Прочитайте текст и выполните задания 9-15

 

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля, и она оказалась на столе. (5) Мы стояли у окна, за которым было хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

- (6)Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

(8)В это время в класс вошёл мой сосед по парте - Колька Бабушкин. (9)Носатый, долговязый, нескладный… (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей.(12) Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

(13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (17) Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

 - (18) Спасибо за подарок!

- (19)Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.

(20) Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. (21)Все засмеялись. (22)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

- (23)Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…

(24)Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

(26)А эта книга… (27)Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (28)Да мы бы всё тебе отдали… (29)Но только ты сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (30)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

(По В. Дроганову)

В. Дроганов- современный российский писатель.

 

  9   Укажите номер предложения, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик долгие годы помнит Кольку Бабушкина?»

(11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей.

(10)У него не было отца.

(2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника.

(24)Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку.

Ответ: ____________________________________________________

 

  10   Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 24: «Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку».

гипербола

сравнение

эпитеты

метафора

 

Ответ: ____________________________________________________

 

  11  Установите соответствие между выделенными словами в предложениях из текста и их морфологической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1) Носатый, ДОЛГОВЯЗЫЙ, нескладный… А) причастие
2)Он поставил ИЗЖЁВАННЫЙ дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу.   Б) деепричастие 
3)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и ОДИНОКО, где нет тех, кто может поднять упавших.   В) наречие
4)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, ПОГЛАДИВ обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться. Г) глагол Д) прилагательное   
Ответ:  
1 2 3 4
       

 

 

 12 Укажите способ образования слова «восхищённо» (предложение 7).

Ответ: _______________________________________________________

 

  13   Из предложений 8-12 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости последующего согласного.

Ответ: _______________________________________________________

 

  14   Замените разговорное слово «изжёванный» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

Ответ: _______________________________________________________

 

  15 Среди предложений 13-17 найдите предложение с деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: _______________________________________________________

 

 

  Часть 2

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 16.1 или 16.2. Перед сочинением запишите номер выбранного Вами задания: 16.1 или 16.2.

 

  16.1  На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «Почему болит душа у героя?»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных Вам предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

  16.2  Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 



Вариант 13

Часть 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: