для студентов очной и заочной формы обучения
направления подготовки
390303 - «Организация работы с молодежью»
Курган 2017
Кафедра: «Организация работы с молодежью»
Дисциплина: Государственная итоговая аттестация (выпускная квалификационная работа) (направление подготовки «Организация работы с молодежью»)
Составитель: канд.биол.наук, доцент Е.В. Лунева
Утверждены на заседании кафедры «Организация работы с молодежью», протокол № 5 от 07 ноября 2017 г.
Рекомендованы методическим советом университета «___» _______ 2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр. | |
Введение | 4 |
Глава 1 Общие требования к выполнению дипломной работы | 6 |
Глава 2 Структура дипломной работы | 9 |
2.1 Введение | 9 |
2.2 Основная часть работы | 11 |
2.3 Заключение | 13 |
2.4 Список использованных источников | 14 |
2.5 Приложения | 14 |
Глава 3 Требования к оформлению дипломной работы | 15 |
Глава 4 Порядок защиты дипломной работы | 26 |
Приложение 1 | 32 |
Приложение 2 | 33 |
Приложение 3 | 355 |
Приложение 4 | 36 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 390303 – Организация работы с молодежью (уровень бакавриата) № 1173 от 20.10.2015 г., Положением о проведении государственной итоговой аттестации студентов, обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» от 27.02.2015 г.
Дипломная работа - квалификационная комплексная работа студента, представляющая собойсамостоятельноеисследование выбранного для изучения актуальноговопросавобласти организации работы с молодежью.
Цель дипломной работы – теоретическое осмысление одной из важных учебно-исследовательских проблем, а также умение применить на практике методы анализа, обобщения, осмысления информации в рамках теоретического исследования определенной области молодежной политики/сферы работы с молодёжью и получение практических навыков в ходе разработки и реализации социально значимого проекта в сфере работы с молодежью, разработанным и реализованным на региональном/муниципальном уровне, на базе конкретной организации или общественного объединения.
Основными задачами дипломной работы являются систематизация, закрепление, углубление полученных за время теоретического обучения знаний, умений и навыков, реализация общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций при проведении конкретного исследования. При этом студент должен:
|
|
1) самостоятельно определить и решить поставленную задачу, оценить ее актуальность и значимость;
2) собрать и проанализировать информацию по теме исследования (разработки);
3) всесторонне изучить выявленную проблему;
4) предложить ипроработатьвариантырешениявыявленнойпроблемы,оценить их эффективность;
5) разработать и реализовать социально-значимый проект как наиболее эффективный механизм решения поставленной проблемы, направленный на конкретные результаты;
6) сформулировать обоснованные выводы и предложения по совершенствованию теоретической, практической и правовой базы в сфере работы с молодежью на основе проведенного исследования иреализованного социально-значимого проекта.
Дипломная работа должна представлять собой самостоятельное исследование, в котором на основе полученных знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам выдвигается, обосновывается и отстаивается собственная позиция по исследуемой научной проблеме, имеющей теоретическое, методическое или практическое значение в области работы с молодежью.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ВЫПОЛНЕНИЮДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Дипломная работа по направлению подготовки«Организация работы с молодежью» может быть представлена теоретическим исследованием определенной области молодежной политики/сферы работы с молодёжью илисоциальным проектом в сфере работы с молодежью, разработанным и реализованным на региональном/муниципальном уровне, на базе конкретной организации или общественного объединения.
Дипломная работа может представлять собой завершенный полностью или частично проект, разработку рекомендаций, либо носить теоретический характер (работы, ориентированные на исторические и теоретические дисциплины).
Подготовка дипломной работы осуществляется под руководством научного руководителя. Выбор научного руководителя осуществляется по желанию студента с учетом научных интересов и учебной нагрузки преподавателя.
В обязанности научного руководителя входит:
- своевременная выдача задания на работу;
- систематические консультации с целью оказания методической и организационной помощи;
- контроль за работой студента;
- проверка содержания и оформления всех составных частей работы;
- подготовка отзыва на работу.
Тема дипломной работы выбирается студентом самостоятельно или по предложению научного руководителя (не позднее, чем за 6 месяцев до итоговой аттестации). Также возможен вариант разработки темы по заказу руководителя какого-либо предприятия/организации, на базе которого планируется проводить дипломное исследование. Тематика работ должна характеризоваться теоретической или практической значимостью, актуальностью, отражать реальные потребности практики работы с молодежью.
Закрепление темы осуществляется на основании личного заявления студента на имя заведующего кафедрой (не позднее чем за неделю до начала преддипломной практики или периода выполнения дипломной работы).
Темы и руководители работ утверждаются приказом ректора университета (не позднее чем за неделю до окончания преддипломной практики). Изменение темы работы осуществляется в виде исключения и оформляется в установленном порядке приказом ректора не позднее, чем за месяц до защиты.
Нормативным документом, устанавливающим границы и глубину исследования темы, сроки представления дипломной работы, является задание на работу. Задание на дипломную работу составляется не позднее одной недели с начала срока выполнения работы, установленного учебным графиком.
Задание на работу утверждается деканом факультета. Задание составляется в двух экземплярах, один из которых брошюруется в работу, второй экземпляр передается в отдел кадров для включения в личное дело студента.
|
|
Дипломная работа должна включать в себя следующие разделы:
1) титульный лист (Приложение 1);
2) задание (Приложение 2);
3) оглавление (Приложение 3);
4) введение (3-5 страниц);
5) теоретическую главу (22-25 страниц);
6) эмпирическую главу (25-30 страниц);
7) заключение (4-5 страниц);
8) список использованных источников;
9) приложения - при необходимости;
10) отзыв научного руководителя (Приложение 4).
Стиль исследования должен быть строго научным (в исключительном случае – научно-публицистическим). Общими требованиями к написанию научной работы являются точность и ясность языка, исключающие возможность субъективного толкования; предельная четкость мысли, логическая последовательность, доказательность и аргументированность.
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
2.1 Введение
Введение не должно превышать 1/10 части общего объема работы (в среднем 3-5 страниц).
Введение состоит из следующих элементов:
1) обоснование (актуальность) темы – это степень ее важности в определенный момент и в конкретной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным (для дипломной работы достаточно 1 страницы).
2) описание степени научной разработанности проблемы – перечисление основных точек зрения, подходов и методологических основ исследований различных авторов, изучающих данную проблему.
3) постановка цели и задач исследования. Цель – это результат, который необходимо получитьпри проведения исследования, некоторый образ будущего. Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы и для проверки сформулированной гипотезы исследования.
4) указание предмета и объекта работы: объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. При проведении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся как целое и часть, как общее и целое. При таком определении связи между ними предмет – это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.
|
|
5) определение гипотезы. Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы как необходимое и достаточное условие.
6) указаниеосновных методов исследования. Выбор методов исследования зависит от темы, проблемы, гипотезы, цели и задач исследования. В работе применяют методы эмпирического и теоретического исследования. К эмпирическим методам (способам выявления и обобщения фактов непосредственно в опыте, в практике) относятся наблюдение, беседы, рейтинг (оценки компетентных судей), педагогический консилиум, создание диагностических ситуаций, изучение литературы и других источников, педагогического опыта и др. К теоретическим методам, направленным на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования, относятся теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение.
7) научная новизна/практическая значимость работы. Научная новизна - это то новое, что привнесено в теорию и методику исследуемого предмета; это результат, который был получен впервые в результате вашего исследования; полученный результат подтверждает, обновляет, уточняет или развивает сложившиеся ранее научные представления об исследуемом предмете; либо это конкретные практические достижения, выполненные студентом в ходе работы. Практическая значимость работы - это определенные результаты, которые достигнуты или могут быть достигнуты в ходе дипломного исследования.
8) краткое обоснование структуры работы. Количественное описание объема работы, наличие заключения, количество глав, параграфов и пунктов, наличие заключения, количество использованных источников литературы, таблиц, рисунков, наличие приложений.
2.2 Основная часть работы
Основная часть дипломной работы обычно состоит из теоретической и практической главы.
Теоретическая часть должна включать 3 параграфа, практическая часть работы – 2-3 параграфа. Формулировка глав и параграфов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание работы.
После каждого пункта делается вывод по рассмотренному в пункте материалу (2-3 предложения).
Первая глава представляет собой теоретический (аналитический) обзор по проблеме, рассматриваемой в работе. На основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы их решения, дается их критический анализ, излагается собственная позиция исследователя. В этой главе излагаются теоретические основы и краткая история изучаемого вопроса; выявляются нерешенные, слабо изученные или требующие решения проблемы, проводится анализ нормативно-правового обеспечения рассматриваемого вопроса; проводится анализ зарубежного опыта исследуемой проблемы; анализ отечественного опыта исследуемого вопроса на региональном или муниципальном уровне.
Вторая глава должна быть посвящена сравнительному анализу исследуемой проблемы (в соответствии с поставленной темой), разработке рекомендаций или описанию разработанного социально-значимого проекта.
Описание проекта необходимо вести по следующей схеме:
- Анализ необходимости разработки и реализации проекта на основе изучения проблем, потребностей и интересов определенной группы молодежи.
- Постановка проблемы. Это наличие несоответствия между желаемым, необходимым, требуемым состоянием какого-либо объекта (процесса) и реально сложившимся состоянием данного объекта (процесса).
- SWOT-анализ проекта. Осуществление анализа слабых и сильных сторон проекта в контексте факторов внешней среды (возможностей и угроз).
- Название проекта. Должно быть ярким, новым, запоминающимся.
- Цель проекта. Формулировка цели должна быть связана с выявленной проблемой. Для формулировки цели необходимо воспользоваться СМАРТ-тестом.
- Задачи проекта. Это конкретизация общей цели, шаг на путь ее достижения. Необходимо выделять не более 5 задач проекта.
-Целевая группа. Группа людей, на которую направлен проект.
-География проекта. Территория, где будет реализован проект.
- Управление и кадры. Определение состава рабочей группы, определение обязанностей и распределение их в рабочей группе.
-Содержание и механизм реализации проекта. Основной компонент проектирования — выбор содержания, форм, методов деятельности по проекту. Это технологический этап, который подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач. Механизм реализации проекта включает в себя перечисление используемых в проекте форм работы и составление (планирование) рабочего графика. Примерными формами реализации проекта являются: акция, выставка, мастер-класс, деловая игра, дискуссия, курсы, лекция, презентация, рекламная компания, спектакль, фестиваль, фото-кросс, экспедиция, ярмарка, экскурсия и др.
- Бюджет проекта. Все необходимые ресурсы, привлеченные для реализации проекта в денежном эквиваленте. К ним относятся: оплата труда, аренда помещения, коммунальные услуги, аренда и покупка оборудования, приобретение расходных материалов, командировочные и транспортные расходы, разработка и печать материалов, стоимость телефонных переговоров, оплата конференций, оплата интернет-услуг и т.п.
- Смета проекта. Это ресурсы, реально потраченные на реализацию проекта.
- Оценка результативности проекта. Результаты проекта – это то, что предполагается достичь, воплотив проект в жизнь; это степень достижения предполагаемого результата
В общем виде ориентиры для оценки выполнения проекта могут быть следующими:
Количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел: акций, мероприятий, количество затраченных средств, количество привлеченных специалистов и др.).
Качественные показатели (уровень удовлетворенности проектом, уровень трудовой и исполнительной дисциплины, уровень командности в работе, динамика уровня развития личности и коллектива, изменение уровня социальной активности, отклик в СМИ и др.)
Каждый параграф работы сопровождается выводами (4-5 предложений).
Выводы должны быть краткими, с конкретными данными о результатах. Из формулировок должны быть исключены общие фразы, ничего не значащие слова. Выводы предыдущей главы должны подводить к содержанию следующей главы, чтобы укрепить их связь и обеспечить целостность научной работы.Выводы по главе отдельным блоком в содержание не выводятся.
2.3 Заключение
Заключение объемом 4-5 страниц должно содержать в концентрированном (тезисном) виде без какой-либо аргументации ранее обоснованные студентом в тексте работы наиболее важные выводы и предложения по совершенствованию теоретической базы в сфере работы с молодежью и реализации государственной молодежной политики,по применению полученных результатов работы на практике. Автор дипломной работы должен выделить собственный вклад в разработку темы, подчеркнуть значимость своих выводов и наблюдений. Не стоит включать в заключение цитаты и примеры.
2.4 Список использованныхисточников
В список использованных источников включаются все изученные или использованные автором книги, статьи, нормативно-правовые акты и другие источники, имеющие отношение к избранной теме, независимо от того, цитируются ли они в работе.
2.5 Приложения
В приложение выносится дополнительный материал, который может нарушить связность изложения основного содержания и препятствовать его целостному восприятию. Это особенно касается громоздких таблиц, схем, образцов анкет, инструкций по проведению социологического исследования, протоколов опроса, вывода формул и т. п. Иллюстрации и таблицы, которые расположены на отдельных листах работы, включают в общую нумерацию страниц, но они не входят в общий объем работы. Общий объем приложений не должен превышать объем самой работы.Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», выравненного по правому краю, напечатанного заглавными буквами, после которого следует арабская цифра, обозначающая его последовательность.
Приложение должно иметь содержательный заголовок, который выравнивается по ширине страницы.