Деградация животного мира

К сокращению или уничтожению видов животных ведут следующие антропогенные факторы: прямое уничтожение (промысел животных, добываемых ради меха, мяса, жира и пр.), при применении химических веществ для борьбы с вредителями сельского хозяйства (при этом часто гибнут не только вредители, но и полезные для человека животные); ухудшение условий жизни животных в результате вырубки лесов, распашки степей, осушения болот, сооружения плотин, строительства городов, загрязнения атмосферы, воды, почвы и т.д.

К числу вымерших животных относятся: тур, тарпан, морская (стеллерова) корова, бескрылая гагарка, очковый (стеллеров) баклан, голубая лошадиная антилопа, зебра кваггу, нелетающий голубь дронт и др.

Акклиматизация — преднамеренное внедрение какого-либо вида в район, где он ранее не обитал, в целях обогащения естественных сообществ полезными для человека видами или уничтожения (путем конкуренции) вредных. Процесс акклиматизации обычно включает 3 фазы: интродукцию (ввоз), адаптацию (приспособление) и натурализацию.

Хозяйственная деятельность человека и ее усиление на биосферу привело к понятию ТЕХНОГЕНЕЗ.

Основные хозяйственные деятельности человека как общество:

Ø Горнотехническая (добыча, разведка, исследования и т.д)

Ø Строительная (объектов, дорого, мостов и т.д)

Ø Сельскохозяйственная (выращивание, опустошение, опустынивание, удобрение и т.д.)

1.2Экология и здоровый образ жизни


Образ жизни — ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его медико-социальной характеристикой входят:

 

1. трудовая деятельность и условия труда;

2. хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.);

3. рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой;

4. социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками);

5. планирование семьи и взаимоотношения членов семьи;

6. формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса;

7. медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни).

 

Здоровье человека определяется уровнем и наличием тех или иных потребностей.

Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ.

Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивациейактивности. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.

 

Различают потребности:

- физиологические (вода, еда, сон, экономия сил, продолжение рода)

- по сферам деятельности (потребности труда, познание, общение, отдых)

- по объекту потребностей (материальные, духовные, этические)

- по значимости (доминирующие/второстепенные,центральные/периферические)

- по временной устойчивости (устойчивые/ситуативные)

- по субъекту потребностей (групповые, индивидуальные, коллективные, общественные)

Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии[1]:

· с культурным уровнем и личностью индивида

· с историческими, географическими и другими факторами страны или региона

 

ЗОЖ — это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.
Таким образом, ЗОЖ можно рассматривать как основу профилактики заболеваний. Он направлен на устранение факторов риска(ФР).

ФР- это факторы окружающей среды, которые не являются источником болезни, но дают вероятность ее появления.

ФР подвержены все члены общества и делятся:

1. генетические (наличие заболевание, предрасположенность, проявление на генетическом уровне) – 20-25% (данные по Российской Федерации)

2. экологические (условия среды для человека) – 20-25%

3. социальные (личностные качества – курение употребление алкоголя, плохие жилищные условия, стрессовые ситуации, малоподвижный образ жизни низкий уровень трудовой активности, неудовлетворенность трудом, и т.д)

В соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ пропаганда ЗОЖ является обязанностью каждого медицинского работника. При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированнойпропаганды.

1. Метод устной пропаганды является наиболее эффективным.

2. Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.

3. Наглядный метод — самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).
Только от государства зависит, будут ли в ближайшем будущем созданы налоговые и иные механизмы стимулирования приоритетного развития физической культуры и массового спорта, равно как и обеспечение прав потребителей услуг в области физической культуры и спорта.
Очевидна необходимость принятия федеральной и региональных программ, в которых поэтапно решаются основные задачи развития физической культуры.

 

 





ТЕСТ 1

1. Кто ввел в науку термин «экология»?

1. М.В. Ломоносов

2. Э. Геккель

3. Э. Зюсс

4. В.И. Вернадский

 

2. Когда появился термин «экология»?

1. 1861

2. 1866

3. 1917

4. 1924

 

3. Экология это наука

1. о живых организмах

2. о человеке и природы

3. о взаимодействии живых организмов с окружающей средой

4. нет правильного ответа

 

4. Какая из сред обитания живых организмов была заселена первой?

1. водная

2. организменная

3. наземно-воздушная

4. почвенная

 

5. К геосферам Земли относятся:

            1. педосфера

            2. полусфера

            3. арахносфера

            4. нет правильного ответа

            5. все относятся

 

6. Кто изложил основы учения о биосфере?

1. Э. Лерца

2. Э. Геккель

3. В.И. Вернадский

4. Ю.Н. Куражковский

7. Вещество биосферы состоит из следующих компонентов:

 

1.  живое вещество

2. животное вещество

3. антропогенное вещество

4. антивещество

 

8. Кислород атмосферы относится к:

 

1. живому веществу

2. костному веществу

3. биогенному веществу

4. биокостному веществу

9. Верхняя граница биосферы по атмосфере проходит на высоте 22-24 км., проникновению жизни

    выше препятствует:

 

1. отсутствие кислорода

2. низкая температура

3. жесткая радиация

4. страх высоты

 

10. Нижняя граница биосферы по литосфере проходит на глубине 3-4 км., проникновение    жизни ниже препятствует:

 

1. отсутствие кислорода

2. высокое давление

3. высокая температура зимних недр

4. чувство одиночества

 

(ответы на странице 42)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: