Методические рекомендации

См. в табл. Типы односоставных предложений


Типы односоставных предложений

 

С главным членом подлежащим

 

Тип

Форма главного члена

Значение Примечания
1.

Назывные

 

 

Имя существительное (любая субстантивированная часть речи) в И.п.

Бытийное   Разновидности: бытийные, указательные, оценочно-бытийные, побудительные Второстепенные члены – только определения (группа подлежащего). Два часа. Ранняя весна. Холодное лето. Вот парадный подъезд. Ну и денёк! Внимание! Огонь! НО: Веснаранняя. Летохолодное. ( Двусоставное, полное.) В городевесна. У менявыходной. (Двусоставное, неполное, пропущено сказуемое, но есть второстепенные члены группы сказуемого – дополнение/обстоятельство)

С главным членом сказуемым

    Тип Форма главного члена

Значение

Примечания

Личные

 

1. Определённо-личные Глагол 1, 2 лица (н./буд. вр.; пр. вр. изъявит. наклонения)

Деятель известен по форме сказуемого

Хочу всё знать! Думай о том, что говоришь.
2. Неопределённо-личные Глаголы мн.ч. (3 л. н./буд. вр.; пр. вр. изъявит. наклонения или сослагательного наклонения)

Деятель не известен, не важен; важно само действие

За стеной пели, смеялись, громко разговаривали. НО: Мы долго бродили по весеннему лесу, искали первые цветы. Вернулись домой усталые, но счастливые (двусоставное, неполное, пропущено подлежащее, которое известно по контексту).
3. Обобщённо-личные = определённо-личн. = неопределённо-личн.  

Деятель мыслится обобщённо

Пословицы/поговорки: Цыплят по осени считают. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Реклама: Ешь, пей, жуй «Орбит»! Не дай себе засохнуть! Публицистика: Войди в весенний лес! Вдохни полной грудью нежный аромат первой листвы!
Безличные   4. Безличные 1) глаголы ед.ч. (3 л. н./буд. вр.; ср.р. пр. вр. изъявит. наклонения или сослагательного наклонения); 2) категория состояния: -в СоставномИС, -в Сложном ГС; 3) краткие причастия

Действие или состояние не зависит от воли деятеля

Нет и не может быть подлежащего (синтаксического субъекта), однако субъект состояния может быть выражен Д.п. существительного. Мне смешно. Приятно вспоминать о лете. Одобрено Министерством образования и науки. Но не путать с двусоставными: Это просто смешно! Всё этонепонятно. Решай сам, чтополезно, а чтовредно. (Двусоставные полные предложения)
  5. Инфинитивные Независимый инфинитив

Желательность/нежелательность, возможность/невозможность, необходимость, долженствование, неизбежность осуществления

Туда не проехать. Обсудить бы всё спокойно. Молчать! Вызывать родителей! НО не путать: 1) с безличными, в которых инфинитив зависит от безличного глагола: Туда нельзя проехать. Хорошо бы обсудить это спокойно. Приказано молчать и вызвать родителей; 2) с двусоставными, в которых инфинитив выполняет роль подлежащего, занимает позицию пред словом на –о: Обсудить всё просто необходимо (СИС). Молчатьбыло трудно(СИС).  
             

 


Задание 5. Выпишите из текста простое, достаточно распространённое осложнённое предложение и сделайте полный синтаксический разбор.

 



Методические рекомендации

1. Утвердительные и отрицательные предложения в учебной практике разграничиваются по формальным признакам. Общеотрицательными предложениями считаются те, сказуемое которых включает отрицательную частицу не/ни, слова нет, нельзя и т.п: Я не хочу печалить вас ничем. Сильнее кошки зверя нет. Нет слов.

В частноотрицательных отрицание связано с любым другим членом предложения, кроме сказуемого: Я говорю не с вами. Не из всякой тучи дожь идёт. Некуда идти.

2. Простое предложение может быть осложнено:

1) однородными членами (главными и второстепенными),

2) обособленными членами (в том числе уточняющими),

3) вводными конструкциями,

4) вставными конструкциями,

5) обращениями.

3. Обособленные обороты разбираются сначала как один член предложения, затем по частям:

По реке несло желтоватую пену, / похожую на сбитый белок/ – / похожую насбитыйбелок/;

…/ отложив раскрытую книгу /, думал – отложив раскрытуюкнигу /.

4. При разборе по членам сначала выделяются главные члены (подлежащее и сказуемое), затем – состав подлежащего, состав сказуемого, детерминант и его состав.

 

Образец

      Дееприч.              пр. Сущ.         Мест (личн.)3 л., ед.ч.   Гл. несов.в., пр. вр., м.р., ед.ч.    пр. Мест (личн.) 1 л., мн..ч.       

/ Откинувшись в кресле /,           он                   смотрел               на         нас,

  Прич. дейст. пр. вр.             Сущ.                союз         Ввод. сл.                                          союз     Мест (личн.) 1 л., мн..ч.       

 / присмиревших  ребят /,  и,      казалось,                так же как и  мы,           

Дееприч. несов.в.    Прич. страд. пр.вр.     Сущ.

/ отложив  раскрытую      книгу /,    думал         о       прочитанном,

 / прислушиваясь      к гудению      дождя       по тесовой         крыше /.

1. Предложение простое, т.к. содержит одну грамматическую основу.

2. Повествовательное по цели высказывания, т.к. содержит сообщение.

3. Невосклицательное, т.е. эмоционально не окрашено.

4. Утвердительное, т.к. утверждает факт действительности.

5. Членимое, т.к. возможно выделить члены предложения.

6. Двусоставное по структуре грамматической основы, т.к. содержит 2 главных члена.

7. Распространённое, т.к. содержит, кроме главных, второстепенные члены.

8. Осложнено:

а) однородными сказуемыми (соединёнными сочинительным одиночным союзом И) – смотрел и думал;

б) тремя обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами – / Откинувшись в кресле /; / отложив раскрытую книгу /;/ прислушиваясь к гудению дождя  по тесовой    крыше /;

в) обособленным приложением, выраженным субстантивным оборотом (существительным с зависимым словом) – / присмиревших  ребят /;

г) оьбосболенным обстоятельством образа действия, выраженным сравнительным оборотом –   так же как и мы;

д) вводным словом – казалось.

9. Полное по структуре.

Подлежащее – он, выражено личным местоимение 3 л., муж. рода, ед. числа.

Сказуемые – смотрел и думал, выражены глаголами несовершенного вида в форме изъявительного наклонения, муж. рода, ед. числа.

Состав (группа подлежащего) – нет.

Состав (группа сказуемых):

смотрел (на кого?) на нас – косвенное дополнение, выражено личным местоимением 1 лица, мн. числа;

думал (о чём?) о прочитанном косвенное дополнение, выражено существительным (субстантивированным причастием) с предлогом в предл. падеже;

думал (как?) так же как и мы  обстоятельство сравнения, выражено сравнительным оборотом с союзом так же как и;

думал (когда?) / отложив раскрытую книгу/,  /прислушиваясь к гудению дождя  по тесовой    крыше / – обстоятельства времени, выражены деепричастными оборотами.

Детерминант / Откинувшись в кресле / – обстоятельство образа действия, выражено деепричастным оборотом. Откинувшись (куда? где?) в кресле – обстоятельство места, выражено существительным с предлогом.

Далее разбирается состав второстепенных членов, в т.ч. обособленных оборотов.

 

Задание 6. Выпишите из текста сложные предложения. Определите, сколько частей содержит каждое из них (выделите грамматические основы). Укажите, чем выражена связь между частями: бессоюзной связью (только по смыслу), сочинительной (сочинительными союзами), подчинительной (подчинительными союзами и союзными словами).

 

Задание 7. Выпишите из текста сложное предложение, содержащее более 2 частей; охарактеризуйте его и составьте схему.

Образец

Зиманачала хозяйничать над землей, но мызнали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещатьогонь, что с нами остались зимовать синицы, и зимапоказалась нам такой же прекрасной, как лето.

                         с.                        с.              с.                                 с.                 с.                  с.

{ [ ] }, но {[, (1что,(2если),  ], (3что), (4что)}, и { [   ] }.

 

1.                                        2.                                           3.

 

1. Предложение сложное (содержит 7 грамматических основ).

2. ССК – сложная синтаксическая конструкция (с разными видами связи: союзной сочинительной и подчинительной).

3. Состоит из 3 структурно-смысловых частей.

4. 1 и 2, 2 и 3 структурно-смысловые части связаны сочинительной связью, которая выражена сочинительными союзами НО и И.

1 структурно-смысловая часть – простое предложение (Зиманачала хозяйничать над землей).

2 структурно-смысловая часть – СПП (сложноподчинённое предложение), состоящее из одного главного и 4 придаточных предложений, которые соединены однородным подчинением и последовательным подчинением.

Главное предложение – но мызнали, …знали.

1, 3 и 4 придаточные изъяснительные (поясняют глагол знали в главном, отвечают на вопрос что? о чём?, присоединяются союзами что: что под рыхлым снегом (…) еще можно найти свежие лесные цветы; что в печах всегда будет трещать огонь; что с нами остались зимовать синицы). Однородное подчинение

 2 придаточное – обстоятельственное условия (поясняет 1 придаточное, отвечает на вопрос при каком условии?, присоединяется с помощью союза если).

3 структурно-смысловая часть – простое предложение (и зимапоказалась нам такой же прекрасной, как лето).

Задание 8. Укажите использованную Вами литературу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: