Обучение нормам орфоэпии русского языка

 

    Орфоэпией называется свод правил произношения применительно к какому-либо языку. Рассмотрим нормы русской орфоэпии.

                                                                                                              а  а

                                                                                                                                                                                                  __        __

   Сюда относится произношение: безударного о как а (вода, окно); звонких согласных на конце слов и перед глухими как глухих

ш   с   ш     п

      __         __        __             __

(нож, глаз, ложка, юбка); сочетаний - ться и - тся в глаголах как ца

 

           ца           ца

                 _______                _______

(умываться, улыбаться); двойного согласного как одного долгого звука

н       с

___              ___

(Анна, класс); окончаний прилагательных -ого, -его как –ова, -ева. Есть ряд слов, которые включают в себя непроизносимые согласные: со(л)нце, лес(т)ница. В русском языке гласные а и о в безударной позиции редуцируются. Наконец, ряд слов произносится не так, как пишется. Эти

                                                ш ш                   ш

                                                                                       __       __                                        __

слова необходимо запомнить (что, чтобы, потому что и др.).

    Нормы русской орфоэпии складывались в течение длительного времени. В основу их лег московский говор.

    В устной речи различают деловой и разговорный стили. Для первого характерна четкая артикуляция звуков и несколько замедленный темп речи. Второму присущ более ускоренный темп: здесь допускается поверхностная артикуляция звуков; в результате некоторые звуки артикулируются нечетко, а другие просто выпадают. Например, в разговорной речи в словах Павел Павлович, Александр Александрович мы зачастую сокращенно произносим Пал Палыч, Алексан Саныч. Однако и в деловом и разговорном стилях нормы орфоэпии должны быть соблюдены.

    Речь сурдопедагога должна удовлетворять всем нормам орфоэпии. В процессе обучения глухих детей ему следует пользоваться как деловым, так и разговорным стилями. Выбор того или другого стиля зависит от возрастных особенностей школьников, их речевого развития и характера речевого материала.

    Некоторые сурдопедагоги считают, что от глухих нецелесообразно требовать соблюдения всех норм орфоэпии. По их мнению, учащиеся могут не придерживаться произношения безударного о как а, окончаний прилагательных - ого, -его как -ова, -ева и т.д. Сторонники этой точки зрения считают, что расхождение произношения с написанием будет еще больше затруднять обучение глухих устной речи. Другая часть сурдопедагогов, в частности профессор Ф. A. Pay, исходит  из того, что речь глухих должна быть максимально приближенной к речи слышащих, т. е. орфоэпически правильной.

    Мы разделяем последнюю точку зрения, но считаем, что объем обязательных норм орфоэпии для глухих может быть несколько уменьшен. В частности, необходимо соблюдение тех норм, которые особенно влияют на внятность речи, например оглушение звонких согласных на конце слов. Невыполнение этого правила приводит к появлению замен одной фонемы

                                п                            б

                                                        __                                                    __

другой (вместо зуб произносится зуб). Однако в русской орфоэпии существует ряд норм, несоблюдение которых почти не снижает внятности речи, например, редукция гласных в определенных позициях, произношение

                           эи

                                                    __

э с наклоном к и (весна).

    При обучении глухих нормам орфоэпии необходимо решать две основные задачи: дать детям знание правил и научить сознательно применять их в устной речи.

    Первоначально учащиеся овладевают нормами произношения слов и оборотов речи, предусмотренными программными материалами, чисто практически. Школьники начинают изучать, правила орфоэпии только с IV класса; постепенно у них формируются навыки сознательного применения этих правил в речи.

    Кратко остановимся на методических приемах обучения глухих произношению.

    На первых порах каждое новое слово должно быть раскрыто, детям не только со стороны его значения, но и со стороны звучания. Поэтому изучаемое слово воспринимается слухо-зрительным путем с надстрочными условными знаками, отображающими его литературное произношение. При этом можно использовать различные надстрочные и условные знаки: надстрочные буквы, которые соответствуют произносимому звуку в данном

                               а       п      ш

                                                       __                __               __                                                      __               __              __

слове, например: сова, хлеб, варежка; черточки — сова, хлеб, варежка; скобки— лес(т)ница, со(л)нце, здра(в)ствуй.

    Выбор того или иного орфоэпического знака определяется степенью знакомства детей со словом. Когда речь идет о новых словах, используются надстрочные буквы. По мере введения слова в речь школьников начинает употребляться черточка, затем слова пишутся без всякого надстрочного знака.

    Непроизносимые согласные принято выделять скобкой: со(л)нце, лес(т)ница, здра(в)ствуйте.

    Обучение орфоэпии осуществляется на уроках по технике речи, по другим предметам, в процессе речевых зарядок, во внеклассное время. Нужно широко использовать также и самостоятельную работу школьников. В меньшей степени учащиеся упражняются в произнесении на индивидуальных занятиях.

    Чтобы правильно организовать обучение глухих нормам орфоэпии сурдопедагог должен прежде всего составить представление о соблюдении этих норм его воспитанниками. В связи с этим во всех классах в содержание обследования речи детей включается раздел «Орфоэпия».

    Приведем образцы заданий и речевого материала, с помощью которого можно изучать состояние произносительных навыков глухого ребенка (см. табл. 5—11).

Таблица 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: