Проектирование и разработка технических требований

Методические указания к выполнению контрольной работы

Контрольная работа разработана на основе программы изучаемого курса и состоит из двух частей:

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ – теоретическая.

Студенты выбирают для изучения и письменного изложения одну из тем:

1.  Философия качества.

2. Управление качеством в системе Форда-Тейлора.

3. Производственная система фирмы «Тойота».

4. Стратегия TQM.

5. Японские методы управления качеством.

6. Управление качеством в американских корпорациях.

7. Система «бриллиант» компании ИНСТРУМ-РЭНД (г. Павлово).

8. Саратовская система организации бездефектно-изготовления продукции.

9. Львовская система бездефектного труда.

10. Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) Горьковского самолетостроительного завода.

11. Система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурсов) Ярославского моторного завода.

12. Комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП).

13. Системы менеджмента качества на российских предприятиях (по отраслям).

14. Ориентация на потребителей в системе менеджмента качества (подходы российских и зарубежных компаний).

15. Взаимовыгодные отношения с поставщиками (оценка поставщиков, системы работы с поставщиками) (подходы российских и зарубежных компаний).

16. Системный подход в управлении.

17. Лидерство руководства и вовлечение работников в системе менеджмента качества.

18. Функциональный и процессный подход в управлении организацией.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ – выполнение практических заданий.

Для выполнения заданий студенты выбирают организацию (предприятие) любой отрасли экономики и форм собственности, описывают общие о ней сведения (наименование, местонахождение, организационно-правовая форма, выпускаемая продукция или оказываемые услуги). Приводят и дают описаниеорганизационной структуры выбранной организации (предприятия).

ЗАДАНИЕ № 1

Пользуясь «петлей качества», опишите все жизненно важные стадии производства выбранного вами продукта или оказания услуги. Ваше описание должно иметь вид руководства к действию для тех отделов, которые непосредственно несут ответственность за ту или иную стадию производства. Указать, как каждый этап обеспечит качество производимой продукции или оказываемой услуги.

Жизненный цикл продукции в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 версии 1994 года разделен на этапы и объединяется в «петлю качества» (рисунок 1). Петля качества охватывает планирование, разработку, производство и поддержание качества. Каждый этап вносит свой вклад в качество. Только овладение всеми этими частями в процессе производства может привести к высокому качеству конечного продукта.

 

8. Реализация и распределение
1. Маркетинг, исследование рынка
2. Проектирование и разработка технических требований
3. Материально-техническое снабжение
 
5. Производство
6. Контроль, проведение испытаний
7. Упаковка и хранение
9. Монтаж и эксплуатация
10. Техническое обслуживание
11. Утилизация после использования

 


Рисунок 1 – Этапы жизненного цикла продукции

 

Маркетинг, изучение рынка

Маркетинг – рыночная концепция управления производством и сбытом продукции. Цель маркетинга – создание необходимых условий для приспособления производства к требованиям рынка, для поддержания объема сбыта и цен на уровне, обеспечивающем выживание фирмы и получение максимальной прибыли. Особо важен маркетинг при производстве продукции (услуги), не имеющей конкретного заказчика, имея лишь потенциальных потребителей. Здесь необходимо:

1.  Определить потребность в продукции или услуге:

· собрать данные о «конечных» пользователях вашей продукции (продукцию надо выпускать для конкретных пользователей, требования которых в дальнейшем надо выяснять);

· дать точное описание рыночного спроса и области реализации (сектора рынка) для оценки сортности, нужного качества, стоимости и сроков производства продукции или услуги.

2. Провести анализ рынка:

· исследовать рынок, в том числе данные об отраслях и конечном пользователе;

· определить конкурентов и оценить конкурентную обстановку на своем рынке (слабые стороны и будущие преимущества в конкурентной борьбе).

3. Определить требования к продукции:

· выдвигаемые потребителями, включая требования к поставке и деятельности после поставки;

· не определенные потребителем, но необходимые для конкретного или предполагаемого использования;

· законодательные и другие обязательные требования, относящиеся к продукции;

· любые дополнительные требования, определенные организацией.

4. Оценить способность организации выполнять определенные требования.

5. Дать четкое определение требований потребителя к продукции, к упаковке, информации о продукции и ее послепродажном обслуживании

Проектирование и разработка технических требований

При проектировании и разработке необходимо учитывать не только свою основную деятельность и свои функции, но и факторы, содействующие тому, чтобы характеристики продукции и показатели процессов соответствовали ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон. Например, организация должна принимать во внимание жизненный цикл продукции, охрану труда, возможность проведения испытаний, пригодность, простоту в использовании, надежность, долговечность, эргономику, внешнюю среду, утилизацию продукции, а также определенные риски.

Примеры:

а) Внешние входные данные: потребности и ожидания потребителей или рынка; потребности и ожидания других заинтересованных сторон; вклад поставщиков; изменения в соответствующих законодательных и других обязательных требованиях; международные или национальные стандарты; промышленные кодексы установившейся практики.

б) Внутренние входные данные: политика и цели; потребности и ожидания работников организации, включая лиц, получающих выходные данные процессов; технологические разработки; требования к компетентности проектировщиков и разработчиков; информация о прошлом опыте; записи и данные о существующих процессах и продукции; выходы других процессов.

в) Входные данные, определяющие те характеристики процессов или продукции, которые являются критическими для их безопасности, правильного функционирования: хранении, погрузочно-разгрузочных работах и поставке; работе, монтаже и применении; физических параметрах и окружающей среде; требованиях к утилизации продукции.

Результат проектирования:

· данные, подтверждающие сравнение входов для процесса с выходами процесса;

· спецификации на продукцию, в том числе критерии приемки;

· спецификации на технологические процессы;

· спецификации на материалы;

· спецификации на испытания;

· требования к подготовке кадров;

· информация о пользователе и потребителе;

· требования к закупкам;

· протоколы проверки соответствия техническим условиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: