Логика оценки инвестиционных проектов

 

Понятие инвестиционного проекта трактуется двояко:

1. Как деятельность, предполагающая осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей.

2. Как система, включающая определенный набор организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих эти действия.

Мы будем говорить об оценки капитальных вложений в реальные инвестиционные проекты, поэтому понятие «инвестиционный проект» используется во втором значении. В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» дано такое определение инвестиционного проекта: «Инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций».                                                                                                                                                               

Логика оценки инвестиционных проектов

В финансовых решениях, связанных; с оценкой и принятием/отклонением инвестиционных проектов, превалируют соображения стратегического характера. Подобным проектам характерны следующие особенности: (1) значительные объемы затрат и ожидаемых выгод; (2) соответствующие затраты/выгоды «растянуты» во времени, т. е. они охватывают продолжительный пе­риод, и потому при их оценке должен учитываться фактор времени; (3) как правило, в крупном инвестиционном проекте должны прини­маться во внимание выгоды не только экономические, но и социаль­ные, причем соотношение между подобными выгодами, т. е. превали­рование экономического аспекта над социальным или наоборот зави­сит от сути собственно инвестиционного проекта; (4) любой инвестиционный проект, как правило, имеет существенное значение для организации (фирмы) в целом - иными словами, проект должен вписываться в рамки глобальной стратегии фирмы; (5) необходим учет риска.

Поэтому критерии, используемые для финансовой оценки подоб­ных решений, должны по возможности отражать указанные особенности.

Критерии – это относительные показатели, характеризующие то или иное экономическое, организационное, техническое, экологическое, социальное явление, по которому определяется целесообразность реализации инвестиций в ту или иную предпринимательскую деятельность.

Критерий – наиболее существенный признак, положенный в основу экономической оценки или классификации явлений, процессов, деятельности.

Метод оценки инвестиционных проектов – под этим методом в широком смысле понимают способ исследования своего предмета.

Прежде чем раскрывать методы оценки инвестиционных проектов, желательно остановиться на методологии оценки.

Методология – это наука о методах, учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Любой более или менее значимый инвестиционный проект представляет собой весьма сложное и мно­гогранное явление, поэтому какого-либо единственного критерия, ко­торый можно было бы как «палочку-выручалочку» применять во всех мыслимых случаях, не может существовать в принципе. Тем не менее, говоря о критериях количественной оценки, можно выделить ключевой принцип, которым следует руководствоваться при форми­ровании суждения о целесообразности проекта,— это принцип гене­рирования достаточной прибыли в долгосрочном аспекте. Иными словами, речь идет о том, что в подавляющем большинстве случаев при оценке инвестиционного проекта отдают предпочтение выгоде не сиюминутной, а долгосрочной. Важна не одномоментная, хотя бы и весьма существенная, выгода, но устойчивое генерирование дохода в будущем с устраивающей инвестора нормой прибыли.

Сказанное верно с позиции теории, однако на практике желание извлечь быструю выгоду в ущерб выгоде отдаленной удается преодолеть далеко не всегда. Даже в странах, имеющих давние традиции в функционировании бизнеса и рынков капитала, картина далеко не блестящая, а проблема недальновидности при принятии решений инвестиционного характера все еще остается достаточно острой. Так, проведенный в Великобритании в начале 1990-х гг. опрос финансовых директоров выявил весьма парадоксальную картину — около 66% опрошенных полагали, что оценка компаний на фондовом рынке зависит прежде всего от ожидаемой прибыли текущего отчетного пе­риода. На самом деле эта парадоксальность кажущаяся, поскольку большинство инвесторов, безусловно, понимают значимость оценки прибыльности с позиции долгосрочной перспективы, однако они отчетливо понимают и то обстоятельство, что получить соответ­ствующие перспективные и достаточно достоверные оценки весьма и весьма сложно. Можно спорить по поводу того, что заставляет лю­дей ориентироваться на оценки в краткосрочной перспективе, однако нельзя не признать того факта, что подобная ориентация существует, и нет никаких оснований полагать, что все инвесторы мыслят исключительно в рамках «правильных» теоретических построений.

Ориентация на принцип устойчивого генерирования дохода в долгосрочном аспекте подразумевает следующее. Крупные капита­ловложения должны осуществляться совсем не потому, что проект обеспечит хороший финансовый результат в краткосрочном периоде. Напротив, подобного результата может не быть вовсе, либо он не является приоритетным. В процессе достижения стратегических це­лей фирмы может возникнуть необходимость принятия решения, связанного со значительными затратами в ближайшем будущем, но ценного в долгосрочной перспективе. Поэтому конкретные инвести­ционные решения следует рассматривать не только и не столько с позиции критериев, основывающихся на стоимостных оценках и показателях рентабельности, но также и с той точки зрения, на­сколько эти решения, во-первых, способствуют выполнению стратегических задач, стоящих перед фирмой, и, во-вторых, вписываются в общефирменную стратегию ее развития, поскольку любой конкретный проект — это часть инвестиционной программы развития фир­мы, в которую помимо данного проекта может входить ряд других уже осуществляемых или предполагаемых к осуществлению инвести­ционных проектов. Заметим, что из сказанного не следует, что финансовый аспект следует вообще игнорировать. Речь идет лишь о том, что процесс оценки проекта ни в коем случае не может быть сведен к примитивному исчислению некоторого показателя. Ника­кой подобный показатель, каким бы сложным или, напротив, про­стым он ни был, не может рассматриваться как единственный и без­условный аргумент в пользу принятия или отклонения проекта; он может быть лишь одним и:) аргументов при принятии решения.

Так, еще до проведения расчетов по количественной оценке дохо­дов и расходов оцениваемого проекта следует проанализировать не­обходимость инвестиций в контексте стратегических и тактических целей фирмы. Поскольку эти цели могут быть разнообразны, соот­ветственно разнятся и цели инвестирования. Например, такими це­лями могут быть: укрепление позиций фирмы в конкурентной среде; занятие определенного сегмента рынка; улучшение качества предла­гаемых товаров/услуг; увеличение прибыли; рост производительно­сти и эффективности и др. Очевидно, что решение некоторых из сформулированных задач может быть относительно более затратоемким по сравнению со среднефирменным, однако если задача постав­лена и соответствующие капиталовложения признаны целесообраз­ными, проект должен быть принят несмотря па относительно низкие показатели эффективности.

Таким образом, оценка любого инвестиционного проекта имеет, как правило, комплексный характер, т.е. подразумевает не только количественные, но и качественные критерии. Тем не менее количе­ственные критерии все же исключительно важны, поскольку они поддаются более четкой интерпретации, имеют более высокую сте­пень определенности, являются сравнимыми в пространстве и време­ни и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: