■ Более непропорциональное телосложение, чем у доношенного новорождённого:
□ значительное преобладание мозгового черепа над лицевым;
□ относительно большое туловище;
□ короткие шея и нижние конечности.
■ Кожные покровы красного цвета, тонкие, морщинистые, обильно покрыты пушком (лануго), подкожно-жировой слой истончён, мышечный тонус снижен.
■ Кости черепа мягкие, подвижные, швы не закрыты, открыты не только большой и малый, но и у некоторых детей — боковые роднички.
■ Ушные раковины мягкие, тесно прижаты к голове.
Таблица 1. Степени недоношенности
Степень недоношенности | Гестационный возраст | Масса тела | |
I | 37-35 нед | 2500-2001 г | |
II | 34-32 нед | 2000-1501 г | |
III глубоконедоношенные | 31-29 нед | 1500-1000 г | |
IV — экстремально недоношенные | 28-22 нед | менее 1000 г |
Примечания:
■ Гестационный возраст — самый важный показатель оценки степени зрелости новорождённого и его способности адаптироваться к условиям внешней среды.
■ Масса тела при рождении не служит абсолютным показателем недоношенности (нередко рождаются недоношенные с массой тела более 2500 г).
|
|
■ Чем меньше срок внутриутробного развития, тем более значительно выражены признаки недоношенности.
■ Для оценки состояния ребёнка, помимо гестационного возраста, необходимо учитывать и другие признаки недоношенности (см. ниже).
■ В настоящее время маловесных детей по массе подразделяют на детей:
□ с низкой массой тела (2500—1500 г);
□ с очень низкой массой (1500—1000 г);
□ с чрезвычайно низкой массой (менее 1000 г).
■ Ареолы и соски грудных желёз недоразвиты или даже отсутствуют.
■ Ногтевые пластинки короткие, тонкие, не достигают кончиков пальцев.
■ Место отхождения пуповины (пупочное кольцо) смещено к лону, т.е. расположено в нижней трети живота; сам живот распластанный («лягушачий», из-за мышечной гипотонии).
■ У девочек — большие половые губы не прикрывают малые, половая щель зияет, клитор увеличен.
■ У мальчиков возможны три варианта:
□ яички не опущены в мошонку (находятся в паховых каналах или брюшной полости);
□ в мошонке только одно яичко;
□ в мошонке оба яичка, но они не опущены.
■ Ребёнок более вялый и сонливый; крик слабый или даже писк; физиологические рефлексы, такие, как сосание, глотание и др., недоразвиты или даже отсутствуют — отсюда трудности кормления, риск аспирации (например, попадание молока в дыхательные пути).
■ Дыхание:
□ неравномерное по ритму и глубине (более поверхностное);
□ большей частоты — 40—90 в 1 мин;
□ возможны апноэ (до 5—10 с);
□ отсутствует или слабо выражен кашлевой рефлекс;
|
|
□ дефицит сурфактанта ведёт к неэффективному расправлению лёгких, что создаёт возможность дыхательных расстройств и риск воспаления лёгочной ткани;
□ становление как у доношенных к 3—4 мес жизни.
■ Со стороны сердечно-сосудистой системы:
□ снижение скорости кровотока приводит к возможности синюшного окрашивания стоп и кистей, а также возникновения симптома «Арлекина» (в положении ребёнка на боку кожа нижней половины тела становится красно-розового цвета, а верхней — белого);
□ сердцебиение более частое и более лабильное (даже лёгкие раздражители вызывают изменение ЧСС), чем у доношенного ребёнка;
□ артериальное давление низкое;
□ сосуды более хрупкие, ломкие, проницаемые — более лёгкое возникновение нарушений мозгового кровообращения и кровоизлияний в мозг.
■ Терморегуляция несовершенна — отсюда склонность как к перегреванию, так и особенно к переохлаждению (температура тела при этом равна 35,9—36 °С и даже ниже) — риск выраженного отёка подкожно-жировой клетчатки (склерема), что определяет важность соблюдения принципа «тепловой защиты» ребёнка.
■ Слабое развитие мышц диафрагмы, передней брюшной стенки, кишечника — отсюда склонность к метеоризму.
■ Органы пищеварения ещё менее совершенны, чем у доношенного ребёнка, поэтому идеальной пищей для недоношенного служит только молоко матери.
■ Печень более несовершенна, важно помнить о возможности билирубино-вой энцефалопатии (профилактические меры начинают уже в роддоме).
■ Почки ещё более незрелые, чем у доношенного ребёнка; суточный диурез к концу первой недели составляет 60—140 мл, частота мочеиспусканий 8-15 раз в сутки.
■ Иммунная система на более низком уровне развития (меньше сопротивляемость организма) — отсюда частота заболеваний (причём нередко с нетипичным течением).
ОСОБЕННОСТИ НЕКОТОРЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ (ПОГРАНИЧНЫХ) СОСТОЯНИЙ
■ Физиологическая потеря массы тела:
□ до 9-14% (больше);
□ восстановление более медленное (ко 2—3-й нед жизни).
■ Физиологическая желтуха:
□ возникает чаще;
□ сохраняется до 3 нед (иногда и более);
□ имеет потенциальную угрозу билирубиновой интоксикации.
■ Простая эритема:
□ более яркая;
□ длительно сохраняется (в среднем до 2 нед).
■ Токсическая эритема — встречается крайне редко.
■ Гормональный криз:
□ встречается реже;
□ выражен слабее.
■ Мочекислый инфаркт — бывает редко;
■ Физиологическая диспепсия — без особенностей.
СИСТЕМА ВЫХАЖИВАНИЯ НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА
Система выхаживания недоношенного ребёнка начинается с первых часов его жизни и состоит из трёх этапов.
I этап
Интенсивная терапия в роддоме.
Цель — сохранить жизнь ребёнка.
Первые лечебно-профилактические мероприятия начинаются уже в родильном зале.
II этап
Наблюдение и лечение в специализированном отделении для недоношенных детей.
Цель — удовлетворение основных жизненно важных потребностей недоношенного ребёнка.
Основные задачи:
■ оказание квалифицированной медицинской помощи, продолжение лечения уже возникших заболеваний;
■ организация сестринского ухода со строжайшим соблюдением правил асептики;
■ создание комфортных микроклиматических условий (дополнительное согревание, оксигенотерапия);
■ обеспечение адекватным питанием, адаптация к кормлению грудью;
■ мониторирование состояния (систематическое отслеживание);
■ начало профилактики таких фоновых заболеваний, как рахит, железо-дефицитная анемия (по показаниям и в зависимости от гестационного возраста);
■ обучение родителей (в первую очередь мамы) приёмам выхаживания ребёнка в домашних условиях.
|
|
Критерии выписки недоношенного ребёнка из стационара:
■ масса тела должна быть, как правило, не менее 2500 г при постоянной тенденции к увеличению;
■ способность удерживать постоянную температуру тела;
■ наличие выраженных физиологических рефлексов (особенно важна хорошая координация между сосанием, глотанием и дыханием);
■ устойчивость всех жизненно важных функциональных систем детского организма.
III этап
Динамическое наблюдение в условиях детской поликлиники.
■ Участковый врач и медицинская сестра посещают ребёнка на дому в день выписки или не позднее чем на следующий день после выписки из стационара.
■ Медицинские работники (врач и медицинская сестра) должны создать индивидуальную программу реабилитации, для чего необходимо выяснить:
□ уровень подготовленности семьи к уходу за недоношенным ребёнком;
□ возможности нести большие физические, психологические и материальные затраты;
□ психоэмоциональное состояние матери (наличие послеродовой депрессии);
□ отношение каждого члена семьи к ребёнку;
□ уровень знаний о возможных проблемах недоношенных детей.
■ Цели организации сестринского процесса при обслуживании недоношенного ребёнка на дому:
□ разработать индивидуальную реабилитационную программу;
□ установить партнёрские отношения в системе «врач — медицинская сестра — родители ребёнка».
■ Задачи в связи с поставленными целями:
□ динамическая оценка физического и психомоторного развития ребёнка;
□ оценка состояния здоровья матери, характера её питания, лактации, состояния молочных желёз;
□ внимательный осмотр ребёнка при каждом посещении (оценка состояния, поведения, выявление возникших проблем);
□ обучение членов семьи правилам ухода, организации рационального режима и питания, методам закаливания и адекватного воспитания;
□ консультативная помощь и информационная поддержка по всем интересующим вопросам;
|
|
□ психологическая поддержка — помощь родителям увидеть перспективу развития здоровья ребёнка; в этом плане очень желательно вовлечение членов семьи в обсуждение программы реабилитации;
□ при необходимости — содействие в оказании социальной и правовой помощи семье.
■ Возможные проблемы родителей недоношенного ребёнка:
□ переживания или даже стресс в связи с преждевременными родами;
□ чувство тревоги, беспокойство за ребёнка;
□ ощущение беспомощности;
□ дефицит знаний и навыков ухода за ребёнком;
□ высокий риск развития гипогалактии или даже отсутствие грудного молока у матери;
□ ситуационный кризис в семье, который может повлечь дефицит семейной поддержки, и др.