Цели и назначение контрольной работы

ВВЕДЕНИЕ

Наша сложная, многообразная жизнь постоянно ставит перед человеком массу задач как профессиональных, так и личностных. Психологическая компетентность – комплекс знаний и умений в области психологии, необходимый для решения задач в различных областях деятельности.

Глубокое усвоение психологических знаний невозможно без самостоятельного изучения литературы и овладения навыками практического использования приобретённых знаний. Основным видом деятельности студентов-заочников является самостоятельная работа на основе лекционного курса, семинарских занятий, изучения рекомендованной литературы и выполнение контрольной работы. Программа дисциплины и темы для контрольной работы подготовлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и с учётом статуса студента, обучающегося на заочной форме.

Целью дисциплины «Транспортная психология» является развитие у бакалавров социально-личностных качеств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций научного понимания основ транспортной психологии в целях повышения профессиональной и личностной зрелости, развитие навыков их реализация в практической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлениям подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов;23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.

Задачи освоения дисциплины:

– сформировать у студентов знания в области транспортной психологии и умения их применять при работе с подчиненными и техникой на предприятиях автотранспорта;

– изучить индивидуально-психологические и личностные особенности человека;

– изложить факторы надежности человека-оператора;

– изучить психофизиологические и психологические особенности управления транспортными средствами и системами;

– подготовка студентов к активному взаимодействию с людьми в различных сферах жизнедеятельности и трудовых коллективах на предприятиях автотранспорта.

 

В процессе изучения дисциплины «Транспортная психология» у бакалавров по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов должны быть сформированы следующие общекультурные компе­тенции:

– способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6).

У бакалавров по направлению подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов должны быть сформированы следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

– способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

– способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

– способность выполнять работы в области производственной деятельности по информационному обслуживанию, основам организации производства, труда и управления производством, метрологическому обеспечению и техническому контролю (ПК-11).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

Ø понятийный аппарат, методологические основы и методы транспортной психологии;

Ø социально-психологические закономерности межличностного и межгруппового восприятия и взаимодействия;

Ø способы и методы управления конфликтными ситуациями в профессиональной деятельности

Ø основные психические процессы и состояния в деятельности человека-оператора;

Ø механизмы и закономерности физиологических процессов человека в производственной среде;

Ø психофизиологические особенности управления транспортными средствами и системами;

Ø психологические методы познания и самопознания, развития и саморегуляции;

Ø способы и методы профессионального и личностного самообразования

Ø психологические особенности поведения человека в экстремальных ситуациях;

Ø информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в экстремальных ситуациях.

Уметь:

Ø оперировать основными понятиями дисциплины;

Ø работать в коллективе, проявляя толерантность и ассертивность в межличностном взаимодействии, с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий;

Ø разрешать конфликтные ситуации в профессиональной деятельности;

Ø определять особенности развития психики человека, его внимания, памяти, мышления, темперамента и характера;

Ø определять, оценивать и прогнозировать психофизиологическое состояние человека до, во время и после трудовой деятельности;

Ø использовать результаты психологического анализа личности и коллектива в интересах повышения эффективности работы;

Ø адекватно действовать в экстремальных ситуациях.

Владеть:

Ø понятийно-категориальным аппаратом транспортной психологии;

Ø инструментарием психологического анализа;

Ø способами повышения работоспособности;

Ø навыками самоанализа и самоконтроля, самообразования, саморазвития и самосовершенствования своей профессиональной деятельности;

Ø методами контроля, регламентирования и профессионального отбора операторов в системе «человек – машина – среда»;

Ø способами и приемами деловых коммуникаций в профессиональной сфере;

Ø навыками межличностного и межкультурного взаимодействия;

Ø основами современной психологической культуры на транспорте;

Ø методами организации взаимодействия и влияния на личность, группу в процессе профессионального общения.

Иметь представление:

Ø о психологии личности;

Ø о невербальном общении;

Ø о манипулятивном общении;

Ø о типах конфликтных личностей;

Ø о психофизиологических особенностях трудовой деятельности на предприятиях автотранспорта.

 

Освоение дисциплины «Транспортная психология» способствует более глубокому самопознанию студентов, решению ими задач саморазвития и самосовершенствования.

ЦЕЛИ И НАЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа – важная форма обучения и контроля знаний, умений и навыков бакалавра. Она является эффективным средством более глубокого усвоения материала, овладения знаниями по изучаемому предмету и применения их на практике, умения работать с источниками.

Изложенные в настоящих указаниях методические рекомендации по написанию контрольных работ призваны оказать бакалавру помощь в организации и выборе темы контрольной работы, в подготовке и методике написания. Написание контрольных работ является обязательным компонентом учебного процесса для студентов заочного отделения, что позволит приобрести навыки самостоятельного изучения учебной дисциплины.

Написание контрольной работы преследует три основные цели:

1) научить самостоятельно работать с литературой (подбор, анализ и выбор литературы);

2) развить навыки бакалавра по самостоятельному изучению, анализу и обобщению знаний по тем или иным психологическим проблемам;

3) сформировать у студента качества, необходимые для самостоятельной разработки актуальных теоретических и практических задач на основе знаний, полученных в процессе изучения транспортной психологии.

Контрольная работа представляет собой наиболее активную и эффективную форму самостоятельной работы студентов по изучению транспортной психологии.

Контрольная работа выполняется студентами на основе самостоятельного изучения рекомендованной литературы, с целью систематизации, закрепления и расширения теоретических знаний, развития творческих способностей студентов, овладения навыками самостоятельной работы с научной, научно-методической, нормативно-правовой литературой, формирования умений анализировать и отвечать на вопросы, поставленные темой работы, делать выводы на основе проведенного анализа. Контрольная работа приобщает также студентов к научно-исследовательской деятельности, играет важную роль в их профессиональной подготовке.

 

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ
И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Важнейшими требованиями к контрольной работе как к исследованию определенной проблемы являются:

ü применение общих и специальных методов научного исследования;

ü умение работать с литературой, проявляя при этом творческий подход к изучаемому материалу;

ü способность самостоятельно, последовательно, аргументировано излагать изученный материал, критически осмысливать изученные источники.

Процесс подготовки работы можно подразделить на следующие этапы:

Ø выбор темы;

Ø общее ознакомление с литературой;

Ø составление библиографии;

Ø углубленное изучение источников;

Ø составление плана;

Ø оформление готовой рукописи.


Работа над контрольной работой начинается с выбора темы. Тема контрольной работы выбирается по последней цифре номера зачетной книжки или студенческого билета. Например, номер зачетной книжки 15087, следовательно выбирает тему 7 контрольной работы.

Контрольная работа выполняется в сроки, установленные учебным планом.

Важный этап – подбор литературы. Так как подбор литературы в значительной степени определит содержание Вашей работы.

Литература подбирается бакалавром самостоятельно. При этом можно предложить следующую последовательность:

а) ознакомиться с программой по курсу транспортной психологии и списком обязательной и дополнительной литературы;

б) просмотреть алфавитный и систематический каталог в библиотеке;

После подбора литературы и общего знакомства с ней можно приступать к написанию работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: