза - при опускании груза   T ин.т.п T ин.т.оп   Т ин.т.п = I пр.т.п×wдв./ t т.п. Т ин.т.оп = I пр.т.п×wдв./ t т.оп.     Н×м  
9) Расчетный момент на валу, необ-ходимый для затормаживания: - при подъемегруза - при опускании груза     Т р.т.п Т р.т.оп     Т р.т.п = Т ин.т+ Т с.т.п Т р.т.оп = Т ин.т+ Т с.т.оп     Н×м Н×м
10) Условие достаточности по пусковому моменту   Т р.т.п£ Т т.с; Т р.т.оп£ Т т.с  
11) Путь торможения: - при подъеме груза - при опускании груза   sп sоп   sп=0,5× t т.п×vг.ф sп=0,5× t т.оп×vг.ф   м
12) Наибольшая допускаемая длина пути при торможении   [s]   Таблица А.23 м
13) Условие торможения  механизма  по длине пути     sп£ [s]; sоп£ [s]   м
14) Замедление при торможении:   - при подъеме груза   - при опускании груза ат.п а т.оп ат.п =vг.ф./ t т.п. а т.оп =vг.ф./ t о.п.     м/с2
15) Наибольшее допускаемое значение  замедления меха- низма подъема груза      [ а т]     Таблица А.19     м/с2
16) Условие достаточностипо замедлениюпри торможении     а т.п£ [ а т]; а т.оп£ [ а т]   м/с2

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: