ЁЖИК
По сухой лесной дорожке —
Топ-топ-топ — топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягодки, грибочки Для сыночка и для дочки.
(Поочерёдно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.) (Постукивают кулаками по столу.)
(Поочерёдно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.) (Поочерёдно соединяют кончики пальцев обеих рук с большим пальцем.)
Пальчиковая гимнастика
БЕЛКА
На сучки, как на гвоздочки, Белка вешает грибочки, Сушит ягоды рябины, Ежевики и малины. Носит жёлуди, орешки. Разбирает всё без спешки. Вот закончила запас И в дупло скосила глаз. Чтобы было в нём тепло, Пухом выстлала его. Зиму жить ей поживать, Никаких забот не знать.
Н.Антонова
(На каждую стихотворную строчку поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого, сначала на правой, а затем на левой руке.)
(Поочерёдные ритмичные удары кулак о кулак и ладонь о ладонь.)
Диалог
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи.
ЁЖ
|
|
— Ёж, ёж, где живёшь?
|
|
— Я живу в густом лесу!
— Ёж, ёж, что несёшь?
— В норку яблоки несу. Буду яблоки делить, Своих детушек кормить.
А. Масленникова
* * *
Идёт лисичка по мосту, Несёт вязанку хворосту.
— Зачем тебе хворост?
— Печь топить.
— Зачем печь топить?
— Обед варить.
— Зачем обед варить?
— Гостей кормить.
— А гости кто?
— Медведь с женой,
Да ёж, да кот, да мы с тобой.
Игра «Кто спрятался на картинке?»
Цели: развивать зрительное внимание, закреплять умение говорить полным предложением.
Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть лес на картинке и найти, кто из зверей в нём спрятался. Воспитатель напоминает детям, что отвечать нужно полным предложением.
Например:
Я вижу лису.
Игра «Телефон»
Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память.
Ход игры. Воспитатель произносит ряд слов — названий диких животных (4-5). Дети запоминают, повторяют эти слова за воспитателем.
Игра «Кого не стало?»
Цели: развивать зрительное внимание, зрительную память.
Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением диких животных (7-10), просит детей запомнить картинки. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из картинок. Дети должны назвать, кого не стало.
Вариантом игры может быть следующий: воспитатель меняет картинки местами, а дети называют, что изменилось.
Игра «Какое слово не подходит?»
Цели: развивать речевой слух, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные слова).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и назвать, какое слово лишнее и почему.
Например:
|
|
Волк, волчий, волосы, волчонок.
Лиса, лисий, лисята, лесной.
Белка, белочка, белый, беличий.
Медведь, медвежонок, медаль, медведица.
Лось, лосиха, лосята, лосины.
Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным.
Игра «Чей дом?»
Цели: уточнять и обогащать словарь по теме «Жилища диких животных», развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель просит детей закончить предложение, повторить его полностью.
К зиме все звери готовят себе дома.
Медведь выбирает... (берлогу). Белка ищет... (дупло). Лиса роет... (нору). Волк устраивает... (логово). Берлога — дом... (медведя). Дупло — дом... (белки). Нора —дом... (лисы). Логово— дом... (волка).
Игра «Угадай кто?»
Цели: обогащать словарь прилагательными. Развивать умение подбирать животное по описанию.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?», по теме «Дикие животные». Он называет характеристику, а дети должны попробовать догадаться, какому животному она соответствует.
большой (кто?)... неуклюжий...
маленькая... сильный...
пушистая... слабый...
колючий... трусливый...
могучий... добрая...
пятнистый... злой...
длинноногий... быстрый...
серый... хитрая...
ловкая...
Игра «Хвосты»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных), развивать слуховое внимание. Ход игры. Воспитатель рассказывает детям сказку.
Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал их и разнёс по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте и мы поможем им). Но хвосты спрятались в лесу и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть, ответив на вопрос: «Чей это хвост?»
Вот на сосне висит серенький, пушистенький хвостик белки. Чей это хвост? (Беличий). Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий). Дадим медведю его короткий хвост. В чаще леса нашёлся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий). А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий).
Все животные нашли свои хвосты и были этому очень рады.
Игра «Составь предложение»
Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание, совершенствовать навык анализа предложений на слова.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение. Затем дети считают количество слов в предложении и составляют его схему из палочек.
Волк, рыскать, лес, по, голодный, зимний.
Белка, дупло, зимовать, тёплое, в.
Лапу, в, медведь, берлоге, сосёт.
От, заяц, лисы, волка, прячется, и.
Игра «Поезд»
Цели: развивать фонематические процессы; закреплять графический образ букв В, Б, С.
Ход игры. Воспитатель прикрепляет на вагонах буквы. Дети получают картинки с изображением животных. Воспитатель предлагает помочь животным занять место в своем вагоне: в вагоне с буквой С будут ехать животные, в названиях которых есть звуки [с], [сь]; в вагоне с буквой В — животные, в названиях которых есть звуки [в], [вь]; в вагоне с буквой Б — животные, в названиях которых есть звуки [б], [бь].
Игра «Составь слово»
Цели: совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивать связную речь, логическое мышление.
Ход игры. Воспитатель называет детям ряд слов. Дети из -еовых звуков данных слов составляют новое слово. Объясняют смысл нового слова.
|
|
ВОДА, ОБРУЧ, ЛАПА, КЛЫК — волк ЛАПА, ИГЛА, СОМ, АИСТ — лиса