-Усиление товарного характера ремесла
-Увеличение количества городов
-Развитие экономических связей
-Необходимость свержения монголо-татарского ига
-Целесообразность централизованной защиты русских земель от врагов
-Стремление православной церкви к централизованной власти с целью своего усиления
-Потребность крестьян в централизованной власти для защиты от множества феодалов -Активизация социальной борьбы
-Общность христианской религии белорусского, украинского и русского народов -Общность культуры, обычаев и традиций
Этапы объединения:
1. (кон. XIII-80г. XIV) - хозяйственный подъем, борьба между сильнейшими
русскими княжествами за престол (Моск., Тверское, Рязанск.), 1301- возвышение Москвы, начало объединения вокруг нее.
Причины возвышения Москвы: Владимиро-Суздальское княжество - центр пашенного земледелия и ремесла, торговли; Москва становится экономическим, политическим, духовным, культурным центром.
Иван Калита (1325-1340). Поддерживал связи с Золотой Ордой, платил дань, заручился ее поддержкой, получил яр-лык на княжение.
Дмитрий Иванович (1359-1389). Сплочение княжеств вокруг Москвы для борьбы с Золотой Ордой. Победа 1380 г.
2. (80г. XIV-серед.XV). - дальнейшее объединение, борьба с московскими удельными князьями. Победа Моск. Княжества при Василии II обуславливалась союзом с Ордой, поддержкой церкви. Полит.объедине-ние закончилось при Иване III и его сыне Василии III. Ивану III удалось объединить почти всю Русь.
3. (2 полов. XV? начало XVI в.)? образование единого гос-ва. Связан с правлением Ивана III и Василия III. Свержение ига (с 1476 г. Иван III перестал платить дань), присоединение силой Новгородской земли, Твер-ского княжества, Псковской респ, Смоленска, Рязанского княж
Эволюция системы управления в Русском государстве в X-XVII вв.
1. В Древнерусском государстве существовала десятичная, численная система управления. Она выросла из военной организации, когда начальники воинских подразделений – десятские, сотские, тысяцкие – стали руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский же стал городским судебно-административным должностным лицом. Десятичная система еще не отделяла центрального управления от местного. Однако позже такая дифференциация возникает. В центральном управлении складывается дворцово-вотчинная система управления. Она возникает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. В великокняжеском хозяйстве имелись разного рода слуги, ведавшие удовлетворением тех или иных жизненных потребностей: дворецкие, конюшние и др. Со временем князья поручают этим лицам какие-либо сферы управления, так или иначе связанные с их первоначальной деятельностью, предоставляют им для этого необходимые средства. Так личный слуга становился государственным деятелем, администратором.
Система местного самоуправления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти – наместники и волостели. Они за свою службу получали от населения «корм». Так сложилась система кормления.
2. Раздробленность. Старая десятичная система управления вписалась в новое административно-территориальное устройство; Сотни имели свои сходы и избирали светских. В военное время они составляли базу новгородского ополчения. Концы делились на улицы, управляемые уличанским вече и избираемым на нем старостой.
3. Централизованное государство. Продолжая оставаться раннефеодальной монархией,
Московское государство унаследовало от предыдущего периода и органы центрального управления, построенные по дворцово-вотчинной системе. Однако расширение территории государства и усложнение его деятельности приводили к отмиранию дворцово-вотчинной системы и зарождению приказного управления.
Система начинает подразделяться на 2 части:
1. управление дворца, во главе которой дворский, имеющих в своем расположении много слуг. Ведал и пашенными княжескими крестьянами.
2. Пути, обеспечивающие специальные нужды князя и его окружения. Назначение путей: сокольничий, конюшенный, ловчий и др. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Также они выступали как административные и судебные органы. Руководили их именовались путными боярами. Из органов обслуживающих личные нужды князя они превращались в государственные учреждения, выполняющих важные задачи по управлению государством. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивными и иными подразделениями.
Местные органы. Во главе административных единиц стали должностные лица – представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волостели – волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения – получали от него «корм».
Кормленщики были обязаны управлять соответствующими уездами и волостелями собственными силами, т.е. содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков) и иметь свои собственные военные отряды для обеспечения внутренних и внешних функций феодального государства.
Княжата и бояре сохранили в своих вотчинах права на собственность. Они были не
просто землевладельцами, но и администраторами, а судьями в своих деревнях и селах.






