Инструкция по выполнению работы

ОГЭ. ХИМИЯ.

ТИПОВЫХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ

ВАРИАНТОВ

Москва, 2016



ПРЕДИСЛОВИЕ

Государственная итоговая аттестация (ГИА) выпускников основной школы  – основной государственный экзамен (ОГЭ) по химии ориентирован на проверку достижения выпускниками 9 классов уровня подготовки, предусмотренного образовательными стандартами по химии. 

Проводится ОГЭ в письменной форме с использованием контрольных измерительных материалов (КИМ) – вариантов экзаменационной работы. Каждый вариант ОГЭ по химии включает две части и представляет собой определенную последовательность выстроенных в определенной логике и сгруппированных по форме представления и уровню сложности заданий.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, …15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). Ответ к заданиям этой части записывается в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трех).

Задания части 1 в совокупности позволяют проверить усвоение значительного количества элементов содержания, предусмотренных Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: знание языка науки и основ химической номенклатуры, химических законов и понятий, закономерностей изменения свойств химических элементов и веществ по группам и периодам, общих свойств металлов и неметаллов, основных классов неорганических веществ, признаков и условий протекания химических реакций, особенностей протекания реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций, правил обращения с веществами и техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и др.

Часть 2 экзаменационного варианта содержит 3 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом – 20, 21, 22.

Задания с развернутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, реакции ионного обмена, окислительно-восстановительные реакции, взаимосвязь веществ различных классов, количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества. Выполнение заданий этого вида предполагает сформированность комплексных умений:

– составлять электронный баланс и уравнение окислительно-восстановительной реакции;

– объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ

их составом и строением, взаимосвязь неорганических веществ;

– проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.

При выполнении задания 20 необходимо на основании схемы реакции, представленной в его условии, составить электронный баланс и уравнение окислительно-восстановительной реакции, определить окислитель и восстановитель.

Задание 21 предполагает выполнение двух видов расчетов: вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Задание 22 является практико-ориентированным и в модели 1 имеет характер «мысленного эксперимента». Оно ориентировано на проверку следующих умений: планировать проведение эксперимента на основе предложенных веществ; описывать признаки протекания химических реакций, которые следует осуществить; составлять молекулярное и сокращенное ионное уравнение этих реакций.

   Отличительной особенностью заданий с развернутым ответом является то, что к ним не предлагаются варианты ответов, т.е. выпускникам необходимо не только решить задание и записать итоговый ответ, но и подробно записать весь ход его решения.

Чтобы оценить правильность выполнения заданий и/или выявить допущенные ошибки, во втором разделе пособия приведены ответы на все задания.

Проверяя свои ответы на задания, следует помнить, что верное выполнение каждого задания Части 1 оценивается 1 баллом (задания 1-15) или 2 (задания 16-19) баллами.

Задания 16–17 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван 1 из 2-х ответов или названы 3 ответа, из которых два верные, выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов.

Задания 18–19 считаются выполненными верно, если правильно установлены 3 соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены 2 соответствия из 3. Такой ответ оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.

Проверка заданий части 2 осуществляется экспертной комиссией. При оценивании каждого из трех заданий части 2 эксперт выявляет в ответе учащегося элементы, каждый из которых оценивается 1 баллом. Таким образом, максимальная оценка за верно выполненное заданий 20 и 21 составляет 3 балла, а за задание 22 – 5 баллов.

При проверке заданий части 2 эксперт сравнивает ответ выпускника с приведенным в ответах образцом. 

Поскольку задания с развернутым ответом могут быть выполнены различными способами, приведенные в образцах решения следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов. Таким образом, экспертами оценивается только правильность решения, а не ход рассуждений экзаменуемого. Прежде всего это относится к способам решения расчетных задач.

Для правильного понимания подходов, используемых экспертами при оценивании экзаменационных работ, в ответах также приведены образцы критериев оценивания заданий.

Полученные учащимися за выполнение всех заданий баллы суммируются. Итоговая оценка определяется по 5-балльной шкале.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение
 экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Суммарный первичный балл   0 – 8 9 – 17 18 – 26 27 – 34
Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»

 

Напомним, что на выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа – 120 минут.

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет: 

1) для каждого задания части 1 – 2–3 минуты;

2) для каждого задания части 2 – 5–8 минут;

3) для каждого задания части 3 – до 12–15 минут.

При выполнении работы разрешается использовать следующие материалы и оборудование:

- периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

- таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

- электрохимический ряд напряжений металлов;

- непрограммируемый калькулятор.

        

Надеемся, что данное пособие окажет вам помощь в подготовке к экзамену.

 

 

  

 




РАЗДЕЛ I

 

ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ

Инструкция по выполнению работы

 

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 22 задания. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по химии отводится 2 часа (120 минут).

Ответы к заданиям 1–15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 16–19 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.

К заданиям 20–22 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и расчёты. Задания выполняются на отдельном листе или бланке.

При выполнении работы Вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

 

 

Желаем успеха!



ВАРИАНТ 1

Часть 1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: