Второй раздел курсовой работы носит творческий характер и предполагает применение ранее полученной информации для проведения стратегического планирования.
Этот раздел курсовой работы включает следующие подразделы:
- разработка (совершенствование) миссии фирмы;
- разработка дерева общекорпоративных целей;
- выбор общекорпоративной стратегии.
Алгоритм разработки и/или совершенствования миссии
1. Описать базис конкурентоспособности компании – набор отличительных характеристик компании. Необходимая информация содержится в анализе потенциала объекта исследования. Она дает представление о той деятельности организации, в которой последняя имеет сильную конкурентную позицию.
2. Определить конъюнктуру рынка: наличие платежеспособного спроса на определенные социальные потребности, степенью их удовлетворения усилиями существующих на этом рынке конкурентов, наличием возможных партнеров по бизнесу. Необходимая информация содержится в анализе рыночного окружения.
3. Выяснить наличие способствующих и противодействующих факторов для выбранного вида деятельности со стороны государственных институтов в области политики и экономики. Оценить перспективу развития технологии в выбранной сфере деятельности. Определиться с возможной поддержкой или противодействием со стороны общественных организаций и социальных движений. Необходимая информация содержится в PESTE-анализе.
4. Выяснить субъективные ценности, принципы, выраженные в признаваемых правовых, морально-нравственных, эстетических, этических и других ограничений со стороны собственника, менеджеров и персонала. При этом учесть этап и стадию жизненного цикла организации. Необходимая информация содержится в анализе потенциала компании.
5. Соотнести полученную из анализа информацию и ответить на вопрос: можно ли здесь достичь приемлемого для всех компромисса. В случае положительного ответа сформулировать миссию компании в двух формах:
- в развернутой форме;
- в лозунговой форме.
Развернутая форма миссии содержит ответы на вопросы:
- что получит потребитель в части удовлетворения своих потребностей;
- кто, для чего и как может выступать в качестве партнера организации;
- на какой основе предполагается строить отношения с конкурентами;
- что получит от бизнеса собственник;
- что получат от организации менеджеры;
- что получит от организации персонал;
- что получит от организации общество в целом;
- в чем может заключаться сотрудничество с общественными организациями;
- как будут строиться отношения организации с государством.
Ответы на данные вопросы формулируются в виде принципов, которыми организация будет руководствоваться на протяжении долгого времени.
Лозунговый вариант миссии – это квинтэссенция миссии компании в виде краткого изречения, «лицо» компании, которое можно поместить на фирменном транспорте, буклетах, упаковке готовой продукции, на бланках и в рекламе.
Правила, которыми надо руководствоваться при создании лозунговой миссии:
- в лозунге должна быть использована позитивная лексика для упоминания глобальных ценностей и подчеркивания возможностей организации, ее добрых намерений;
- использование метафор и красочных выражений;
- избегать негативных выражений;
- не использовать слова «всегда» и «никогда»;
- нельзя принимать лозунги, совершенно неадекватные силам и масштабам организации.
Разработка общекорпоративных целей осуществляется с помощью технологии целевого управления (построения «дерева целей»).
Технология целевого управления предполагает:
- четкую формулировку основной цели;
- построение дерева целей: основная цель разбивается на подцели, совокупность выполнения которых обеспечивает достижение общего результата, подцели в свою очередь также разбиваются на свои «подцели»;
- выделение трех-пяти слоев с помощью вышеизложенной процедуры;
- установление взаимосвязи подцелей между собой, кроме нижнего уровня.
Цели должны отвечать SMART[1]-требованиям:
- Specific – быть конкретными;
- Measurable – измеримыми;
- Achievable – достижимыми;
- Relevant – насущными, актуальными;
- Timed – рассчитанными по времени.
По времени цели классифицируются на:
- долгосрочные (свыше 3-х лет);
- среднесрочные (от 1 до 3-х лет);
- краткосрочные (до 1 года).
Цели по функциональным областям могут делиться на:
- рыночные цели (внешние программные цели): в области маркетинга и Public Relations (обеспечить определенный объем продаж в натуральном и стоимостном выражении; повысить число клиентов; занять определенную долю рынка);
- производственные цели являются следствием рыночных (обеспечить определенный объем производства (объем производства = объем продаж –существующие запасы + планируемые запасы); построить новый производственный комплекс в пределах бюджета к определенному сроку; разработать новую технологию к определенному сроку в рамках бюджета);
- организационные цели – все, что касается управления, структуры и персонала организации (принять на работу конкретное количество специалистов, управленцев; довести средний уровень заработной платы до уровня зарплаты у лидера на рынке);
- финансовые цели – увязывают между собой все цели в стоимостном выражении (чистый объем продаж; величина издержек; валовая и чистая прибыль; рентабельность продаж; рентабельность вложенного капитала и т.д.).
Студенту предлагается разработать дерево краткосрочных, среднесрочных или долгосрочных целей фирмы и представить его в виде структуры, пример которой изображен на рисунке 5.
|
|
|






