Порядок организации акционерного общества

 

Основные нормы, которыми регулируется данная сфера, указаны в ст.ст. 51-54, ст. 98 ГК РФ. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Федеральный закон от 8 августа 2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" Юридические лица, т.е. организации, являются полноправными субъектами гражданского и хозяйственного оборота наряду с физическими лицами. Лицо имеет право собственности или иное вещное право на имущество, вступает от собственного имени в сделки, также от собственного имени выступает стороной судебного или арбитражного процесса. Однако о завершении процесса создания юридического лица и придании ему статуса субъекта права можно говорить только после его государственной регистрации в территориальном органе Федеральной налоговой службы России (ФНС России).

При этом сведения о юридическом лице, предоставляемые в ФНС России для его регистрации, должны быть достоверными. Одним из видов данных, сообщаемых о юридическом лице при его регистрации, является адрес (место нахождения) юридического лица. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 02.11.2013; далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа ‑ иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (см., например, п. 2 ст. 54 ГК РФ). Такой адрес принято называть юридическим адресом организации, и именно он в первую очередь отражается как в учредительных документах, так и в сведениях о государственной регистрации юридического лица (Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ)).

Однако следует иметь в виду разницу в форме представления юридического адреса в учредительных документах и ЕГРЮЛ. ВАС РФ обращает внимание на то, что в учредительных документах юридического лица его место нахождения отражается путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Например, для Москвы муниципальным образованием является внутригородское муниципальное образование, по названию совпадающее с названием района. Иными словами, запись о месте нахождения юридического лица, учрежденного в Москве, будет выглядеть так:

Место нахождения: Москва, Центральный административный округ, муниципальное образование Басманное.

Из этого следует, что если организация меняет место нахождения без смены муниципального образования, внесения изменений в учредительные документы не требуется, если иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица.

Основной целью юридического адреса является возможность осуществить с этим юридическим лицом связь (подп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ).

ВАС РФ и ФНС России отмечают, что непосредственная деятельность юридического лица, в т.ч. производственная и иная хозяйственная (экономическая), может осуществляться по другому адресу, отличному от места нахождения постоянно действующего исполнительного органа. Такой адрес обычно называют фактическим. Однако указывать этот адрес в качестве адреса, по которому можно осуществлять связь с организацией, не совсем правомерно. Управленческие решения в организации принимает исполнительный орган (например, генеральный директор или правление во главе с председателем). Поэтому связь с организацией следует понимать как связь не с производственными или хозяйственными подразделениями, а с руководством, управомоченным на принятие широкого круга управленческих решений. Фактический адрес может быть указан на бланках организации как ее почтовый адрес, но в ЕГРЮЛ как адрес места нахождения юридического лица он не включается.

Таким образом, даже обозначение в документах организации ее фактического адреса в качестве почтового не освобождает организацию от необходимости обеспечить свою доступность по юридическому адресу.

К сведению

Отметим, что понятия юридического и фактического адресов законодательно не закреплены. Использование этих терминов можно считать правовым обычаем.

 

 

Разъясняется, что учредителями АО от своего имени не вправе выступать органы государственной власти и местного самоуправления. При этом Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования наделены таким правом с определенными особенностями. Что касается учреждений и унитарных предприятий, то они могут выступать учредителями АО, но только с согласия собственника. (Источник: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. N 19).

Что касается наименования АО, то совпадение произвольной части фирменных наименований - угроза смешения юридических лиц. У двух юридических лиц разной организационно-правовой формы совпадала произвольная часть фирменных наименований. Одно из них обратилось в суд, чтобы обязать другое прекратить использовать чужое фирменное наименование. В иске ему было отказано. Суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение, отметив следующее. Не допускается использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения. При этом по сложившейся судебной практике различие организационно-правовой формы само по себе не означает, что право на фирменное наименование не нарушается. Поэтому суд должен был оценить, есть ли вероятность смешения фирменных наименований при участии компаний в хозяйственном обороте. Также суд должен был проверить, чем вызвано совпадение произвольной части этих наименований, при сходстве которых, как правило, возникает угроза смешения юридических лиц. (Источник: Постановление Федерального арбитражного суда Западно-сибирского округа от 21 февраля 2008 г. N Ф04-995/2008(662-А03-17))

 Возьмем пример из судебной практики на тему: «Подписание заявления о государственной регистрации создания юридического лица, а также иных представляемых на государственную регистрацию документов неустановленным лицом по поддельным документам является основанием для признания незаконным решения о государственной регистрации юридического лица при создании.»

Управление ФНС обратилось в арбитражный суд к регистрирующему органу с заявлением о признании недействительным решения о государственной регистрации ООО при его создании, а также решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО.
В обоснование требования УФНС пояснило, что в ходе проведения контрольных мероприятий Управлением по налоговым преступлениям ГУВД Красноярского края установлены факты подделки документов, представленных на государственную регистрацию. В частности, из показаний свидетеля Б., значащегося учредителем ООО, заключения эксперта следует, что Б. никаких документов на государственную регистрацию не подписывал, никакого отношения к созданному юридическому лицу не имел, подпись нотариуса на заявлении о государственной регистрации была подделана.
Регистрирующий орган, возражая на заявление, указал, что при государственной регистрации ООО действовал в рамках Закона о государственной регистрации, оснований для отказа в государственной регистрации при внесении записи в ЕГРЮЛ не обнаружено.
Арбитражный суд заявление удовлетворил на основании следующего.
В связи с тем, что согласно ст. 4 Закона о государственной регистрации государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и в силу назначения государственной регистрации как публичного акта органа государственной власти, ЕГРЮЛ должен содержать достоверные сведения. Учитывая, что в ст. 17 Закона о государственной регистрации приводится не только перечень документов, необходимых для государственной регистрации, но и требования к ним, в государственный реестр могут быть внесены только достоверные сведения о юридическом лице, соответствующие требованиям действующего законодательства.
Установление недостоверности сведений, подлежащих обязательному отражению в заявлении о государственной регистрации, в отношении которых податель заявления дал в установленном законом порядке гарантии достоверности, фактически означает незаполненность соответствующих граф заявления, что, в свою очередь, лишает поданный заявителем документ статуса заявления о государственной регистрации юридического лица.
Поскольку материалами дела подтверждено, что гражданин Б. никаких документов на регистрацию ООО не подписывал, своего согласия на это не давал и заявление о государственной регистрации ООО по этой причине содержит недостоверную информацию, решение о государственной регистрации признано арбитражным судом незаконным.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: