Внешняя политика СССР 3 страница

Взгляды Г. М. Маленкова в 1954 г. были развиты в ра-ботах ряда советских экономистов. В них утверждалось, что на определенном этапе социалистического строительства производство предметов потребления (гр. «Б»)по своим тем-пам может и должно уравняться, а затем превзойти произ-водство средств производства (гр. «А»). Однако январский (1955 г.) пленум ЦК КПСС по предложению Н. С. Хрущева осудил эти взгляды как «отрыжку правого оппортунизма». Он подтвердил неизменность курса на преимущественные темпы роста тяжелой промышленности.

Сельское хозяйство. Реформы были начаты с сельского хозяйства. Ему был посвящен доклад Н. С. Хрущева на сен-тябрьском (1953 г.) пленуме ЦК. В основе доклада лежал спорный тезис о том, что в СССР созданы предпосылки для одновременного и ускоренного решения двух задач: разви-тия тяжелой промышленности и сельского хозяйства. В док-ладе не было глубокого анализа истинного положения дел в сельском хозяйстве и постановки коренных задач по его развитию. Хрущев повторил вывод Маленкова, сделанный в отчетном докладе ЦК на XIX съезде партии, что «зерно-вая проблема, считавшаяся ранее наиболее острой и серьез-ной проблемой, решена с успехом, решена окончательно и бесповоротно». Хрущев обещал в кратчайшие сроки, а по ряду продуктов за 2-3 года, достичь научно обоснованных норм питания. Жизнь и статистика не подтверждали обо-снованность такого обещания.

Сентябрьский пленум наметил курс на интенсификацию сельского хозяйства, увеличения продукции путем повыше-ния урожайности полей и продуктивности животноводства. Это предполагало комплексную механизацию и электрифи-кацию сельского хозяйства на основе тракторостроения, сельхозмашиностроения, строительства гидро- и тепловых

 

 

электростанций. Курс включал в себя орошение и обводне-ние полей путем строительства каналов и оросительных си-стем, создание полезащитных полос, правильные севообо-роты, селекцию, семеноводство, породное районирование скота и др.

Однако уже в 1954 г. интенсификацию заменили экстен-сивным развитием сельского хозяйства. Смену курса аграр-ной политики Хрущев обосновал на февральско-мартовском (1954 г.) пленуме ЦК в докладе «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залеж-ных земель». Целина должна была быстро решить острую зерновую проблему, т.к. народ жил впроголодь. Целина ста-ла альфой и омегой аграрной политики «великого десяти-летия». Она заслонила старые, высокопродуктивные сельс-кохозяйственные экономические районы (Украина, Север-ный Кавказ, Центрально-Черноземная область, Поволжье, Сибирь), которые стали пасынками правительства. Един-ственный, кто критиковал хрущевский проект подъема це-лины, был В. М. Молотов. Он предостерегал против огром-ных масштабов целинных работ и против перехода от «ин-тенсивного к экстенсивному способу ведения сельского хо-зяйства. Но «против» не голосовал.

На целинные земли Казахстана и Сибири прибыли сотни тысяч новоселов, в том числе более 350 тыс. юношей и девушек. По призыву комсомола на целину ежегодно выезжали студенческие отряды. Там было создано 425 зерновых совхозов, построены склады, элеваторы, проложены дороги. За пять лет (1954-1958) было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Страна получила дополнительно десятки миллионов тонн зерна.

Но целина не решила зерновую проблему. Для этого тре-бовалось производить зерна в расчете 1000 кг на человека в год. В 1959 г. в СССР произвели немногим более 500 кг на человека. Проблема производства зерна на корм скота и пти-цы (фуражного) сохранилась.

Недостатком целинной эпопеи было отсутствие севообо-ротов, пренебрежение правилами агротехники, посев зерна по зерну. Все это обусловило разрушение структуры почвы.

 

 

К началу 60-х годов на миллионах гектар бывшей целины

появилась и разрослась эрозия земли. Черные бури подни-мали и уносили самый плодородный слой почвы за сотни километров. Огромные территории посевов зерна преврати-лись в океан сорняков. Урожайность полей упала с 14 до 8 ц/га. Средняя по стране урожайность зерновых в 1961-1964 гг. составила 8,3 центнера с гектара (в 1940 г. — 8,6 ц/га).

Старые зерновые районы, оказавшись в подчиненном положении, также начали снижать урожайность. Вначале их укрепление связывали с реформой кадровой политики, поскольку 2/3 специалистов-аграрников работало в городе. Поэтому в 1954-1955 гг. из города в деревню было направ-лено более 30 тыс. партийных работников с аграрным обра-зованием («тридцатитысячники») для работы в качестве председателей колхозов. Вслед за ними из управленческого аппарата в село перевели свыше 120 тыс. специалистов сель-ского хозяйства.

В 1956-1957 гг. Хрущев объявил борьбу травопольной системе земледелия академика Вильямса, обязав расширить сверх разумных пределов посевы зерна. Фаворитом зерно-вых сначала была пшеница, а в годы семилетки (1959 — 1965) «царицей полей» стала кукуруза. На основании сво-их американских впечатлений (1959 г.) Н. С. Хрущев при-шел к выводу, что с помощью кукурузы можно поднять «мясную целину», решив проблему кормопроизводства, поскольку кукуруза дает и зерно, и зеленую массу на силос. От травополья и пшеницы перешли к повсеместным посе-вам кукурузы. Там же, где она не росла, Хрущев требовал решительно менять руководителей, которые «сами засох-ли и кукурузу сушат». Глава правительства России Д. С. Полянский сразу назвал кукурузу «Никитичной». Он был уверен, что она подобно космической ракете выведет страну «на орбиту коммунистического изобилия». А первый секретарь ЦК ВЛКСМ С. П. Павлов заявил, что кукуруза для комсомола — «экзамен на политическую зрелость».

Экономическим стимулом развития сельского хозяйства в 1954-1958 гг. стало списание колхозных долгов государ-

 

ству за прошлые годы» трехкратное повышение закупочных цен на сельхозпродукцию, сокращение и последующая (1958 г,) отмена обязательных поставок сельхозпродукции с личных подсобных хозяйств, пятикратное увеличение раз-меров ЛПХ.

Экономические меры были дополнены увеличением го-сударственных расходов на нужды деревни, прежде всего путем увеличения производства сельскохозяйственной тех-ники. Для ликвидации «двоевластия» на земле (МТС и кол-хозов) правительство в 1958 г. решило укрепить материаль-но-техническую базу колхозного села, реорганизовав ма-шинно-тракторные станции (МТС) в ремонтно-тракторные станции (РТС). 26 февраля 1958 г. пленум ЦК КПСС при-нял постановление «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций». 31 марта Верховный Совет СССР решение ЦК оформил в виде закона. На основании постановления пленума и государ-ственного закона ЦК КПСС и СМ СССР 18 апреля 1958 г. приняли специальное постановление, которое определило порядок реорганизации МТС. На 1 января 1959 г. 56791 колхоз приобрел 482 тыс. тракторов и 214,5 тыс. комбай-нов. Это составило четыре пятых тракторного и две трети комбайнового парка, находившегося в системе МТС.

Предпринятые государством шаги укрепили сельское хозяйство, способствовали раскрепощению крестьян. Дерев-ня стала на ноги. Начался быстрый рост сельскохозяйствен-ного производства. В 1953-1958 гг. валовое производство продукции села выросло на 51 %. Среднегодовые темпы ро-ста составили 8% (в 1950-1953 гг. — 1,6%). Это примерно соответствовало темпам роста сельского хозяйства в годы нэпа.

Однако с конца 1950-х годов аграрная политика партии и правительства стала принимать откровенно администра-тивные формы. Материальные стимулы были вытеснены принуждением. Этот поворот прикрывался заботой о крес-тьянине, его досуге и благосостоянии.

В 1958-1959 гг. два удара правительства подорвали эко-номику села, сорвали процесс расширенного воспроизвод-

 

ства. Во-первых, технику МТС не отдали колхозам, не про-

дали в рассрочку по остаточной стоимости. Ее заставили выкупить по достаточно высоким ценам в сжатые сроки, в течение года (до марта 1959 г.). Всего за купленные маши-ны колхозам надлежало уплатить 16,6 млрд. рублей. По-скольку не все смогли рассчитаться в срок, расчеты продли-ли еще на год. При этом РТС (государственные предприя- тия) стали диктовать свои цены за ремонт колхозной тех- ники, фактически возродив прежнее «двоевластие» на зем-ле. Порядок реорганизации МТС позволил государству в течение 1-2 лет вернуть в бюджет средства, вложенные в колхозную деревню в предыдущие четыре года.

Второй удар был нанесен по личному подсобному хозяй-ству, которое в конце 50-х годов давало от 40 до 60% мясо-молочной продукции, овощей, фруктов, ягод, занимая при этом менее 10% сельскохозяйственных земель. По инициа-тиве Н. С. Хрущева начался новый, третий после проведе-ния сплошной коллективизации поход против ЛПХ. Осво-бодив приусадебное хозяйство от налогов, правительство объявило курс на его свертывание, поскольку оно якобы тормозит окончательную победу социализма в деревне, по-ощряет мелкобуржуазные чувства и настроения крестьян, отвлекает их от общественного производства, отнимает вре-мя, необходимое для отдыха и всестороннего развития лич-ности.

На декабрьском (1958 г.) пленуме ЦК КПСС Н. С. Хру-щев призвал сельских жителей, прежде всего колхозников и рабочих совхозов, освободиться от скота, в первую очередь коров. Он предложил продать его колхозам или государству, а взамен покупать у них (или получать на трудодни) мясо-молочную продукцию. Глава партии и правительства ссы-лался при этом на положительный опыт своих земляков села Калиновка, Орловской области, которые, продав коров, ма-териально стали жить лучше, перестали разрываться меж-ду общественным хозяйством и личным скотным двором, получили время на духовное развитие.

Хрущева поддержал секретарь ЦКЛ. И. Брежнев. По его предложению пленум поручил государственным органам в

 

 

2-3 года скупить скот у рабочих совхозов и рекомендовать колхозам провести аналогичную работу. Началось второе

раскрестьянивание советских селян. В 30-е годы их освобо-дили от лошади-труженицы, в начале 60-х годов — от коро-вы-кормилицы.

Запрет на содержание скота в личной собственности граждан распространялся и на жителей городов и рабочих поселков. Это было предусмотрено соответствующим поста-новлением правительства от 28 августа 1958 г. В 1958-1964 гг. были также сокращены размеры приусадебных участков в колхозах на 12% (до 0,29 га), в совхозах — на 28% (до 0,18 га). К середине шестидесятых годов личные подсобные хозяйства деградировали до уровня начала 50-х годов. Это обострило продовольственную проблему в СССР.

1 июня 1962 г. правительство приняло решение стиму-лировать государственное животноводство повышением в полтора раза розничных цен на мясо. Новые цены не увели-чили его количество, но вызвали волнения в городах. Наи-более крупное из них в г. Новочеркасске 1-2 июня 1962 г. по указанию Хрущева подавили силами войск Северо-Кав-казского военного округа (командующий генерал армии И. А. Плиев). 24 человека было убито, 70 ранено. 105 актив-ных участников демонстрации протеста были осуждены, из них 7 организаторов — к высшей мере наказания (расстре-лу). В 1991 г. Пленум Верховного Суда СССР по протесту Генерального прокурора СССР реабилитировал 26 участни-ков тех событий.

В 1963 г. возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Страна оказалась перед угрозой голода. У магазинов с ночи выстраивались длинные хлеб-ные очереди, которые провоцировали антиправительствен-ные настроения. Пришлось ввести закрытое рационирова-ние продуктов: прикрепление к магазинам, списки потре-бителей, хлебные карточки; раскрыть закрома государ-ственных хлебных резервов, которые сохранялись даже в годы войны; приступить к импорту зерна из Канады, США, Австралии, муки из ФРГ. На это ушли многие тонны золо-та из неприкосновенного золотого запаса, копившегося де-

 

 

ятииями на случай войны. Хрущев объяснял этот шаг тем, что «из золота каши не сваришь». Вывоз золота состав-лял от 200 до 500 млн. долларов, или до пятисот тонн в год). посути, золотой запас СССР использовался для поддерж-ки, укрепления и развития зарубежных фермерских хо-зяйств, в то время как хозяйства советских крестьян под-вергались гонению. Импорт продолжался до 90-х годов.

Поскольку продовольственный вопрос определяет поли­тическую и хозяйственную атмосферу в стране, продоволь-ственный кризис 1962-1963 гг. стал одной из главных, если не главной причиной падения Хрущева.

Семилетний план развития экономики (1959-1965 гг.) в части сельскохозяйственного производства был провален, Вместо плановых 70% рост составил лишь 15%.

Промышленность. В 1950-е годы упор по-прежнему де-лался на производство средств производства, которое к се-редине 60-х годов составило почти три четверти общего объе-ма промышленного производства. Особенно быстро разви-вались производство стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Объем выпуска их продукции вырос в 4-5 раз.

Предприятия группы «Б», прежде всего легкая, пище-вая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная про-мышленность, развивались значительно медленнее. Одна-ко и их рост был двукратным. В целом среднегодовые тем-пы промышленного производства в СССР превышали 10%. Столь высоких темпов можно было достичь, только актив-но используя жесткие методы административно-плановой экономики. Руководители СССР были уверены, что темпы промышленного роста страны будут не только высокими, но и возрастающими. Выводы западных экономистов о не-избежном «затухании» темпов по мере возрастания эконо-мического потенциала СССР отвергались, как попытки су-дить о социализме по аналогии с капитализмом.

Серьезной проблемой советской промышленности было ее общее отставание от научно-технического уровня веду-щих западных стран, в экономическое соревнование с кото-рыми вступил СССР. Многие министерства и ведомства

 

упорно цеплялись за старую, отжившую технику, игнори.

ровали изучение и внедрение в промышленность, сельское хозяйство, медицину новейших достижений отечественной

и зарубежной науки и техники. С середины 60-х годов про-блеме начали уделять повышенное внимание. Об этом шла речь на апрельском (1955 г.) совещании конструкторов, тех-нологов, главных инженеров и директоров предприятий, работников научно-исследовательских институтов, созван-ном в Москве ЦК партии и правительством. Первым шагом к решению проблемы стало постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об улучшении дела изучения и внедрения в народ-ное хозяйство опыта и достижений передовой отечествен-ной и зарубежной науки и техники», принятое 28 мая 1955 г. Оно наметило организационные меры по улучшению внедрения в экономику передовой науки, техники и техно-логии, усилению научно-технической пропаганды. Были созданы Государственный комитет по новой технике (Гос-техника СССР), Комитет по делам изобретений и открытий, а в 1958 г. Всесоюзное общество изобретателей и рациона-лизаторов.

Вопрос технического прогресса рассматривался в июле

1955 г. на пленуме ЦК КПСС. Он постановил повысить тех-нический уровень производства во всех отраслях на базе электрификации, комплексной механизации и автоматиза-ции, применения атомной энергии в мирных целях. В

1956 г. XX съезд КПСС внес специальный раздел, посвящен-ный техническому прогрессу в промышленности, в проект шестого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1956-1960 гг.).

Технический прогресс в условиях плановой экономики требовал концентрации сил и средств на главном направле-нии, которое предстояло определить. После смерти Стали-на в 1953 г. по инициативе Г. М. Маленкова руководство СССР стало создавать гигантские промышленные империи: машиностроительную, которая объединила четыре маши-ностроительных министерства (ее возглавил М. 3. Сабуров), электроэнергетическую, объединившую министерства элек-тростанций и электропромышленности, во главе с М. Г. Пер-вухиным. Опыт показал их нецелесообразность.

 

В 1957 г. Хрущев выступил инициатором другой край-ности. Промышленные и строительные министерства лик видировали. Их функции раздробили между советами на- родного хозяйства (совнархозами). Реформа управления промышленностью и строительством была одобрена фев ральским (1957 г.) пленумом ЦК КПСС. Вслед за этим в мае 1957г. Верховный Совет СССР принял закон «О дальней шем совершенствовании организации управления промыш- ленностыо и строительством». Этим законом было упразд- нено 10 общесоюзных и 15 союзно-республиканских мини-стерств. Страну разделили на 105 экономическо-админист-ративных районов, в каждом из которых был образован свой совет народного хозяйства. Переход от отраслевого (верти кального) к территориальному (горизонтальному) принци-пу управления преследовал на первый взгляд благую цель разрушить ведомственную монополию, приблизить управ ление к местам, стимулировать их хозяйственную инициа тиву, сбалансировать экономическое развитие регионов и республик, укрепить в них хозяйственные связи и этим ус корить экономическое развитие.

В развитие реформы более 3,5 тыс. предприятий пере дали из союзного в республиканское подчинение, а в веде  ние местных Советов передали вопросы производства и рас пределения продукции местной промышленности. Эти меры Укрепили экономическую власть республик и мест, которая была резко ограничена союзным правительством накануне войны.

Однако децентрализация управления ударила по единой технической и технологической политике. Укрепив хозяй-ственные связи внутри экономических районов, она разру-шила их между ними. Местничество вытеснило ведомствен-ность. Государственные комитеты, созданные в 1957-1958 гт. для руководства отдельными отраслями (по авиа-ционной технике, по автоматизации и машиностроению, по оборонной технике, по радиоэлектронике, по судостроению, по химии и др.), не могли поправить положение. Чтобы пре-одолеть уклон в местничество, стимулировать технический прогресс, руководство страны вновь обратилось к центра-

 

 

лизации рычагов управления, стало наращивать этажи уп-равленческого аппарата, создавать республиканские совнар-

хозы, затем Высший Совнархоз СССР. Управление стало

громоздким, многоступенчатым, неоперативным.

В1958 году было определено главное звено, ухватившись за которое руководство страны предполагало вытянуть всю цепь научно-технического прогресса (НТП). Им стала хи-мия. В мае 1958 г. пленум ЦК КПСС принял постановление об ускоренном развитии химической промышленности. Курс обосновали усилением роли химии в создании мате-риально-технической базы коммунизма. Н. С. Хрущев, до-полняя В. И. Ленина, выдвинул лозунг: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны и химизация народного хозяйства». В реальной жизни хими-зация проявилась в нарастающем производстве химических удобрений и синтетических материалов, прежде всего пла-стмассы. Они стали вытеснять дорогостоящие природные материалы. В 1959-1964 гг. вступило в строй 35 заводов и 250 крупных химических производств.

Крупным достижением гражданского сектора экономи-ки стало массовое жилищное строительство, развернувше-еся после принятия постановления ЦК КПСС и Совета Ми-нистров СССР от 31 июля 1957 г. «О развитии жилищного строительства в СССР». В Советском Союзе массового жи-лищного строительства не вели, в иные периоды просто не строили жилье. Война лишила крова миллионы семей, мно-гие жили в землянках, бараках, коммуналках. Получить отдельную благоустроенную квартиру со всеми удобствами, пусть и малогабаритную,— для многих это была почти не-сбыточная мечта. Индустриализация домостроения сдела-ла ее былью. В короткие сроки в СССР возникла промыш-ленность железобетонных и строительных деталей, тепло-изоляционных материалов, пластмассовых изделий. Па-нельное типовое строительство резко снизило себестоимость работ и сократило сроки возведения домов в городах и рабо-чих поселках.

В 1958 г. была поставлена задача строительства домов с учетом предоставления каждой семье отдельной квартир,

 

 

Городское жилье строили как силами государства, так и методом народной стройки, т.е. силами отдельных предпри-ятий и организаций (ведомственное). Инициаторами этого метода в 1955 г. стали рабочие Горького. Через три года пра-вительство поддержало почин горьковчан, разрешив пред-приятиям использовать на жилищное строительство треть своей сверхплановой прибыли.

Помимо государственного и ведомственного в городах развернулось кооперативное строительство. В селах велось индивидуальное жилищное строительство.

Московский район экспериментальной застройки Чере-мушки стал образцом панельного строительства и решения острой жилищной проблемы. Он многократно повторился в других городах страны. Темпы, которыми велось жилищ-ное строительство в конце 1950-х и в первой половине 1960-х годов, СССР не знал ни до, ни после этого периода. В 1959-1965 гг. было построено жилища почти столько же, сколько за все предыдущие годы советской власти: 13 млн. квартир в городах и рабочих поселках (планировали около 15 млн.) и около 4 млн. домов в сельской местности (плани-ровали около 7 млн.).

Самым крупным достижением военного сектора эконо-мики стало создание ракетно-космической техники. Н. С. Хрущев считал, что ракеты должны вытеснить «ору-жие вчерашнего дня» — самолеты, танки, артиллерию, над-водные корабли. Было создано три центра («куста») раке-тостроения: московский, уральский (восточный), украинс-кий (южный). Московским руководил СП. Королев — пат-риарх отечественного ракетостроения, восточным -В. П. Макеев, ученик Королева, южным — М. К. Янгель.

Общее руководство осуществлял заместитель председа-теля правительства Д. Ф. Устинов. В ЦК за деятельность оборонной промышленности, в первую очередь за програм-му ракетного перевооружения, отвечал Л. И. Брежнев. В 1960 г., сменив К. Е. Ворошилова на посту Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Брежнев сохранил за собой функции куратора престижного направления. К кон-цу 1960 г. СССР создал 44 межконтинентальные ракеты,

 

 

которые по инициативе Хрущева были размещены подае лей, в специальных шахтах. Создание баллистических ра кет малой, средней и большой (межконтинентальной) даль-

ности укрепило обороноспособность СССР, уравняло его в

силе ответного удара с США.

Создание ракетной техники позволило приступить к покорению космоса. Для этого в степях Казахстана был по-строен космодром Байконур. 4 октября 1957 г. с него был запущен первый искусственный спутник Земли весом в 80 килограммов. В 1959 г. советская ракета достигла Луны, оставив на ней вымпел СССР. 12 апреля 1961 г. весь мир был потрясен запуском первого пилотируемого корабля «Вос-ток». Имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина на многие годы стало символом научно-технического прогрес-са СССР и всего человечества. Главный конструктор советс-ких космических кораблей СП. Королев стал известен лишь после своей смерти в 1966 г.

Советское ракетостроение испытало не только успехи, но и трагедии. 24 октября 1960 г. на полигоне Тюра-Там (он же Байконур) на старте взорвалась ракета Р-16 (главный конструктор М. К. Янгель). Это была первая катастрофа с многочисленными жертвами при испытании ракет. В ней погиб председатель Государственной комиссии, Главный маршал артиллерии М. И. Неделин. Менее года назад, в де-кабре 1959 г., он стал первым командующим ракетными войсками стратегического назначения. Из-за режима сек-ретности в официальном сообщении было сказано, что при-чиной гибели стала авиационная катастрофа. От Неделина не осталось и горстки пепла. Найденную часть маршальс-кого погона и оплавленные ключи от служебного сейфа по-хоронили в урне на Красной площади в Кремлевской стене. Главный конструктор М. К. Янгель по счастливой случай-ности остался жив.

Крупным народнохозяйственным экспериментом конца 50-х годов был переход с пятилетнего на семилетнее плани-рование. Утвержденный в 1956 г. шестой пятилетний план развития народного хозяйства уже через год сочли неудач-ным и разработали новый, семилетний. Семилетка (1959-

 

 

1965 гг. охватила два последних года шестой пятилетки и последующее пятилетие. Смену плановых вех объясняли переходом к территориальной системе управления эконо-микой, необходимостью ускоренного освоения востока стра-ны, потребностями научно-технического прогресса и необ-ходимостью координации народнохозяйственных планов стран — членов СЭВ.

Семилетка завершила процесс индустриализации СССР. Национальный доход вырос на 53%. Промышленный потен-циал страны увеличился почти вдвое. Вместо плановых 80% рост промышленного производства составил 84%. Было построено более 5400 крупных предприятий, в том числе Карагандинский («Казахстанская Магнитка») и Куйбышев-ский металлургические заводы, Волжская (Сталинградс-кая), Братская, Кременчугская ГЭС, Белоярская и Ново-Воронежская АЭС.

Промышленный рост привел к качественным изменени­ям в социальном составе населения. По переписи 1959 г. рабочий класс впервые составил относительное большин-ство населения страны — 49,5% (включая неработающих членов семьи). Отныне не крестьянство, а сам рабочий класс стал главным источником роста своей численности, т.е. вос-производство рабочих шло на собственной основе. Колхоз-ники и кооператоры составляли 31,4% общей численности населения страны, единоличники и кустари — 0,3%, слу-жащие— 18,8%. Общая численность населения СССР на январь 1959 г. составила 208,8 млн. человек, в т.ч. 48% го-рожан. В 1962 г. удельный вес городских жителей превы-сил 50% (111,2 млн. против 108,6 млн. сельских жителей).

Общественно-политическое развитие. Важнейшими внутриполитическими событиями «хрущевского периода» советской истории были XX и XXII съезды КПСС, июньс-кий (1957 г.) и октябрьский (1964 г.) пленумы ЦК партии,

XX съезд КПСС состоялся 14-25 февраля 1956 г. в Мос кве. На нем присутствовали 1436 делегатов, представляв-ших свыше 7,2 млн. членов и кандидатов в члены партии, и госта, представители 55 зарубежных коммунистических и рабочих партий.

 

Съезд подвел итоги пятой пятилетки, утвердил дирек-тивы по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1956-1960 гг., поставил задачу «догнать и пе-регнать» развитые капиталистические страны по производ-ству продукции на душу населения «в краткие историчес-кие сроки». План был свернут, задача сорвана, съъезд во-шел в советскую историю благодаря закрытому докладу первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева «О культе лич-ности и его последствиях». Доклад был прочитан в после-дний день работы съезда и обсуждению не подлежал.

Необходимость доклада, шокировавшего делегатов съез-да, Хрущев отстоял в трудных спорах со своими товарища-ми по Президиуму ЦК. Материалы к докладу подготовила созданная в 1955 г. по инициативе Хрущева комиссия ЦК КПСС во главе с секретарем ЦК академиком П. Н. Поспе-ловым. Доклад, опубликованный в США летом 1956 г., а в СССР в 1989 г., стал главным политическим итогом съезда. Доклад содержал 19 основных положений.

— Классики марксизма-ленинизма (К. Маркс, Ф. Эн-гельс, В. И. Ленин) сурово осуждали всякое проявление культа личности.

— При жизни Ленина Центральный Комитет партии был подлинным выражением коллективного руководства парти-ей и страной.

— В декабре 1922 г. Ленин предложил очередному съез-ду партии обдумать способ перемещения Сталина с поста генсека, поскольку он слишком груб.

— Сталин первое время после кончины Ленина считал­ся с его указаниями, а затем стал ими пренебрегать, прояв­ляя полную нетерпимость к коллективному руководству, морально и физически уничтожая тех, кто сопротивлялся его мнению.

— Сталин сыграл положительную роль в борьбе с троц-кистами, правыми уклонистами, буржуазными национали-стами, в которой партия окрепла и закалилась.

— Сталин отбросил ленинский метод убеждения и вос-питания, ввел понятие «враг народа» и практику массовых репрессий по государственной линии сначала против про-

 

тивников ленинизма (троцкистов, зиновьевцев, бухарин-цев), а затем и против многих честных коммунистов. Един-ственным доказательством вины делалось «признание» са-мого обвиняемого.

— Культ личности нанес ущерб партии особенно после XVII съезда партии и злодейского убийства С. М. Кирова. 70% членов и кандидатов ЦК, избранных на XVII съезде, были объявлены «врагами народа», арестованы и расстре-ляны. Между XVIII и XIX съездами партии прошло более 13 лет, почти не созывались пленумы ЦК.

 — Обстоятельства, связанные с убийством Кирова, таят в себе много непонятного и загадочного и требуют тщатель-ного расследования.

— Ца февральско-мартовском пленуме ЦК 1937 г. Ста-лин пытался теоретически обосновать политику массовых репрессий тем, что по мере продвижения к социализму клас-совая борьба якобы все более и более обостряется. Однако направил террор не против остатков разбитых эксплуата-торских классов, а против честных кадров.

—Примерами гнусной провокации, злостной фальсифи-кации и преступных нарушений революционной законнос-ти стали дела членов Политбюро ЦК С. И. Косиора, В. Я. Чубаря, кандидатов в члены Политбюро ЦК Р. И. Эйхе, Я. Э. Рудзутака, П. П. Постышева, генерально-го секретаря ЦК ВЛКСМ А. Косарева и других.

— Нарком внутренних дел Ежов осуществлял террор с санкции Сталина. В шифрованной телеграмме от 10 января 1939 г. Сталин отметил, что «применение физического воз-действия в практике НКВД было допущено с 1937 г. с раз-решения ЦК ВКП (б)».

— Единовластие Сталина привело к особо тяжким по-следствиям в ходе Великой Отечественной войны. Он не принял достаточных мер по подготовке обороны страны и исключения момента внезапности нападения. После втор-жения врага приказал не отвечать на выстрелы. В резуль-тате подозрительности Сталина в 1937-1941 гг. была ис-треблены многочисленные кадры армейских командиров и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: