ВВЕДЕНИЕ
Наша сложная, многообразная жизнь постоянно ставит перед человеком массу задач как профессиональных, так и личностных. Психологическая компетентность – комплекс знаний и умений в области психологии, необходимый для решения задач в различных областях деятельности.
Глубокое усвоение психологических знаний невозможно без самостоятельного изучения литературы и овладения навыками практического использования приобретённых знаний. Основным видом деятельности студентов-заочников является самостоятельная работа на основе лекционного курса, семинарских занятий, изучения рекомендованной литературы и выполнение контрольной работы. Программа дисциплины и темы для контрольной работы подготовлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и с учётом статуса студента, обучающегося на заочной форме.
Целью дисциплины «Транспортная психология» является развитие у бакалавров социально-личностных качеств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций научного понимания основ транспортной психологии в целях повышения профессиональной и личностной зрелости, развитие навыков их реализация в практической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлениям подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов;23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.
Задачи освоения дисциплины:
– сформировать у студентов знания в области транспортной психологии и умения их применять при работе с подчиненными и техникой на предприятиях автотранспорта;
– изучить индивидуально-психологические и личностные особенности человека;
– изложить факторы надежности человека-оператора;
– изучить психофизиологические и психологические особенности управления транспортными средствами и системами;
– подготовка студентов к активному взаимодействию с людьми в различных сферах жизнедеятельности и трудовых коллективах на предприятиях автотранспорта.
В процессе изучения дисциплины «Транспортная психология» у бакалавров по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции:
– способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6).
У бакалавров по направлению подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов должны быть сформированы следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
– способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
– способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
– способность выполнять работы в области производственной деятельности по информационному обслуживанию, основам организации производства, труда и управления производством, метрологическому обеспечению и техническому контролю (ПК-11).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
Ø понятийный аппарат, методологические основы и методы транспортной психологии;
Ø социально-психологические закономерности межличностного и межгруппового восприятия и взаимодействия;
Ø способы и методы управления конфликтными ситуациями в профессиональной деятельности
Ø основные психические процессы и состояния в деятельности человека-оператора;
Ø механизмы и закономерности физиологических процессов человека в производственной среде;
Ø психофизиологические особенности управления транспортными средствами и системами;
Ø психологические методы познания и самопознания, развития и саморегуляции;
Ø способы и методы профессионального и личностного самообразования
Ø психологические особенности поведения человека в экстремальных ситуациях;
Ø информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в экстремальных ситуациях.
Уметь:
Ø оперировать основными понятиями дисциплины;
Ø работать в коллективе, проявляя толерантность и ассертивность в межличностном взаимодействии, с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий;
Ø разрешать конфликтные ситуации в профессиональной деятельности;
Ø определять особенности развития психики человека, его внимания, памяти, мышления, темперамента и характера;
Ø определять, оценивать и прогнозировать психофизиологическое состояние человека до, во время и после трудовой деятельности;
Ø использовать результаты психологического анализа личности и коллектива в интересах повышения эффективности работы;
Ø адекватно действовать в экстремальных ситуациях.
Владеть:
Ø понятийно-категориальным аппаратом транспортной психологии;
Ø инструментарием психологического анализа;
Ø способами повышения работоспособности;
Ø навыками самоанализа и самоконтроля, самообразования, саморазвития и самосовершенствования своей профессиональной деятельности;
Ø методами контроля, регламентирования и профессионального отбора операторов в системе «человек – машина – среда»;
Ø способами и приемами деловых коммуникаций в профессиональной сфере;
Ø навыками межличностного и межкультурного взаимодействия;
Ø основами современной психологической культуры на транспорте;
Ø методами организации взаимодействия и влияния на личность, группу в процессе профессионального общения.
Иметь представление:
Ø о психологии личности;
Ø о невербальном общении;
Ø о манипулятивном общении;
Ø о типах конфликтных личностей;
Ø о психофизиологических особенностях трудовой деятельности на предприятиях автотранспорта.
Освоение дисциплины «Транспортная психология» способствует более глубокому самопознанию студентов, решению ими задач саморазвития и самосовершенствования.
ЦЕЛИ И НАЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа – важная форма обучения и контроля знаний, умений и навыков бакалавра. Она является эффективным средством более глубокого усвоения материала, овладения знаниями по изучаемому предмету и применения их на практике, умения работать с источниками.
Изложенные в настоящих указаниях методические рекомендации по написанию контрольных работ призваны оказать бакалавру помощь в организации и выборе темы контрольной работы, в подготовке и методике написания. Написание контрольных работ является обязательным компонентом учебного процесса для студентов заочного отделения, что позволит приобрести навыки самостоятельного изучения учебной дисциплины.
Написание контрольной работы преследует три основные цели:
1) научить самостоятельно работать с литературой (подбор, анализ и выбор литературы);
2) развить навыки бакалавра по самостоятельному изучению, анализу и обобщению знаний по тем или иным психологическим проблемам;
3) сформировать у студента качества, необходимые для самостоятельной разработки актуальных теоретических и практических задач на основе знаний, полученных в процессе изучения транспортной психологии.
Контрольная работа представляет собой наиболее активную и эффективную форму самостоятельной работы студентов по изучению транспортной психологии.
Контрольная работа выполняется студентами на основе самостоятельного изучения рекомендованной литературы, с целью систематизации, закрепления и расширения теоретических знаний, развития творческих способностей студентов, овладения навыками самостоятельной работы с научной, научно-методической, нормативно-правовой литературой, формирования умений анализировать и отвечать на вопросы, поставленные темой работы, делать выводы на основе проведенного анализа. Контрольная работа приобщает также студентов к научно-исследовательской деятельности, играет важную роль в их профессиональной подготовке.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ
И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Важнейшими требованиями к контрольной работе как к исследованию определенной проблемы являются:
ü применение общих и специальных методов научного исследования;
ü умение работать с литературой, проявляя при этом творческий подход к изучаемому материалу;
ü способность самостоятельно, последовательно, аргументировано излагать изученный материал, критически осмысливать изученные источники.
Процесс подготовки работы можно подразделить на следующие этапы:
Ø выбор темы;
Ø общее ознакомление с литературой;
Ø составление библиографии;
Ø углубленное изучение источников;
Ø составление плана;
Ø оформление готовой рукописи.
Работа над контрольной работой начинается с выбора темы. Тема контрольной работы выбирается по последней цифре номера зачетной книжки или студенческого билета. Например, номер зачетной книжки 15087, следовательно выбирает тему 7 контрольной работы.
Контрольная работа выполняется в сроки, установленные учебным планом.
Важный этап – подбор литературы. Так как подбор литературы в значительной степени определит содержание Вашей работы.
Литература подбирается бакалавром самостоятельно. При этом можно предложить следующую последовательность:
а) ознакомиться с программой по курсу транспортной психологии и списком обязательной и дополнительной литературы;
б) просмотреть алфавитный и систематический каталог в библиотеке;
После подбора литературы и общего знакомства с ней можно приступать к написанию работы.