Сословно-представительная монархия: организация власти и управления

В XV веке в условиях самодержавия возникла сословно-представительная монархия. Началом, условно, этого периода считается созыв первого русского собора 1549 года. На этот же период приходится принятие 2-х важнейших законодательных актов: судебника 1550 года, сборник церковного законодательства 1551 года концом сословно-представительной монархии считается время правления Алексея Михайловича, когда он перестает собирать земский собор 1653г. Царь - сохранил функции высшего органа власти. Боярская дума - была очень основательно придушена и не могла ограничивать царя. Земский собор - в разные годы выполняли разные функции. В период с 1549 до 80-х одна, до 1613 года чуть другая (появилась возможность избирать царя) и последний период (до 1622 года) характеризуется, как самый активный в деятельности собора. Далее до 50-х годов происходит затухание их деятельности.

Земские соборы на протяжении всего периода характеризовались:

• состояли из различных сословий: боярство, духовенство, дворяне, городское население

• регламента не существовало, количество вызванных на собор зависело от указа царя, который писался перед каждым созывом

• участие в нем не считалось почетной обязанностью, а было скорее необходимостью, которая многих тяготила, так как материальных стимулов не было

Функции Земского собора: внешняя политика, налоги.после 80-х XV века избирали царя (так избранными были Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов избранный в 1613 году), принятие законов, также их обсуждение. Но Земский собор не был законодательным органом. Взаимоотношение царей и собора было различено. В 1566 году многих из Земского собора, выступивших против опричнины Иван-4 казнил. В XVII веке, в период смуты, роль соборов сильно выросла, так как нужно было укреплять государство, но позднее с возрождением монархии, они сходят на нет.

Сословные органы самоуправления: губные избы. Начали создаваться в 30-е годы правления Ивана Грозного. Возникли в противовес сращиванию аппарата государства с разбойниками, то есть функции борьбы с разбойниками передали самому населению земские избы - первоначально собирали налоги, а позднее стали решать и судебные задачи

Судебник 1550 года - царский судебник, который был издан Иваном-4. Он в значительной мере повторяет судебник 1497 года, но более расширен и точен. Уложение 1649 года. В 1648 - городское восстание в Москве, создавшее угрозу жизни царя. Тогда многое зависело от дворянства, которое поддержало восстание. Они выдвинули ему свои претензии царю, в которых говорилось, что причина восстания - отсутствие нормального законодательства. В результате была создана комиссия, которая и создала уложение. Потом оно обсуждалось на Земском соборе, где было единогласно принять в январе 1649 года. Это было первое уложение изданное типографским способом и оно впервые поступило в продажу.

Реформа местного управления в середине XVI в.

В 16-17 века меняется титулатура в 1568 году Иван 4 венчается на царство с титулом царь. Появляется новый способ замещения поста главы государства, а именно избрание. Статус главы государства в данный период упрочился, что свидетельствуется прекращением земских соборов во второй половине 17 века. При воцарении все государи до Алексея Михайловича давали клятвы, ограничивающие их власть. Боярская Дума, начиная с Ивана 4, становится бюрократическим органом, в состав которого, на постоянной основе включаются служивые но не родовитые люди. Новым органом гос власти становится Земский собор. В земском соборе принимал участие царь, боярская дума, освященный собор, приглашенные лица, выборные от населения (представители московского дворянства, представители от посадов крупных городов, от земского дворянства, иногда представители черносошных крестьян). Представители каждой социально группы заседали отдельно, решение принималось за подписью всех участников собора. Повестку дня формировали заранее, и сословия обсуждали изначально поставленные вопросы. Не закреплялась периодичность созыва Земских соборов и субъекты права созыва земских соборов. Решение земского собора в одних случаях были окончательными, в других случаях принимались к сведению верховной властью.центральное управление представлено приказами, которые вытеснили пути.

Приказы условно делят на 3 группы: отраслевые, территориальные (осуществляли всю полноту власти на отдельно взятой территории), смешанные (осуществляли управление в узкой сфере, на отдельно взятой территории). Количество приказов менялось и колебалось от 40 до 80. Местное управление: начинается отмена кормлений. На смену кормленщикам приходят воеводы, находящиеся на казенном содержании и осуществляющие финансовые и правоохранительные функции в отношении населения. В 50-е годы, для упорядочивания взымания налогов правительство учреждает системы земских органов. Выборные местным населением органы, которые ведали раскладкой и сбором налогов. Был совершен переход к уездной системе, во главе которой стоял воевода, а наличие земских и губных органов зависело от центральной власти. Губные и земские органы попадают под власть воевод, становясь структурными подразделениями воеводской канцелярии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: