Тема. Дифференциация звуков п и б

Цель: сравнение звуков б и п; закрепление навыка анализа односложных и двусложных слов.

Оборудование. Доска, наборное полотно, мел, наборы для выкладывания схемы слова; предметные картинки (перечис­лены при описании хода занятия).    \

Примерный ход занятия.                                                     

1. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п. Лого­пед обращается к детям с вопросами: «Какой звонкий звук мы учили вчера?» (Звук б.) «Почему звук б называется звонким?» (Мы произносим его с голосом, звонко, громко.)

Обращаясь к отдельным детям, логопед проверяет правиль­ность произношения звука б. Внимание детей обращается на вибрацию голосовых связок.

Затем детям предлагается произнести звук п — теперь вни­мание детей обращается на то, что звук п тихий, глухой. Хором и отдельными детьми произносятся звуки б и п. Логопед предлагает им попеременно произносить звуки п и б, слегка прикрыв ладонями уши. Звуки б и п сравнивают: один из них звонкий, другой — глухой.

2. Проведение одного - двух упражнении в дифференциации звуков п и б в слогах.

Игра «Наоборот» с мячом. Логопед бросает мяч и произно­сит слог ба; возврашая мяч, ребенок произносит слог па и т.п.

Игра в «Телефон». Дети становятся в ряд и поочередно про­износят слоги. Так, например, первый ребенок произносит па, второй — ба, третий — опять па и т. п. Могут быть и более слож­ные комбинации.

Повторение вслед за логопедом различных слоговых соче­таний, например: па-ба, бо-по. пу-пу-бу и т. п. При этом жела­тельно, чтобы новое сочетание логопед повторял только один раз.

Все эти упражнения требуют от детей максимального напря­жения внимания.

3. Проведение одного из упражнений с целью дифференциации б и п в словах. Из ряда картинок детям предлагают вы­брать такие, в названиях которых есть звук б. Примерные кар­тинки: банка, поле, паук, бант, липа, кнопки, бублики, песок, бананы, пальто, бак, бубен, капуста и т. п. После этого называются оставшиеся картинки. Дети устанавливают, что в названии всех этих картинок есть глухой звук п.

Игра по типу «Телефон». Построившись в ряд, дети пооче­редно придумывают слова (из числа правильно произносимых), то со звуком б, то со звуком п.

По вызову логопеда они подходят кего столу и вынимают из конверта (или берут из пачки, лежащей на столе) какую-либо картинку, называют ее, определяют, какой из звуков (глу­хой п или звонкий б) есть в этом слове и на каком месте он находится.

Дети запоминают воспринятые на слух ряды из трех-четырех слов и правильно их воспроизводят, четко произнося каждое слово и каждый звук, например: пулемет, буквы, снопы, поезд, зяблик, запонка, бузина.

Игра «Раз, два, три». Отбираются картинки, в названия ко­торых входит звук п, затем картинки, в названия которых вхо­дит звук б.

Игра в мяч. Бросая мяч одному из детей, логопед произно­сит слово со звуком б; возвращая мяч, ребенок произносит слово со звуком п (в этом упражнении слова подбираются как с твердыми, так и с мягкими звуками).

4. Анализ двусложных и односложных слов. Сравнение слов, отличающихся одним звуком. Разбор звуко-слогового состава слов, зарисовка схем.

Составляют схему примерно таких слов: папа, бок, Боба, пух; при этом дети указывают количество слогов, их звуковой состав, выделяют в каждом слоге гласный звук. Внимание детей привлекается к тому, что в слове столько слогов, сколько глас­ных звуков. Точки, соответствующие в схеме гласным звукам, обводят красным мелом. В каждом слове выделяют изучаемый звук (т. е. п или б), указывают: звонкий он или глухой.

Игра в «Живые звуки». При этом занятии для анализа, под­бирать слова: паук, липа, бок, бык. При этом могут быть ис­пользованы такие приемы: слова составляются из данных зву­ков, например, детям предлагают составить слово из звуков ы, к, б; логопед называет звуки в нужной последовательности (например, б, ы, к ), а дети «прочитывают» слово.

5. Проведение упражнений с целью развития внимания. Дети выполняют ряд поручений типа: «Подойди к шкафу, возьми со шкафа кубик, положи кубик на доску» или: «Возьми из шкафа три кубика, один положи на шкаф, другой в шкаф, третий — за шкаф».

6. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, к, со. С помощью сюжетных картинок дети само­стоятельно составляют предложения по опорным словам, например: за, собака, спать, будкаЗа будкой спит со­бака.

7. Подведение итогов занятия. Логопед задает вопросы и дает поручение: «Какие звуки мы сегодня - повторяли? (п и б.) Какой из этих звуков звонкий? (б.) А звук п? (Глухой.) Приду­майте по два слова — со звуком п и со звуком б». Как видно, на занятии большое внимание уделяется осознанному сравнению звуков п и б. Затем дети практикуются в правильном употреблении в речи этих звуков.

Последующие звуки и пары звуков (д; д — т; г — к) изу­чаются на подобных указанному занятиях.

В процессе изучения звуков б, б', д, д', г, г' продолжается закрепление навыка различения звуков по твердости-мягкости. Напомним, что сравнивается в этом плане первая пара зву­ков — звуки л' и л (при отработке звука л'). Затем сравнение этих пар звуков происходило при закреплении правильного произношения звуков с, с' и з, з' Логопед всегда внимательно следит за тем, чтобы дети правильно называли звуки. Так, на­пример, если надо подобрать слова на звук с, нельзя брать слово Вася или гуси, так как в этих словах звук с мягкий. Детей необходимо научить различать твердые и мягкие соглас­ные для того, чтобы подготовить их к правильному написанию слов с мягкими согласными (письмо, Люся, тетя и т. п.). Из­вестно, что дети с дефектами речи, недостаточно подготовлен­ные к различению звуков по твердости-мягкости, часто пишут «тота» вместо тетя, «дада» вместо дядя, «клуква» вместо клюква и т. п..

При обучении детей дошкольного возраста навык различения твердых и мягких звуков воспитывается постепенно. При изучении звуков б, д, г и дифференсации их от п, т, к можно не посвящать специальных занятий изучению б', д', г', к', нужно лишь попутно следить за тем, чтобы дети правильно на­зывали эти звуки: в слове банка звук б твердый, а в слоне би­нокль — мягкий.

Если в материал занятия или в отдельные упражнения вклю­чены твердые и мягкие звуки, то логопед говорит детям при­мерно так: «Сегодня будем повторять звуки б и б'».

 


Примерный план занятий второго периода обучения (3—3,5 месяца)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: