Интерактивный метод обучения на уроках истории

2.1. Разработка урока с интерактивным методом обучения. История и обществознание – сложные образовательные дисциплины. Учащимся и школы и вуза, как показывает опыт, трудно понять функции и роль этих дисциплин, поэтому главная задача преподавателя сформулировать вопросы перед обучаемыми и вместе с ними искать ответы, организуя педагогический процесс методом взаимодействия.

Интерактивное обучение, по сравнению с другими методами, меняет процесс взаимодействия: активность преподавателя уступает место активности учащихся, задача педагога – создавать условия для их инициативы. Он не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску.

Роль учителя в процессе интерактивного обучения постоянно меняется. В позиции лектора – эксперта, излагает новый материал, демонстрирует наглядность, отвечает на вопросы и т.д. В позиции организатора, налаживает взаимодействие участников с социальным и физическим окружением: разбивка на подгруппы, координация выполнения задания, подготовка мини презентаций и т. д. В позиции помощника – консультанта, учитель обращается к социальному опыту участников, побуждает их самостоятельно собирать новые данные, искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д. Таким образом, задача педагога, организуя интерактивное обучение, моделировать педагогическую ситуацию путем изменения направления информационного потока, что заметно расширяет возможности обучения.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих - на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

1. При организации групповой работы эффективность обучения во многом зависит от благоприятного психологического климата микрогруппы, поэтому начало работы в группах рекомендуется начинать со своеобразной разминки, т.е. учащимся предлагается два – три упражнения на концентрацию внимания. Например, «Что тебе известно по этой теме?», «Подберите эпиграф к уроку», т.д.

2. Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. Она включается в себя усвоение учебной задачи, процесс поиска лучшего решения, суммирование мнений и подведение итогов групповой работы, презентация группового решения.

Опыт показывает, та учебная задача, которую ставит перед группами педагог, по-разному воспринимается учащимися. Это обусловлено индивидуальными особенностями восприятия школьников. Содержание учебного задания должно отличаться нестандартной постановкой проблемы, вынуждающей школьников искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения. Задание может быть следующим: выбрать из предложенного множества качеств те, которые, по общему мнению, наиболее полно характеризуют предмет, явление, историческое лицо т.д.

3. Особое внимание уделяется организации учебного пространства, так как взаимодействие предполагает, что собеседники обращены лицом к лицу. В зависимости от количества групп определяются оптимальные расстановки учебных мест. Изменение привычной организации учебного пространства дает возможность решать поставленные вопросы сообща, подготавливает учащихся к нетрадиционным формам обучения, таким образом, внутренняя готовность позволяет сокращать время, необходимое для настройки на форму и содержание интерактивного обучения. Для того, чтобы организовать работу групп их четырех, пяти или шести учеников, предлагаются четыре последовательных этапа деятельности, в технике «Мозаика» и «Опорный конспект».

I этап: Индивидуальная работа. Дается задание: изучить тему и составить конспект, продумать вопросы для обсуждения темы. На подготовку и выполнение этого задания дается 20 минут (это может быть и домашнее задание). Важно, чтобы к концу контрольного времени, каждый член группы имел свой вариант выполненного задания. II этап: Работа в парах по горизонтальным связям. Каждый участник выбрает себе партнера. Задание по содержанию остается прежним, но цель данного этапа заключается в нахождении общего решения между парами. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников. Время для обсуждения – 10 минут. III этап: Работа в парах по вертикальным связям. Пары меняются. Содержание работы остается прежним. Новые партнеры обмениваются своими решениями и ищут возможность обновления проблемы. Время для обсуждения – 10 минут. Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать мнение другого, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение. IV этап: Принятие группового решения. Членам группы предлагается собраться вместе. Поскольку все уже осведомлены о возможных способах решения, цель данного этапа заключается в выработке общих положений. При этом большое внимание уделяется не только содержанию, но и форме решения задачи (группы могут предложить решение в виде конспекта, рисунка, схемы, таблицы, презентации и т.д.). В результате такой работы, ученики накапливают опыт общения, отрабатывая умения и навыки организации конструктивного диалога.

Стремление к высокой мотивации в обучении следует добиваться и через актуализацию знаний, подводя учащихся к осознанию важности получаемой информации.

В процессе освоения технологий интерактивного обучения у учащихся вырабатываются определенные правила взаимодействия. Успех и результативность занятия обусловлены: правильной постановкой учебной задачи, организацией учебного пространства для поиска решения этой задачи, подготовительной работой (сбор материала, своевременное оповещение и т.д.), готовность настроиться на актуальное состояние собеседника (понять и принять), соблюдения правила «Человека отличает не только умение говорить, но и умение слушать», умение задавать конструктивные вопросы, навыками анализа и самоанализа.

2.2. Пример использования интерактивной методики в обучении. В качестве примера использования интерактивной методики используется конспект урока истории в 9 классе, оформленный в форме диалогового общения между учителем и учеником.

Тема урока «Сталинградская битва: причины победы советского народа». Дана тема урока рассматривается, после изучения раздела: «Великая Отечественная Война 1941-1945гг.», как урок повторения и обобщения, в форме исторического исследования. Урок педагогического сотрудничества и взаимодействия.

Цели урока. ● Обучающие: характеризовать значимость Сталинградского сражения, как коренного перелома во Второй мировой войне, раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге.

● Развивающие: развивать навыки работы с документами, дополнительной литературой; умения отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал; умение общаться, отстаивать собственную позицию.

● Воспитательные: на примере событий Сталинградской битвы показать мужество и стойкость советской армии, тружеников тыла.

Оборудование урока: карта Второй мировой войны, книжная выставка на тему: «Подвиг Сталинграда»; фрагменты компьютерного учебника «История России XX век» под редакцией А.А. Данилова, мультимедийный проектор; кадры хроники времен второй мировой войны.

Раздаточный материал: документы архивов музея-панорамы «Сталинградская битва», дидактический материал для урока.

Ход урока. 1. Оргмомент. Распределение учащихся по четырем рабочим группам, равным по уровню подготовленности.

Актуализация знаний. Учитель: В истории человечества есть события по истине решающего и поворотного значения. С полным основанием к ним можно отнести и завершившуюся почти 70 лет назад ВОВ. Историческая победа – результат совместных усилий 55 стран антигитлеровской коалиции, но главная тяжесть войны выпала на долю советского народа. Именно на советско-германском фронте происходили наиболее ожесточенные сражения Второй мировой войны, именно здесь благодаря стойкости и массовому героизму нашего народа был определен исход битвы с фашизмом. Предыстория войны, ее ход и результаты описаны и проанализированы в сотнях, тысячах книг и брошюр. Однако до сих пор в военной летописи остается немало проблемных вопросов. В ходе изучения основных сражений ВОВ, мы особое внимание уделили Сталинградской битве (демонстрируется кинофрагмент, посвященный Сталинградской битве).

Постановка проблемы и осмысление. Чем дальше мы от этих событий, тем больше дискуссий о причинах победы советского народа в этой великой битве. Некоторые западные историки и военачальники (Фуллер, Брайант) заявляют, что причина поражения гитлеровской армии являются следующее: ужасные холода, грязь, снег, неубранные поля кукурузы и подсолнечника. Можем ли мы с этим согласиться? Предполагаемые ответы учеников: «да» или «нет». Учитель: Поэтому нам сегодня необходимо определиться по теме нашего разговора на уроке. (называется тема урока) Что вы предлагаете обсудить. Какие ассоциации возникли, изучая Сталинградскую битву и анализируя ее результаты. В процессе дискуссии определяются три блока: значимость; причины; память. Задачей нашего урока – найти причины победы под Сталинградом, показать значимость Сталинградской битвы и вспомнить наших дедов и прадедов.

Организация групповой работы на уроке. Чтобы решить эту проблему, нужны факты и доказательства. А самым ярким доказательством могут быть документы. Анализировать документы вы будите по группам, которые уже сформировались по известным вам памяткам, которые у вас на столах. Помогать мне будет группа экспертов. Ваша задача внимательно слушать и объективно оценивать участие групп в обсуждении, если нужно задавать им вопросы.

Предлагаются следующие документы и познавательные задания:

1 группа: высказывания историков Англии и США (решение познавательной задачи). Задание. А. Многие западные историки утверждают, что исход Второй мировой войны решался на западном фронте, в Северной Африке и т.д.!Согласны ли вы с этой точкой зрения? Обоснуйте свой ответ. Задание. Б. Историки США считают «решающими битвами» Второй мировой войны сражения за острова Мидуэй (июнь 1942) и Гуадалканал (август 1942) на Тихом океане, а также операция у Эль-Аламейна (ноябрь 1942 г.) и в Тунисе (май 1943 г.) Иногда в этот перечень включается еще Сталинградская битва, но другие сражения на советско-Германском фронте, как правило, не упоминаются вообще.? Какие выводы можно сделать о значимости Сталинградской битвы, опираясь на мнения историков Англии и США?

2 группа: статистические данные о потерях воюющих сторон при сражениях у о. Мидуэй, Эль-Аламейне, в Тунисе, под Сталинградом. Рассмотрите данные о боевых действиях на тихоокеанском и североафриканском театрах боевых действий: - в морском сражении у о. Мидуэй японские потери составили 4 авианосца, 1 тяжелый крейсер; 332 самолета; американские потери – 1 авианосец, 1 эсминец, 150 самолетов; японский флот вынужден был отступить - в районе Эль-Аламейна английским войскам противостояли 12 немецких и итальянских дивизий численностью около 80 тысяч человек; эта группировка была разбита, часть ее отступила, избежав плена; - во время боевых действий в Тунисе англо-американские войска разбили германо-итальянскую группировку, взяв в плен по подсчетам английских историков, около 130 тысяч человек (в последних отчетах эта цифра выросла до 250 тысяч человек).? Какие выводы можно сделать по результатам боевых действий на тихоокеанском и североафриканском театрах боевых действий?? Достаточно ли для оценки значения той или иной военной операции данных о количество ее участников и потерь? Какие еще факты следует учитывать? Группа

3: таблицы характеризующие советско-германском фронте в битве за Сталинград.

Соотношение сил на советско-германском фронте (ноябрь 1942 г.)

Общее соотношение сил на Сталинградском направлении к моменту начала контр-наступления советских войск

О каких коренных изменениях на советско – германском фронте свидетельствуют данные таблиц? Основное задание группам: анализируя документы сделать вывод о значимости Сталинградской битвы в ходе второй мировой войны. Идет работа с документами – 2- 3 минуты. Ответы учащихся: От каждой группы выступает по одному ученику.

1 группа: предлагаемые источники позволяют сделать вывод, о том, что английские и американские историки приравнивают значимость Сталинградской битвы к действиям союзников в северной Африке и на Тихом океане.

2 группа: статистические данные о потерях воюющих сторон в Северной Африке и на Тихом океане не могут идти ни в какое сравнение с потерями в битве на Волге. Битва под Сталинградом отличается большим кровопролитием и огромной напряженностью.

3 группа: анализ таблиц, показывающий соотношение сил, позволяет сделать выводы, что со стороны советской армии и фашистского блока было задействовано личного состава и боевой техники в несколько раз больше, чем ….. Учитель обращается к группе экспертов с целью подведения итога работы групп по анализу документов

Экспертная группа: Работа групп с документами позволяет сделать выводы, что Сталинградская битва по своим масштабами, по задействованному количеству войск, боевой техники, кровопролитности превосходила по таким же параметрам сражения союзников с гитлеровцами.

Учитель: Итак, грандиозность и масштабность Сталинградской битвы не вызывает сомнения. В начале урока, мы ознакомились с причинами поражения фашистских войск под Сталинградом и решили выработать свое мнение и объяснение. Вот теперь давайте воспользуемся архивными документами.

Работа с раздаточным материалом (рабочими листами). Я предлагаю опровергнуть заявление западных историков. Используя архивные документы, укажите основные причины победы Советского народа в битве за Сталинград (рабочие листы прилагаются) Работа с документами (время: 5 минут).

Ответы учащихся: 1 группа: В качестве аргумента использует воинское мастерство, талант военачальников, разработанные ими операции: «Уран»; «Кольцо», тактические и стратегические новшества.

2 группа: В качестве аргумента – работа жителей города в помощь армии (рабочие ополчения, деятельность заводов города, городского комитета обороны). Материал основанный на документах.

3 группа: Доказывает, что одной из важнейших причин победы Красной Армии является героизм, стойкость советских солдат (привлекается краеведческий материал).

Группа экспертов рассматривает проблему столкновения двух идеологий, силы духа и воли. Используются пропагандистские документы, дневники, письма, воспоминания участников боевых действий.

Учитель: Итак, в первой части урока мы определили значимость Сталинградской битвы. Вы сумели доказать, что данные, предлагаемые западными историками и немецкими военачальниками, являются необоснованными. Главная их цель – принизить значение Сталинградской битвы и исказить исторические причины победы советского народа.

Исследовательско-поисковые задания. А может и вы в своих семейных архивах нашли дополнительные сведения по проблеме нашего урока (проверяется выполнение поисковых заданий по теме: «Цена победы под Сталинградом для моей семьи»). Вторая часть урока показала, на основе официальных документов, истинные причины победы советского народа и тружеников тыла в битве под Сталинградом.

Эксперты делают выводы: Основные причины, определившие исход битвы на Волге; - военное искусство и талант советских военачальников; - мужество и стойкость советских солдат и тружеников тыла; - воля к победе, сила характера русского народа.

Учитель: Спасибо всем за работу в группах! Но хотелось бы услышать от вас итоги работы групп.

Поведение итогов урока. Цель урока достигнута или нет? Что нового мы узнали, чему научились? Подчеркнуть важность и ответственность исследовательской работы историков.

Таким образом, через интерактивное обучение есть возможность выйти на решение следующих задач: практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование на уроках истории интерактивных, информационных технологий позволяет вести преподавание предмета ориентировано на личностно-ориентированное обучение, которое является основой учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяет вести обучение в сотрудничестве, создавать ситуацию успеха каждому ученику и на каждом уроке, получать дополнительные знания, обеспечивать публичные выступления, возможность исправлять ошибки, повышать свой познавательный уровень.

Так же одной из характерных черт интерактивного подхода в обучении является то, что педагог не дает готовых заданий, но побуждает учащихся к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном подходе меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающегося через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Это учит самостоятельности не только в учебной деятельности, но и в жизни, что собственно важно, на наш взгляд.

Таким образом, интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является достижение целей обучения, развитие коммуникативных умений и навыков. Оно помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавании истории: учеб. пособие / Е.Е. Вяземский –  М.: Владос, 2003. – 384с.

 

2. Короткова М. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников: учебник / М.В. Короткова – М.: 2003г. – 172 с.

3. Смирнова С.А. Педагогика, педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие / С.А. Смирнова. – М.: Академия,1999. – С.190.

4. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методам обучения: учеб. пособие / А.В. Хуторский. – СПб.: Питер, 2004. – 541с.

5. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2013. – 448 с. – (Новая университетская библиотека).

 

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: