Умения – это согласованная система умственных и практических действий, направленныхна достижение ясно осознаваемой цели. Или, другими словами – это знания в действии, так как умения всегда сопряжены с применением знаний.
Навыки – это точная, безошибочно выполняемая деятельность, которая в силу многократного повторения становится автоматизированной.
Навыки представляют собой автоматизированный компонент умения.
Умения, и навыки формируются в процессе многократного повторения деятельности. Однако
· при формировании умений условия этой деятельности варьируются, предполагая ее постепенное усложнение;
· формирование навыков происходит в неизменных условиях, что гарантирует одинаковость повторов для доведения усилий до автоматизма;
· умелое действие всегда направляется сознанием, в основе же навыка лежит система подсознательно закрепленных связей.
Классифицируя в соответствии с этим способы деятельности (умения и навыки) мы разделили их на четыре группы:
|
|
1) общеучебные: читать, писать, считать, конспектировать, составлять план, тезисы, аннотации, работать с компьютером и пр. Они формируют механизм учения и самообразования;
2) интеллектуальные: выделять главное, анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать, синтезировать и пр. Они формируют механизм познания мира и себя в мире;
3) коммуникативные способы деятельности базируются на умении общаться с разными людьми в разных ситуациях. Сюда входит обучение вербальной (посредством устного и письменного слова) и невербальной (посредством мимики, взгляда, жеста, позы и пр.) коммуникации. Это владение монологической, диалогической и полилогической речью. Это умения говорить и слушать, задавать вопросы и отвечать на них, иметь свою позицию и уметь отстаивать ее и т.д. Они формируют механизм общения.
4) специальные умения и навыки касаются конкретного учебного предмета, раскрывают его суть и специфику, дают в руки инструментарий познания определенного участка действительности.