Казахский агротехнический университет
Имени С. Сейфуллина
Кафедра электроснабжения
Утверждаю: Заведующий кафедрой __________________Б.Байниязов «____» ___________ 201___ |
Дисциплина
«Автоматизация сельскохозяйственного производства»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Разработано: Доцент _________________ А.Батталханов «____» ____________ 2016 |
Астана
Содержание
№п/п | Наименование | Стр. |
Введение | 3 | |
1. | Цели и задачи лабораторных работ | 4 |
2. | Меры безопасности | 5 |
3. | Термины и определения | 5 |
4. | Программируемые логические контроллеры. Общие сведения | 9 |
4.1. | Историческая справка | 9 |
4.2. | Общие сведения | 9 |
4.3. | Преимущества современных ПЛК | 10 |
4.4. | Отличие ПЛК от других электронных приборов | 11 |
4.5. | Принцип работы | 11 |
5. | Лабораторная работа №1 Изучение работы ПЛК LOGO! Базовая функция AND (И) | 13 |
6. | Лабораторная работа №2 Представление электронных схем автоматизации в логическом модуле LOGO! | 20 |
7. | Лабораторная работа №3Программный пакет LOGO!SoftComfort | 29 |
8. | Лабораторная работа №4 Основы программирования LOGO! | 37 |
9. | Лабораторная работа №5 Реализация схемы освещения коридора. | 40 |
10. | Лабораторная работа №6 САУ светофором на перекрестке с линейной программой. | 44 |
11. | Лабораторная работа №7САУ светофором на перекрестке с двумя генераторами | 47 |
12. | Лабораторная работа №8 САУ светофором на перекрестке с битом инициализации | 49 |
13. | Лабораторная работа №9 САУ светофором на перекрестке с циклической программой | 52 |
14. | Лабораторная работа №10 САУ холодильником | 53 |
15. | Лабораторная работа №11САУ нагревателем помещения | 56 |
16. | Лабораторная работа №12 САУ транспортера навоза | 58 |
17. | Лабораторная работа №13 САУ реверсом каретки подачи корма | 62 |
18. | Лабораторная работа №14 САУ башенной водокачкой | 64 |
19. | Лабораторная работа №15 Программирование работы ШЭТ на контроллере | 68 |
20 | Приложение. Программирование с клавиатуры контроллера logo. | 81 |
Литература |
Введение
|
|
Проблема овладения студентами методами самостоятельной познавательной деятельности является оченьактуальной, так как она обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма и формируются умения самостоятельной профессиональной деятельности.
Принцип постоянной связи теории и практики получает непосредственное осуществление на лабораторных занятиях. Они активизируют познавательную деятельность студентов, так как требуют личного участия в проведении различного рода исследований; студенты получают необходимые знания, умения и навыки.
|
|
Одной из основных форм самостоятельной работы студентов в процессе обучения в университете являются лабораторные работы.
Лабораторная работа способствует активизации изученного на лекционных занятиях материала и подготавливает студентов к выполнению подобного рода заданий на практике.
Методические рекомендации содержат информацию по выполнению лабораторных работ в рамках изучения дисциплины «Программируемые логические контроллеры». Содержание лабораторных работ соответствует тематике работ, прописанных в рабочей программе дисциплины. Содержание методических рекомендаций дает четкое представление о целях и задачах лабораторных работ, их количестве, технике и методике выполнения лабораторных работ.
Особые условия
Настоящие методические рекомендации призвано оказать некоторую помощь по подготовке студентов к выполнению лабораторных работ и ни в коем случае не подменяет необходимость использования учебников, учебных пособий и иной литературы.
Данные методические рекомендации ни в коем случае не является изложением нормативных правовых актов, учебников, учебных пособий, утвержденной уполномоченными органами и организациями, либо их разъяснениями, толкованиями.
Положения, выводы, предложения и рекомендации, проведенный анализ не несут никаких юридических и иных правовых последствий, носят рекомендательный характер, не являются обязательными документами для студентов и предназначены для анализа и систематизированного изложения учебного материала.
1. Цели и задачи лабораторных работ:
Основная задача лабораторных работ:
закрепление и углубление теоретических знаний студентов.
Основная цель лабораторных работ:
ознакомиться с программируемыми логическими контроллерами, их назначениями и структурой;
ознакомиться с основными логическими функциями;
ознакомиться с контроллером LOGO!, компьютерной программой LOGO!SoftComfort;
научиться создавать программы (схемы) с помощьюкомпьютерной программой LOGO!SoftComfort;
изучить и составить программы (схемы) различных САР;
связать теорию с практикой – подтвердить теорию опытом;
привить навыки научно-исследовательской работы;
проверить уровень понимания вопросов, пройденных на уроках теоретического обучения.
В процессе выполнения лабораторной работы студент должен:
а) стремиться к самостоятельности в решении всех вопросов;
б) показать способность правильного применения теоретических положений;
г) организовать свою работу так, чтобы с наименьшей затратой времени и труда найти наилучшее техническое решение.
При подготовке к лабораторным работам студент должен знать, какую именно работу он будет выполнять, повторить теоретический материал, ознакомиться с описанием работы и порядком ее выполнения.
Лабораторные работы рассчитаны на 2 часа.
Основные задачи лабораторного практикума:
изучение программируемого логического контроллера (ПЛК) LOGO!;
овладение методикой программирования ПЛК;
обучение методике анализа программы.
Для выполнения лабораторной работы
Студент должен:
уметь:
- составлять простые программы управления промышленным логическим контроллером.
знать:
- возможности использования программируемых логических контроллеров для управления технологическим оборудованием;
- принцип работы и конфигурацию программируемых логических контроллеров;
- правила техники электробезопасности при проведении всех видов работ с программируемыми контроллерами.
Методика выполнения работы
Изучить теоретические сведения о логических модулях Logo!, изложенные ниже.
Изучить основные действия по созданию и редактированию программ в соответствии с выданным преподавателем вариантом и указаниями.
|
|
Создать программу в соответствии с темой лабораторной работы.
Меры безопасности
Попадание человека под напряжение может причинить серьезную травму и даже оказаться опасным для жизни. Поэтому при работе с электроустановками, находящимися под напряжением, следует строго соблюдать правила техники безопасности. В условиях учебной лаборатории главным фактором является дисциплина и высокий уровень организации работы. При хорошо продуманных действиях возможность совершения ошибок будет минимальной, и поэтому минимальна возможность поражения электрическим током.
Категорически запрещено:
прикасаться к неизолированным, находящимся под напряжением, частям аппаратуры;
выполнять или продолжать работу на неисправном оборудовании (при появлении искрения, специфического запаха нагретой изоляции и т.д.).
Во время выполнения лабораторной работы необходимо:
соблюдать правила включения и выключения вычислительной техники;
не подключать кабели, разъемы и другую аппаратуру к компьютеру, не относящиеся к лабораторной установке;
при включенном напряжении сети не отключать, не подключать и не трогать кабели, соединяющие различные устройства компьютера;
в случае обнаруженной неисправности в работе оборудования или нарушения правил техники безопасности сообщить руководителю лабораторной работы;
не пытаться самостоятельно устранить неисправности в работе аппаратуры;
по окончании работы привести в порядок рабочее место.
ВНИМАНИЕ! При работе за компьютером необходимо помнить: к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение. Поэтому во время работы надо быть предельно внимательным и соблюдать все требования техники безопасности!
Термины и определения
Автоматизация - (от «ауто» – «само») – область науки и техники, связанная с вопросами управления без непосредственного участия человека.
Автоматизация - комплекс технических, методических, организационных и др. мероприятий, направленных на создание автоматических систем управления (управления без участия человека), либо автоматизированных систем управления (управление с участием человека в процессе принятия решений на управление).
|
|
Автоматический контроль - включает в себя автоматические сигнализацию, которая предназначена для оповещения обслуживающего персонала о предельных или аварийных значениях каких-либо физических параметров, о месте и характере нарушений технологического процесса (сигнальными устройствами служат лампы, звонки, сирены, специальные мнемонические указатели и др.).
Автоматическое измерение - позволяет измерять и передавать на специальные указательные или регистрирующие приборы значения физических величин, характеризующих технологический процесс или работу машин. Обслуживающий персонал по показаниям приборов судит о качестве технологического процесса или о режиме работы машин и агрегатов, сортировку и сбор информации. Автоматическая сортировка осуществляет контроль и разделение продукции по размеру, весу, твердости, вязкости и другим показателям (например, сортировка зерна, яиц, фруктов, картофеля и т.п.). Автоматический сбор информации предназначен для получения информации о ходе технологического процесса, о качестве и количестве выпускаемой продукции и для дальнейшей обработки, хранения и выдачи информации обслуживающему персоналу.
Алгоритм управления - правила, согласно которым осуществляется управление. Последовательность команд, приводящая к заранее поставленной цели, называется алгоритмом.
Автоматическое регулирование - процесс автоматического поддержания какого-либо параметра на заданном уровне или изменение его по определенному закону. Автоматическое регулирование осуществляется специальным устройством автоматическим регулятором. Регулятор измеряет регулируемую величину и при ее отклонении от расчетного значения изменяет процесс работы объекта управления (регулирования) так, чтобы выполнялся заданный алгоритм функционирования. Автоматическая система, состоящая из регулятора и объекта управления, называется системой автоматического регулирования (САР).
Входы – возможные воздействия на объект.
Датчик - чувствительный элемент или конструктивно объединенная группа чувствительных элементов.
Заземлить — значит соединить электропроводную часть установки через заземляющее устройство с заземлителем (одним или несколькими электропроводными элементами, имеющими очень хороший контакт с грунтом);
Система автоматического регулирования (САР) – автоматическая система с замкнутой цепью воздействия (см. рис Основное назначение САР заключается в поддержании заданного постоянного значения регулируемого параметра или изменение его по определенному закону.
Дополнительная связь в структурной схеме САР, направленная от выхода к входу, называется обратной связью (ОС). Обратная связь может быть отрицательной или положительной.
Реле — устройство для коммутации электрических цепей по внешнему сигналу. Реле широко применяются в устройствах автоматического управления, контроля, сигнализации, защиты, коммутации и т.д. Наиболее распространены промежуточные реле, реле времени, защитные реле, реле давления.
Регулятор температуры – (в холодильнике или термостате) – это электронная схема, которая включает режим охлаждения (или нагрева), если температура становится выше (или ниже) заданной.
Обратная связь - процесс передачи информации о состоянии объекта управления к управляющему объекту.
Объект управления - объект, который выполняет работу согласно алгоритму по внешним командам.
Управление - воздействие на объект для выполнения технологического процесса. Управление - управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Управление - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации. Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты. Управление - как процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию на «выходе». Управление - как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальныхсистем для достижения их целей.
Контакт – это элемент с двумя состояниями – замкнут или разомкнут;
Логический элемент – электрическая схемы выполняющая какую либо логическую функцию (операцию) с входными сигналами, заданных в виде определенных уровней напряжения;
Программируемый логический контроллер (сокр. ПЛК; англ. programmablelogiccontroller, сокр. PLC, более точный перевод на русский — контроллер с программируемой логикой);
Программируемый контроллер (ПК) — электронная составляющая промышленного контроллера, специализированного (компьютеризированного) устройства, используемого дляавтоматизации технологических процессов. В качестве основного режима работы ПЛК выступает его длительное автономное использование, зачастую в неблагоприятных условиях окружающей среды, без серьёзного обслуживания и практически без вмешательства человека;
Блок в LOGO - функция, которая преобразуетвходную информацию в выходную информацию;
Оптические датчики — небольшие по размерам электронные устройства, способные под воздействием электромагнитного излучения в видимом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах подавать единичный или совокупность сигналов на вход регистрирующей или управляющей системы. Оптические датчики реагируют на непрозрачные и полупрозрачные предметы, водяной пар, дым, аэрозоли.
Оптические датчики являются разновидностью бесконтактных датчиков, так как механический контакт между чувствительной областью датчика (сенсором) и воздействующим объектом отсутствует. Данное свойство оптических датчиков обуславливает их широкое применение в автоматизированных системах управления. Дальность действия оптических датчиков намного больше, чем у других типов бесконтактных датчиков.
Оптические датчики называют ещё оптическими бесконтактными выключателями, фотодатчиками, фотоэлектрическими датчиками.
Фотодатчики – это один из типов устройств, предназначенных для позиционирования объекта. Они распространены повсеместно и используются в нашей каждодневной жизни. Они помогают, контролировать процесс открытия и закрытия гаражных ворот, бесконтактно включать и выключать воду в раковине, контролировать движение эскалатора, открывать двери в супермаркете, определять победителя на соревнованиях и многое другое. Фотодатчики состоят из источника излучения, фотоприемника, преобразователя сигнала и усилителя сигнала. Приемник анализирует поступивший световой поток, проверяет, поступил ли он от источника излучения и передает соответствующий сигнал на усилитель и далее на исполнительное устройство. По сравнению с другими типами датчиков, фотодатчики обладают рядом преимуществ. Диапазон действия фотодатчиков существенно превосходит индуктивные, емкостные, магнитные и ультразвуковые. Высокая чувствительностью даже при миниатюрном исполнении и многочисленные варианты конструкций корпуса позволяют фотодатчикам решать практически любые задачи.
Светофор - светотехническое устройство, предназначенное для последовательного включения на заданное время определенных сигналов.
Светофор – устройство, предназначенное для визуального оповещения людей о предстоящих изменениях в передвижении наземного и речного транспорта.
Концевой выключатель — электрическое устройство, применяемое в системах управления в качестве датчика, формирующего сигнал при возникновении определенного события, как правило, механическом контакте пары подвижных механизмов. Используются также и бесконтактные концевые выключатели, которые состоят из инфракрасного светодиода и фоторезистора, расположенных друг напротив друга. Такие концевые выключатели часто устанавливаются в принтерах и сканерах.Сам выключатель выполняет функции, аналогичные обычному выключателю.
Регистр - устройство, выполненное на триггерах для выполнения ряда действий с двоичными числами. Наиболее простая функция регистров - это запоминание числа и его длительное хранение. Эти устройства так и называются – регистры хранения.
Сдвигающие регистры или регистры сдвига - устройство, состоящее из нескольких последовательно соединённых триггеров, число которых определяет разрядность регистра. Регистры широко используются в вычислительной технике для преобразования кодов - параллельного в последовательный и наоборот.
Время реакции – время от момента события до момента выдачи соответствующего управляющего сигнала;