Учет процесса реализации (продажи)

 

Процесс продажи – это комплекс хозяйственных операций по сбыту продукции и доведению ее до потребителя. Продажа продукции – завершающий этап кругооборота средств предприятия.

Перед учетом процесса продажи ставятся две задачи:

1. Выявить объем продаж в денежном и натуральном выражении за определенный период времени как в целом по организации, так и по отдельным видам выпускаемой продукции.

2. Выявить финансовый результат от продажи (прибыль или убыток).

На стадии продажи складывается полная себестоимость продукции. Она отличается от производственной себестоимости на сумму внепроизводственных (коммерческих) расходов.

Для учета операций по сбыту продукции и выявлению финансовых результатов от ее продажи применяется синтетический счет 90 «Продажи». Счет активно – пассивный (см. Приложение). Отгруженная в соответствии с договором поставки продукция отражается в учете записью: Д-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т сч.90 «Продажи».

Особенностью отражения операций на сч.90 является то обстоятельство, что на нем одни и те же хозяйственные процессы отражаются как по дебету, так и по кредиту счета, но в двух разных оценках:

- по Д-ту сч.90 отражаются фактическая стоимость реализованной продукции и прочие расходы, связанные с реализацией;

- по К-ту сч.90 отражается отпускная (продажная) стоимость реализованной продукции (работ, услуг).

К сч. 90 открываются субсчета:

- сч.90/1 – предназначен для учета выручки от продажи(включая сумму НДС);

- сч. 90/2 – предназначен для учета себестоимости проданной продукции;

- сч.90/3 – для учета НДС, включенного в цену проданной продукции;

- сч. 90/4 – для учета акциза, включенного в цену проданной продукции.

Могут быть открыты отдельные субсчета для учета таможенных пошлин, налога с продаж и др. (с 5 по 8 субсчета).

- сч.90/9 – прибыль/убыток от продаж.

На каждом с/счете счета 90 суммы накапливаются в течение отчетного периода,

а в конце отчетного периода все субсчета, открытые к счету 90 закрываются:

Д-т сч. 90/1 К-т сч.90/9

Д-т сч. 90/9 К-т сч.90/2, 90/3, 90/4…

В результате произведенных записей на конец отчетного периода ни один субсчет по счету 90 сальдо не имеет.

Коммерческие расходы (расходы на тару и упаковку, транспортировку, погрузку, рекламу и т.д.) отражаются на активном счете 44 «Расходы на продажу»: Д-т сч.44 К-т сч. 10, 69, 70, 71…

В конце отчетного периода расходы на продажу, относящиеся к реализованной продукции, списываются в Д-т сч. 90/2.

Если в течение отчетного периода реализована только часть продукции, расходы на продажу списываются пропорционально производственной себестоимости реализованной продукции (или другим способом). Дебетовое сальдо по сч.44 отражает сумму внепроизводственных расходов, относящихся к готовой продукции, находящейся на складе, т.е. непроданной готовой продукции.

 

Особенность сч.90 заключается в том, что он сальдо не имеет и, следовательно, в балансе не показывается, а закрывается на сумму полученной прибыли или убытка.

Сопоставление двух оценок (по Д-ту с/сч. 90/2, 90/3 и 90/4 и К-ту с/сч.90/1) и позволяет выявить финансовый результат от продажи. Выявленный финансовый результат от продаж учитывается на специально предназначенном для этого счете «Прибыли и убытки»:

Прибыль – Д90/9 К99: сальдо по К-ту сч.99 означает прибыль и показывается в пассиве баланса.

Убыток – Д99 К90/9:сальдо по Д-ту сч.99 означает убыток и показывается в активе баланса.

Финансовый результат от прочих видов деятельности определяется на синтетическом счете 91 «Прочие доходы и расходы», который по своей структуре аналогичен счету 90 «Продажи». Выявленный на счете 91 финансовый результат списывается в дебет или кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

Прибыль организации облагается налогом. Сумма начисленного налога на прибыль отражается в учете по Д-ту сч.99 «Прибыли и убытки» и К-ту сч.68 «Расчеты по налогам и сборам».

 

 




double arrow
Сейчас читают про: