Репрезентация как содержание психического отражения

Исходным было представление о психической (внутренней, ментальной) реп-
резентации как отражении некоторых качеств внешнего мира. Данное пред-
ставление разрабатывалось в двух оппозиционных направлениях — в направ-
лении экологического и «солиптического» подходов. В первом подчеркивал-
ся непосредственный характер восприятия, второе направление работ унас-
ледовало основной постулат философии о независимом от внешнего мира
субъекте, отражающем — более или менее адекватно — свойства этого мира.







Ментальная репрезентация и экологический подход

Дж. Гибсон [Гибсон, 1988], развивая тезис о прямом характере восприятия,
ввел понятие перцептивной системы, объединяющей собственно перцептив-
ные и внешнедвигательные компоненты. Это единство восприятия и действия
выразилось в понятии аффорданса, отражающего не только данности внеш-
него мира, но и поведенческие возможности организма в данный момент.





Ментальная репрезентация и информационный подход

Основным постулатом информационного подхода было допущение прин-
ципиальной аналогичности процессов психического функционирования и
процессов переработки информации. Из этого допущения непротиворечи-

Работа выполнена при поддержке РФФИ. Проект № 00-06-80145.

115


Глава 6. Ментальная репрезентация

во следовало, что содержание понятия репрезентации тождественно поня-
тию отражения. Так как предполагалось, что организм отражает во внут-
ренних состояниях изменения, происходящие во внешнем мире, задача
психологов сводилась к констатации фактов такой тождественности и фик-
сации фактов нарушения передачи информации. Согласно схеме Шенно-
на и Винера (1949 г.), информация на входе кодируется, затем сигнал пе-
редается (при передаче возможны нарушения) и далее декодируется при-
нимающим устройством. Репрезентацией назывался результат такой деко-
дировки. В данной схеме, доминирующей вплоть до 70-х годов XX века,
ментальная репрезентация сводилась к декодированному содержанию или
к отображению в психике сенсорного входа. Экспериментальная провер-
ка этого теоретического построения сводилась к сопоставлению содержа-
ния, хранящегося в памяти, с содержанием, полученным на входе.

Считалось, что целью переработки (кодирования и декодирования) яв-
ляется получение адекватной репрезентации (отображения) в психике вос-
принимающего организма информации о внешнем мире.

У. Найссер в работе «Познание и реальность» (1981) предлагает итого-
вую схему информационного подхода, согласно которой организм не мо-
жет ничего знать о внешнем мире кроме как посредством стимульных воз-
действий (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Схема У. Найссера.






















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: