Прочитайте текст и выполните задания 9-15

 

(1)Федя учился в новой школе, он недоверчиво вглядывался в новые лица одноклассников. (2)Его старый дом пошёл на слом, а в старом дворе осталась его голубятня.

(3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же присобачив кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор и этого не слышал.(7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа – чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.

(9)В один из этих приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:

- (10)Эй, парень, убирай свою голубятню! (11)Завтра будем рыть котлован.

(12)Фёдор онемело смотрел на развалины дома.(13)Вот и всё. (14)Даже голубей не будет.(15)Он выпустил птиц.(16)Не так, как всегда. (17)Брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху. (18)Птицы хлопали крыльями, рвались вылететь стаей, как всегда, но он пускал их поодиночке, прощаясь с каждым.

(19)Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку.

(20)Стало темнеть. (21)А в темноте голуби сами возвращаются к голубятне, но в этот раз не должны вернуться.

(22)Фёдор поднялся наверх, захлопнул крышку голубятни, оглядел старый посёлок.(23)Он чиркнул спичкой, поднёс её к куче стружки и спустился с голубятни.

(24)Пламя рванулось вверх метровым языком, сразу затрещали перегородки и сухие брёвна.

(25)Мальчик поднял голову: голуби носились как ни в чём не бывало.

(26)Он повернулся и побежал.

(27)Народу на остановке было немного, но он полез без очереди, не видя никого. (28)Федя стоял на задней площадке, прижавшись лбом к стеклу, старался смотреть на серый и спокойный асфальт.

(29)Но он не удержался. (З0)Помимо его воли глаза посмотрели в небо.(31)Голуби кружились, не подозревая беды. (32)Фёдор бросился к двери, стал колотить как сумасшедший.

- (33)Водитель, - закричал кто-то, - остановись, мальчик остановку пропустил!

(34)Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор выпрыгнул и грохнулся о дорогу.(35)Острая боль пронзила его, и он словно очнулся.

(36)Голуби! (37)Разве их можно бросать? (38)Разве он имел такое право?  (39)Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за всех, кого приручили. (40)Он отвечает за голубей.

(41)Фёдор подошёл к голубятне. (42)Уже повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.

(43)Фёдор молча поднял руки.(44)Его фигура отбрасывала на землю огромную тень, он заметил её, обернувшись, и сила влилась в него – он показался себе большим и сильным. (45)Голуби узнали его, затрепетали над головой, садились ему на плечи, он брал их, воркующих, и прятал под куртку, за пазуху.  

(По А.А. Лиханову *)

 

* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г) — современный детский и юношеский писатель, журналист и общественный деятель. Главная тема творчества – становление характера подростка – проходит через десятки произведений писателя.

  9   Укажите номер предложения, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Фёдор решил сжечь голубятню?»

(11) Завтра будем рыть котлован.

(21) А в темноте голуби сами возвращаются к голубятне, но в этот раз не должны вернуться.

(37) Разве их можно бросать?

(23) Он чиркнул спичкой, поднёс её к куче стружки и спустился с голубятни.

 

Ответ: ____________________________________________________

 

 10   Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 42: «Уже повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби».

метафора

сравнение

фразеологический оборот

антитеза

Ответ: ____________________________________________________

 

  11  Установите соответствие между выделенными словами в предложениях из текста и их морфологической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1)  Фёдор ОНЕМЕЛО смотрел на развалины дома. А) краткое прилагательное
2)А в темноте голуби сами возвращаются к голубятне, но в этот раз не ДОЛЖНЫ вернуться Б) краткое причастие  
3)Федя стоял на задней площадке, ПРИЖАВШИСЬ лбом к стеклу, старался смотреть на серый и спокойный асфальт. В) деепричастие
4)Птицы хлопали крыльями, рвались вылететь стаей, как всегда, но он пускал их поодиночке, прощаясь с КАЖДЫМ.   Г) наречие   Д) местоимение      
Ответ:  
1 2 3 4
       

 

 

 12 Укажите способ образования слова «встревоженных» (предложение 45).

 

Ответ: _______________________________________________________

 

  13   Из предложений 32-35 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением «неполнота действия».

 

Ответ: _______________________________________________________

 

  14   Замените разговорное слово «грохнулся» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

Ответ: _______________________________________________________

 

  15   Среди предложений 22-32 найдите предложения с причастными оборотами. Напишите номера этих предложений.

 

Ответ: _______________________________________________________

Часть 2

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 16.1 или 16.2. Перед сочинением запишите номер выбранного Вами задания: 16.1 или 16.2.

 

  16.1  На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «Что заставило Фёдора вернуться к голубям?»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных Вам предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

  16.2  Как Вы понимаете значение слова        ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: