При выборе дисциплины обслуживания заявок в ЦУС предполагается дисциплина обслуживания со смешанными приоритетами. Последнюю будем задавать матрицами приоритетов Q размером (n x n). Элементами qij данной матрицы могут быть только числа из множества { 0,1,2 }. Если qij = 0, то i-я заявка не имеет приоритета перед j-й заявкой. Если qij = 1, то i-я заявка имеет относительный приоритет перед j-й заявкой. Если qij = 2, то i-я заявка имеет абсолютный приоритет перед j-й заявкой. Очевидно, что элементы qij, расположенные на главной диагонали матрицы приоритетов, равны 0. Если qij=1 или qij=2, то qji=0.
Не всякая матрица, составленная из элементов множества { 0,1,2 }, является матрицей приоритетов с корректной дисциплиной обслуживания. Примером матрицы с некорректной дисциплиной обслуживания является матрица вида:
1 | 2 | 3 | ||
1 | 0 | 2 | 0 | |
Q = | 2 | 0 | 0 | 2 |
3 | 2 | 0 | 0 |
Матрица (5)
Некорректные дисциплины обслуживания обычно приводят к тому, что время пребывания заявок в ЦУС стремится к бесконечности.
|
|
Корректные дисциплины обслуживания проще всего назначить в том случае, если матрица приоритетов является канонической. Для получения канонической матрицы приоритетов потоки заявок должны быть перенумерованы таким образом, чтобы заявки с более высоким приоритетом имели меньший номер. В этом случае все значащие элементы будут собраны над диагональю матрицы.
Каноническая матрица с корректной дисциплиной обслуживания обладает следующими свойствами:
правило строки - при просмотре строки матрицы слева направо после
значащих элементов не могут стоять нулевые элементы;
правило столбца - при просмотре столбца матрицы снизу вверх элементы
столбца матрицы должны образовывать неубывающую
последовательность значений;
правило группы строк - если при просмотре данной строки матрицы слева
направо после диагонального элемента расположено m
нулевых элементов, то следующие m строк матрицы
должны совпадать с просматриваемой строкой.
Если дисциплина обслуживания заявок задана в виде матрицы приоритетов, то время ожидания заявки k-го потока wk ЦУС определяется из выражения:
(6)
В настоящее время строго доказанных правил назначения дисциплины обслуживания, за исключением частных случаев, не существует. Поэтому эта задача в общем случае решается методом полного перебора всех вариантов, что весьма трудоемко при большом количестве потоков заявок. Наиболее общие рекомендации выглядят следующим образом.
|
|
При отсутствии ограничений на время ожидания или время пребывания заявок в ЦУС более высокий приоритет следует присваивать потокам с меньшей трудоемкостью (эта рекомендация известна под названием “правило оперативной обработки”).
При наличии относительных ограничений более высокий приоритет присваивают заявкам с меньшим предельно допустимым временем пребывания или временем ожидания.
Критерием необходимости изменения дисциплины обслуживания может служить соотношение:
(i = 1,2,...,n) (7)
которое характеризует относительный запас по времени ожидания. При удовлетворительной дисциплине обслуживания относительный запас по времени для всех потоков примерно одинаков.