Третий период обучения

Этот период длится 3—3,5 месяца. Фронтальные занятия по произношению проводятся два раза в неделю.

Произношение. В течение этого периода изучаются звуки ч, щ и дифференцируются звуки ч — т'; ч — с — с'; щ — ч; щ — ш; щ – ч — с'— т'.

Одновременно в самостоятельной речи детей закрепляют поставленные ранее звуки. Планируя занятия, логопед указы­вает, во-первых, какие звуки предполагается закрепить и, во-вторых, какая работа планируется, но закреплению навыков чтения.

Приведем примерные планы занятий.            

 

Тема. Звуки ч — т'

Цель: закрепление правильного произношения звуков ч и т'; повторение букв а, у, м, ш, р.

Оборудование. Картинки для составления предложений, на­писанные на доске слоги.

Примерный ход занятия.

1. Чтение написанных на доске слогов. Устное добавление слогов до слов (примерно 5 мин).

На доске написаны следующие слоги:

Слоги читаются хором или отдельными детьми. Затем слоги преобразуют в слова. Количество добавляемых звуков соответ­ствует при этом количеству точек. Слова не должны повто­ряться.

По этим слогам могут быть составлены следующие слова: Мама, Маша, Рома, Мура, рама, ау, уа, Шура, шуба, рука, а, ум.

2. Повторение звуков т' и ч.

Логопед. Дети, какой звук повторяется в словах: тетя Катя, Петя, телефон? (Звук т'.) А в словах — чайник, бочка, туча, качели? (Звук ч.) Сегодня мы будем повторять звуки ч и т'

Он предлагает попеременно произносить звуки ч и т' чтобы дети почувствовали, что при произнесении звука т' язык при­жимается к зубам, а при произнесении ч отодвигается от них.

Логопед опрашивает детей, для которых характерно нестой­кое произношение этих звуков.

3. Произнесение слоговых сочетаний. Детям предлагается повторять сочетания типа: чатятя; течёчё; ат'ач'ат' и т. д. Это упражнение может быть проведено в виде соревнования команд илина отметку. В последнем случае на доске записываются имена всех детей; каждый ребенок получает новое задание; ответы оцениваются.

4. Составление (по картинкам) и правильное произнесение предложений с глаголом хотеть.

С помощью сюжетной картинки дети отвечают на вопрос логопеда «Что хочет Леночка достать с полки?» Ответ: «Леночка хочет достать с полки мячик». Предложение произносится хо­ром и отдельными детьми. Логопед следит за правильностью произнесения каждого звука.

Логопед. А как об этом надо сказать про детей? (Дети хотят достать с полки мячик.)

И это предложение дети четко произносят.

Аналогично составляются предложения: Катя хочет купить птичку. Дети хотят купить птичку. Витя хочет покачаться на качелях. Дети хотят покачаться на качелях. Петя хочет купить удочку. Дети хотят купить удочку.

5. Заучивание рассказа «Очки». Логопед читает рассказ.

Дедушка надел очки. Ом стал читать книгу. Внучек подошел к дедушке и сказал: «Дедушка, купи мне очки. Я очень хочу читать книжки».

После этого логопед задает детям следующие вопросы: «Что надел дедушка? Что стал делать дедушка? Кто подошел к де­душке? Что сказал внучек? Правильно ли думал внучек?»

6. Подведение итогов и оценка ответов детей. На вечер дается задание выучить рассказ «Очки». Кроме того, воспита­телю поручается провести с отдельными детьми упражнения в правильном употреблении глагола хотеть.

Следующее занятие, посвященное изучению звуков ч и т' (не считая повторения букв), можно начать с проверки задания, которое было дано на дом.

Основным содержанием этого занятия может быть составле­ние рассказа по серии картин (используется текст «Синичка»). Дети составляют примерно такой рассказ.

Была холодная зима. К окну прилетела синичка. Синичке было очень холодно. Около окна стояли дети. Дети открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна, она стала клевать крошки на столе. Всю зиму синичка жила в клетке, а дети кормили птичку. Наступила весна. Дети взяли клетку, пошли в лес и выпустили синичку на свободу. Синичка поле­тела и весело запела.

Не следует спешить с изучением звуков ч и щ и их диффе­ренцированием от ранее пройденных звуков. Не надо забывать, что многие дети еще недостаточно свободно употребляют в труд­ных сочетаниях некоторые из ранее пройденных звуков. Если первоначальное закрепление правильногопроизнесения звуков ч и щ можно провести на основе использования простых по сло­говому извуковому составу слов (чай, чайник, качели, щенок, щетка и т.п.), то в последующие групповые и фронтальные занятия необходимо включить сложные по звуко-слоговому составу слова (На елке зажглись разноцветные электрические лам-почки).

Приведем примерный план занятия, посвященного дифферен­циациизвука ч от звуков с', с, т' ц.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow