Прежде чем товар дойдет до конечного покупателя, он проходит обычно несколько торгово-посреднических стадий или «рук». Каждый посредник оказывает услугу по продвижению товара и назначает цену услуги. Цена этой услуги называется либо торговой скидкой, либо торгово-сбытовой наценкой.
Торговая скидка - это доля цены конечной продажи, право на которую имеет посредник, обеспечивающий эту продажу. Формула расчета цены на основе торговой скидки выглядит следующим образом:
(35)
Рр
Рs = ---------,
1 - Мsp
где: Рs - цена продажи товара;
Рр - цена приобретения товара;
Мsp - торговая скидка, доли единицы.
Абсолютное значение величины торговой скидки находится как разность между ценой продажи и ценой приобретения:
(36)
Мsp = Ps – Pp.
При многозвенной системе товаропродвижения чаще используется понятие торговой наценки, которая устанавливается в процентах к отпускной цене предыдущего продавца. Расчет цены при этом ведется по формуле:
(37)
Ps = Pp (1 + Mpp),
где Mpp - торгово-сбытовая надбавка на цену приобретения, доли ед.
Величина торговой наценки в абсолютном выражении находится следующим образом:
(38)
Мpp = Mpp х Рр.
Задание 7.1.
Определить свободную розничную цену товара и ее структуру, исходя из следующих данных: себестоимость изготовления изделия - 500 руб., рентабельность продукции - 24%, наценка оптовой организации - 20%, торговая скидка магазина - 25%. Относительный уровень налога на добавленную стоимость одинаков на всех этапах прохождения товара. В расчетах использовать уровень налога на добавленную стоимость, действующий на момент определения цены.
Порядок выполнения задания 7.1. Розничная цена и ее структура определяются по форме табл. 24. Так как относительный уровень налога на добавленную стоимость одинаков на всех этапах прохождения товара, то абсолютную его величину на каждом этапе можно не определять, а найти суммарную величину после определения розничной цены без НДС.
При расчете структуры цены следует исключить повторный учет ее составляющих.
Таблица 24
Структура розничной цены
| Составляющие цены | Абсолютное значение, руб. | Относительная величина (структура), % |
| Себестоимость товара | ||
| Прибыль предприятия | ||
| Отпускная цена предприятия | ||
| Наценка оптовика | ||
| Цена оптовика (торговая цена) | ||
| Скидка торговой организации | ||
| Розничная цена без НДС | ||
| Налог на добавленную стоимость | ||
| Розничная цена |
Задание 7.2.
Розничная цена товара с учетом НДС - 150 руб., уровень налога на добавленную стоимость одинаков на всех этапах прохождения товара, скидка торговой организации (дилерская скидка) - 15% к розничной цене без НДС. Наценка посреднической организации также 15%, но к цене приобретения. Норматив рентабельности к себестоимости товара - 30%. Определить себестоимость товара, структуру розничной цены. В расчетах использовать уровень НДС, действующий на момент определения цены товара.
Порядок выполнения задания 7.2. Расчет себестоимости товара выполняется в форме табл. 25, после чего определяется структура розничной цены.
Таблица 25
Себестоимость товара, структура розничной цены
| Составляющие цены | Абсолютное значение, руб. | Относительная величина, % |
| Розничная цена | ||
| НДС | ||
| Розничная цена без НДС | ||
| Скидка торговой организации | ||
| Цена оптовика | ||
| Наценка оптовика | ||
| Отпускная цена предприятия | ||
| Прибыль предприятия | ||
| Себестоимость |
Раздел 8. Ценообразование с ориентацией на спрос и конкуренцию
Выбор цены при использовании методов ценообразования с ориентацией на спрос определяется полнотой информации о спросе и целью фирмы. В частности, если известна шкала спроса, а целью фирмы является максимизация прибыли, то цена выбирается из условия максимума по следующему выражению:
(39)
ТПi = Pi х Qi - AVC х Qi - FC → max,
где Pi - цена, соответствующая i-му варианту объема продаж (спроса) Qi;
AVC удельные переменные издержки;
FС - суммарные постоянные издержки,
ТПi - прибыль от i-ro варианта объема продаж Qi по цене Pi.
Среди методов ценообразования с ориентацией на конкуренцию можно отметить следующие: состязательный метод, принятый на биржах и аукционах; метод определения цен посредством ориентации на рыночные цены; метод формирования цены за счет следования за ценами фирмы-лидера. В случае использования последнего из отмеченных методов цены любой фирмы ограничены определенными рамками и, как правило, не бывают выше соответствующих цен фирмы-лидера. Возможность перехода на цены фирмы-лидера определяется собственными затратами на производство товара. И если удельные затраты фирмы на производство и реализацию товара меньше чем цена соответствующего товара фирмы-лидера, то возможен переход на цену фирмы-лидера. В противном случае фирме придется либо отказаться от производства данного товара, либо осуществить ряд мероприятий, направленных на снижение издержек производства и реализации товара.
Задание 8.1.
В предположении, что информация о рыночном спросе определяется шкалой спроса, на основе данных табл. 26 выбрать вариант цены, обеспечивающей максимальный уровень прибыли и наибольшую конкурентоспособность при наименьших затратах.
Таблица 26
Исходные данные к выбору цены на основе данных шкалы спроса
| Показатели | Значения показателей | |||
| Объем производства (спроса), ед. | 40 | 60 | 80 | 100 |
| Цена, руб. | 260 | 240 | 200 | 180 |
| Удельные переменные издержки, руб. | 50 | 50 | 50 | 50 |
| Суммарные постоянные издержки, руб. | 7000 | 7000 | 7000 | 8000 |
Порядок выполнения задания 8.1. Выбор цены осуществляется исходя из максимального значения прибыли, определенной по формуле (39). Расчет значения прибыли выполняется в форме табл. 27.
Таблица 27
Выбор цены на основе данных шкалы спроса
| Показатели | Значения показателей | |||
| Объем производства (спроса), ед. | ||||
| Цена, руб. | ||||
| Удельные переменные издержки, в руб. | ||||
| Суммарные постоянные издержки, руб. | ||||
| Выручка, pv6. | ||||
| Переменные издержки, руб. | ||||
| Прибыль, руб. ТПi = TR-VC - FC → max | ||||
Задание 8.2.
Фирма А, применяя затратный метод ценообразования, определила, что наиболее выгодной ценой для ее товара является 200 руб. за единицу. Эта цена обеспечивает рентабельность к издержкам в 25%. Фирма В - лидер по производству и сбыту данного товара - продает его на рынке по цене 180 руб. Определить, сможет ли фирма А перейти на цену лидера и работать без убытка. Как при этом изменится рентабельность продукции?
Порядок выполнения задания 8.2. Как отмечалось в теоретической части работы, для определения возможности перехода на цены фирмы-лидера фирме А следует определить свои средние издержки и удельную прибыль. Фирма А применяет затратный метод ценообразования, поэтому ее средние издержки могут быть определены из формулы (33), удельная прибыль - по формуле (32), рентабельность продукции - по формуле (31). Возможность перехода определяется результатами расчетов в табл. 28.
Таблица 28
Сравнение двух фирм на одном рынке
| Показатели | Фирма А | Фирма В | |
| Исходный вариант | После перехода на цену лидера | ||
| Цена, руб. | |||
| Рентабельность, % | Нет данных | ||
| Средние издержки, руб. | Нет данных | ||
| Удельная прибыль, руб. | Нет данных | ||






