Слайд 44. Благодарю за внимание

 

Основным принципом лечебно – профилактической помощи детям является непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней его жизни и до окончании школы, преемственность в работе врачей оказывающих лечебно – профилактическую помощь детям, этапность в лечении – поликлиника, стационар, санаторий.[3]

К типовым учреждениям, оказывающим лечебно – профилактическую помощь детям относятся: детские и областные больницы, специализированные детские больницы, инфекционные, психиатрические, туберкулезные, ортопедо – хирургические, восстановительного лечения, диспансеры, детские и городские поликлиники, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля.

Основой в системе охраны здоровья детей является амбулаторно поликлиническая служба. Детская поликлиника обеспечивает медицинскую помощь детям до 18 лет. Предусмотрено оказание помощи не только в поликлинике и на дому, но и в дошкольных учреждениях и школах. Главное направление в деятельности поликлиники — обеспечение необходимых условий для развития и воспитания здорового ребенка путем проведения профилактики заболеваний, оказания лечебной помощи детям, проведения лечебно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Принцип работы детской поликлиники — участковый, метод работы — диспансерный.

Основной фигурой в детской поликлинике является участковый педиатр. На участке по нормативам должно быть 750 – 800 детей до 18 лет, в том числе 40 – 60 детей первого года жизни. Нагрузка участкового составляет 5 человек на 1 час приема в поликлинике, 7 при профилактических осмотрах и 2 при обслуживании на дому.

Противоэпидемическая работа на педиатрическом участке должна включать в себя следующие разделы:

1) учет детей, подлежащих прививкам; планирование прививочной работы на участке;

2) осуществление активной иммунизации детского населения путем профилактических прививок согласно утвержденным срокам;

3) подготовка к прививкам детей ослабленных, часто болеющих, имеющих в анамнезе случаи аллергических реакций на введения вакцин;

4) подготовка материалов к обсуждению на комиссиях по установлению в конкретных случаях медицинских противопоказаний

к проведению профилактических прививок; выполнение рекомендаций, сделанных этой комиссией;

5) контроль за привитыми детьми, учет необычных реакций на прививки, профилактика и лечение поствакцинальных осложнений;

6) анализ прививочной профилактики на участке.

Принципы профилактической работы детских поликлиник наиболее ярко выражаются в диспансеризации здоровых и больных детей, которая является основным содержанием их деятельности.

Особенности оказания детям стационарной помощи.

Плановая госпитализация ребенка осуществляется через детскую поликлинику при наличии направления и подробной выписки из истории развития ребенка о наличии заболевания, лечение и результаты анализов, проведенных в поликлинике.

Особенности организации работы детских стационаров является необходимость проведения мероприятий по предупреждению распространения инфекций: разделение каждого отделения на секции, которые при необходимости могут функционировать самостоятельно.

Стационарозамещающие формы оказания медицинской помощи (стационары (отделения, палаты) дневного пребывания в больницах, стационары на дому для детей и дневные стационары в поликлинике)). В 2001 г. насчитывалось 423 дневных стационаров всех типов для детей, включая стационары на дому; число коек в них составило 6,8 тыс.; 185,2 тыс. детей было пролечено. Данная форма оказания медицинской помощи позволяет увеличить интенсивность и повысить эффективность работы лечебно-профилактических учреждений, объем и качество медицинской помощи больным детям, не нуждающимся в круглосуточном медицинском наблюдении и лечении.

В реальном обеспечении прав детей на охрану здоровья значительную роль играет доступность высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи (операций на открытом сердце, трансплантаций сердца, печени, почек, нейрохирургических вмешательств при опухолях головного мозга, лечения наследственных и системных заболеваний, лейкозов, тяжелых форм эндокринной патологии, хирургических вмешательств высокой степени сложности и др.). Эти виды медицинской помощи оказываются в учреждениях здравоохранения федерального подчинения, располагающих мощным потенциалом высококвалифицированных научно-практических кадров, оснащенных современным оборудованием и аппаратурой, использующих новейшие медицинские технологии диагностики и лечения больных.

В системе медицинской реабилитации важное место принадлежит санаторно-курортной помощи — одному из ведущих этапов восстановительного лечения и оздоровления.

3.1 Здоровье детей дошкольного возраста

Заболеваемость на втором году жизни не ниже, а иногда и выше, чем у детей первого года, в связи с чем дети этого возрастного периода требуют пристального внимания.[4]

На втором году жизни здоровый ребенок (I группа здоровья), не посещающий дошкольное учреждение, наблюдается участковым педиатром I раз в квартал. При каждом осмотре проводятся антропометрические измерения и оценивается нервно-психическое и физическое развитие. Обязательна консультация стоматолога, других специалистов — по показаниям.

Неорганизованных детей третьего года жизни участковый педиатр осматривает I раз в полугодие, офтальмолог и стоматолог I раз в год.

Оценка уровня нервно-психического развития детей третьего, как и второго, года жизни осуществляется совместно врачом, участковой медицинской сестрой, сестрой кабинета здорового ребенка при участии родителей и воспитателей дошкольных учреждений. За нормальное развитие принимается формирование умений на втором году жизни в пределах квартала, а на третьем — в пределах полугодия. Начиная с 4 лет углубленный осмотр детей проводится I раз в год.

Для сохранения здоровья детей чрезвычайно важна преемственность в работе участкового педиатра и медицинских работников дошкольных учреждений. Высокая заболеваемость детей в детских яслях и садах, особенно в первые дни и недели после поступления, требует улучшения подготовки их к предстоящему изменению условий жизни и воспитания в организованном детском коллективе. Поступление в дошкольное учреждение ведет к эмоциональному стрессу, ломке сложившегося в соответствии с жизнью в семье динамического стереотипа. Следствием этого являются функциональные сдвиги в деятельности ряда систем организма ребенка, что отражается на его иммунобиологической реактивности и общей сопротивляемости в период адаптации к дошкольному учреждению.

При подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение максимум внимания уделяется всем формам санитарно-просветительной работы среди родителей.

Анализ течения адаптации детей к дошкольным учреждениям, заболеваемости в этот период должен проводиться совместно участковой педиатрической службой и персоналом яслей-садов.

Особое внимание следует обратить на детей группы риска, родившихся от матерей с патологией беременности, осложнениями в родах, перенесших различные заболевания в периоде новорожденности. Целесообразно повторно проконсультировать их с психоневрологом и другими специалистами. Дети, отстающие в физическом и нервно-психическом развитии, часто болевшие На первом году жизни, страдающие рахитом, экссудативным диатезом, анемией, могут быть оформлены в дошкольное учреждение только после проведения курса оздоровительных мероприятий.

Врач дошкольного учреждения проводит осмотр всех вновь поступающих детей, плановые профилактические осмотры в соответствии с возрастом и перед проведением профилактических прививок; осматривает детей, заболевших в дошкольном учреждении, назначает необходимые виды обследования и лечения; составляет недельные или десятидневные меню; организует индивидуальное питание детям первого года жизни; контролирует осуществление физического воспитания и закаливания; сообщает заведующему дошкольным учреждением и руководству детской поликлиники о состоянии здоровья детей, их заболеваемости, принимает меры по ее профилактике.

Старшая медицинская сестра яслей-сада подчиняется непосредственно врачу, участвует в профилактических осмотрах детей, осуществляя антропометрические измерения; осматривает детей. При приеме в учреждение; проводит профилактические прививки, диагностические пробы, забор материала для лабораторных исследований; выполняет профилактические и лечебные назначения врача; организует и контролирует закаливание детей; осматривает и изолирует остро заболевших; оказывает первую доврачебную помощь при травмах; ведет ежедневное наблюдение за детьми, бывшими в контакте с инфекционными больными; организует текущую дезинфекцию; ставит в известность врача и заведующего дошкольным учреждением о нарушениях санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, питания, закаливания и физического воспитания детей; готовит заявки; получает, учитывает и хранит медикаменты, бактериальные препараты, дезинфицирующие средства, медицинский инструментарий и аппаратуру; ведет утвержденные формы медицинской документации; осуществляет пробу блюд перед их раздачей, отмечает в специальном бракеражном журнале их оценку (вкусовые качества, соответствие массы и объема их выходу, указанному в меню) и разрешение на выдачу, следит за проведением С-витаминизации питания.

Важный раздел работы, который необходимо отразить в плане,— контроль за организацией питания, санитарным состоянием пищеблока, качеством продуктов питания, правильностью их закладки, соблюдением технологии приготовления пищи.

3.2 Здоровье школьников

Все общеобразовательные учреждения комплектуются квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров.

Учащиеся общеобразовательных учреждений обеспечиваются медицинскими осмотрами в соответствии с действующими требованиями, предъявляемыми федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения и образования.

Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением в его структуру психолого-педагогической коррекции.

При отсутствии медицинского работника руководство школы заключает договор с близлежащей поликлиникой о медицинском обслуживании детей.

Администрация и медицинские работники образовательных учреждений с углубленным содержанием обучения при поступлении в их школу детей с хроническими заболеваниями должны разъяснять родителям, что обучение в таких школах является дополнительным фактором риска для здоровья больного ребенка.

В школьном возрасте продолжается еще незавершившееся и бурно протекающее развитие ребенка. Детский организм в это время чрезвычайно пластичен и в большей степени подвержен влиянию различных благоприятных и неблагоприятных факторов.

Обуславливает необходимость постоянного четкого врачебного наблюдения не только за здоровьем ребенка, но и за организацией его обучения в школе, условиями пребывания и воспитания дома. Поэтому все дети школьного возраста подлежат диспансерному наблюдению, которое заключается в осуществлении профилактических мероприятий, направленных на улучшение физического развития учащихся, укрепление их здоровья, предупреждение заболеваний, активное выявление начальных стадий развивающейся патологии, оздоровление и лечение ослабленных и больных школьников.

Медицинское обеспечение учащихся общеобразовательных школ осуществляют школьный врач и сестра. В обязанность школьного врача входит организация своевременного проведения углубленных медицинских осмотров школьников в соответствии с методическими рекомендациями по диспансеризации детского населения, определение медицинской группы для занятий физической культурой. На основании данных углубленного осмотра он делает заключение о состоянии здоровья каждого ребенка, анализирует результаты осмотра в целом по школе.

Результаты углубленного осмотра учащихся анализируются школьным врачом и докладываются на педагогическом совете школы и медицинском совете поликлиники или объединения. При этом указывается число и процент осмотренных детей уровень выявленной патологии в целом по школе и по отдельным периодам школьного возраста: младшего (7—10 лет), среднего 11 — 14 лет) и старшего (15 — 17 лет), уровень физического развития учащихся и распространенности отдельных заболеваний и отклонений по возрастно-половым группам, удельный вес детей, взятых на диспансерный учет, процент школьников, отнесенных к основной, подготовительной и специальной группе по физкультуре. Результаты диспансеризации подростков, частота и характер выявленной у них патологии учитываются и анализируются отдельно.

 

Стоматологическая помощь детям оказывается в детских стоматологических поликлиниках, стоматологических отделениях (кабинетах) в составе детских по­ликлиник, в кабинетах при школах. Основной задачей плановой профилактической санации полости рта у детей дошкольного и школьного возраста является выявление пу­тем регулярных осмотров ранних не осложненных стадий заболеваний и свое­временное и полное их излечение, предотвращение осложнений, функциональ­ных и морфологических нарушений зубо-челюстной системы.

Плановые осмотры у детей дошкольного и школьного возраста проводятся 2 раза в год. Проводится санация полости рта у детей, поступающих в школу. В те­чение учебного года подлежат обязательной санации учащиеся выпускных клас­сов. Стоматолог в школе проводит санитарно-просветительную работу среди учеников и педагогов, организует оздоровительные мероприятия, направленные на снижение стоматологических заболеваний.

Для повышения эффективности работы врача стоматолога в школе диспансер­ное наблюдение за детьми следует осуществлять не только по срокам (2 раза в год), но и по медицинским показаниям. В первую очередь необходимо брать на учет детей с множественным кариесом (более 5 пораженных зубов). Плановые осмотры с одновременной санацией у этой группы проводятся не менее 2-х раз в год. Дети с интактными зубами (они составляют в среднем 20%) и с поражением 1-5 зубов (около 70%) проходят плановые осмотры 1 раз в год. В специальную группу выделяют детей с пародонтопатиями, аномалией прикуса, а также имею­щих хронические заболевания других органов (хронический тонзиллит, ревма­тизм и др.)

 

С учетом состояния здоровья и степени активности кариеса среди детей выде­ляют три группы диспансерного наблюдения.

Показатели работы детских стоматологов:

• охват (в процентах) санацией полости рта детей школьного возраста и детей детских садов, детских домов

• охват (в процентах) санацией полости рта у детей с хроническими заболева­ниями (туберкулезная интоксикация, частые ангины, ревматизм, желудочно- ки­шечные заболевания)

• эффективность (в процентах) проводимого лечения (санации, иммунизации) наиболее распространенных заболеваний зубочелюстной системы - кариеса, бо­лезней пародонта и др.

• охват (в процентах) детей разных возрастных групп школьного и дошкольно­го возраста, подростков, учащихся СПТУ, призывников оздоровительно- профи­лактическими мероприятиями

• процент детей (разных возрастных групп) нуждающихся в санации полости рта

• доля детей, нуждающихся в ортодонтическом лечении и получивших его

• увеличение доли (в процентах) здоровых детей и детей с 1-й степенью актив­ности кариеса (до 65 %) среди учащихся школ и детей посещающих детские до­школьные учреждения (минимальный показатель 15%)

•индекс КПУ (кп) среди детей различных возрастных групп (вычисляется по учебным классам или группам детских садов, СПТУ)

 

Стоматологическая помощь является существенной составной частью динамического наблюдения за беременными женщинами. Поэтому как минимум два раза на протяжении беременности их должен осмотреть врач-стоматолог. Первый стоматологический осмотр проводится сразу после взятия беременной женщины на диспансерный учет (до12 недели беременности). По результатам этого осмотра на протяжении первой половины беременности необходимо провести полную санацию полости рта. Во второй половине беременности проводится повторный (контрольный) осмотр.

Диспансеризация беременных женщин, которые проживают в городах, проводится в женской консультации, где предусмотрены стоматологический кабинет и должность стоматолога (из расчета 1 должность на 100 тыс. взрослого населения, которое проживает на территории обслуживания женской консультации).

В сельской местности беременных женщин осматривает стоматолог сельской врачебной амбулатории и соответствующего подразделения центральной районной или районной больниц. Если беременная женщина требует более сложной стоматологической помощи, она направляется в областную стоматологическую поликлинику.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: