Становление советской судебной системы (1917-1922 гг.)

В первые же дни после Октябрьской революции новая власть упразднила старый государственный аппарат: полицию, жандармерию, суды, прокуратуру и приступила к созданию своих революционных органов борьбы с контрреволюцией и новых судебно-следственных учреждений. Формирование органов судебной власти в первые дни и месяцы после Октябрьской революции происходило во многом стихийно, так что к моменту принятия Советом Народных Комиссаров 22 ноября 1917 г. первого законодательного акта о советском суде - Декрета № 1 о суде - в ряде городов и губерний России были созданы разные по названиям и не всегда одинаковые по полномочиям суды, которые рассматривались как необходимые органы охраны общественного порядка. Для новых судебных органов было характерно то, что участники судебного процесса расследовали дела и судили не по писаным законам, так как их попросту не было, а руководствуясь индивидуальным "революционным правосознанием". Каждый участник процесса чувствовал себя и следователем и судьёй. В целях внесения единообразия в систему советских судебных и следственных учреждений Советское правительство и приняло 22 ноября 1917 г. первый декрет о суде. Взамен прежних дореволюционных окружных судов  образовывались новые выборные советские судебно-следственные учреждения, организуемые на широких демократических основах. Предусматривалось и создание специальных судебно-следственных учреждений для борьбы с контрреволюцией. Первый закон Советской власти о суде предусмотрел создание на местах двух судебных органов: местного суда - для рассмотрения уголовных дел о преступлениях,; революционных трибуналов.

Местный суд был выборным органом, построенным на демократических началах привлечения трудящихся к осуществлению правосудия при полном равенстве мужчин и женщин. Декрет отменил апелляционную форму обжалования приговоров и решений и учредил их кассационную проверку. Основными принципами работы революционных трибуналов и народных судов стали:

· избираемость судей и членов следственных комиссий Советами, широкое участие в работе судов и следственных комиссий народных представителей;

· гласность и публичность судопроизводства; · полное равноправие сторон в судебном процессе · коллегиальность в решении вопросов предварительного следствия и судебного процесса;

· в виде наказаний суды могли применять: денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу и т. п. Смертная казнь не входила в число предусмотренных законом наказаний.

Важным этапом в развитии советской судебной системы были разработка и принятие Декретов № 2 и 3 о суде. Декрет № 2 о суде СУ РСФСР. 1918. № 26. предусматривал создание окружных судов для рассмотрения дел, превышающих подсудность местных судов, которые отныне стали именоваться местными народными судами.

 Декрет закрепил такое принципиальное для многонациональной России положение, как ведение судопроизводства на языке большинства населения той местности, где слушается дело. Система общих судов фактически делилась на две самостоятельные и обособленные друг от друга подсистемы - местные народные суды и окружные суды (каждая с самостоятельной кассационной инстанцией). Эта двойственность в организации советской судебной системы была устранена Декретом № 3 о суде, принятым 20 июля 1918 г. СУ РСФСР. 1918. № 52..

Декрет № 3 о суде значительно расширил подсудность дел местным народным судам, передав на их рассмотрение все дела, кроме дел о контрреволюционных преступлениях, убийствах, разбое, изнасиловании, спекуляции, взяточничестве и подделке денежных знаков. Эти преступления были подсудны революционным трибуналам. Согласно декрету вместо областных судов и Верховного Судебного Контроля в Москве создавался единый кассационный суд. Окончательное же претворение в жизнь идея единого народного суда как основного звена судебной системы Советского государства получила в Положении о народном суде от 30 ноября 1918 г. В соответствии с Положением народные суды создавались на территории каждого района (уездного или городского) и рассматривали все гражданские и общеуголовные дела.


 




Изменения в государственном аппарате в условиях нэпа.

НЭП-построение социализма 8в условиях многоукладной экономики. Начало нэпу положило решение 10 съезда коммунистической партии РКП(б) в марте 1921, о переходе продразверстки к продналогу. цель НЭПа: ликвидация капиталистических элементов и построение социализма, используя разные формы соб-ть и рынок. Правовой акт был принят в августе 1921- наказ СНК («о НЭП»). Основные общественные экономические уклады в период нэпа: 1) социалистический, 2) капиталистический, 3)мелкотоварное производство. Периоды нэпа: 1) восстановление народного хоз-ва, 2) индустриализация(1926-1929, 3) коллективизация(1930-1936). В период НЭПа сложились 2 системы денежных налогов: 1)прямые,2)косвенные(таможенные сборы, акцизы и т.д).Высшие органы власти и управления: - усиление роли президиума ВЦИК; - разграничение компетенции СНК и СТО; - преобразование СТО в ЭКОСО (экономическое совещание).; - создание во всех исполкомах советов экономических совещаний для координации работы местных хоз.органов; - усиление роли малого СНК (наркомы); - упразднение (реорганизация чрезвычайных органов. Изменения в органах управления экономикой: - сведение главков ВСНХ в ВСНХК в главные управления ВСНХ. В 1923- отраслевые главки ВСНХ были ликвидированы и вместо них создано 2 главных управления: - главное экономическое управление (ГЭУ), - центральное управление гос.промышленностью. плановые и контрольные органы. В 1920 реорганизация народного комиссариата гос-го контроля в наркомат рабочей крестьянской инспекции (РКИ-НКРКИ). В 1923- объединение НКРКИ с центральной комиссией. 1921- создание гос-ой общеплановой комиссии при СТО (гос.план).

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: