Методы выработки и оценивания новых идей

1. Целевые обсуждения, путем проведения совещаний.

Участники совещаний предлагают и оценивают перспективы новых идей.

2. Метод мозговой атаки.

Метод коллективной генерации идей с целью пробуждения творческой инициативы работников.

3. Обсуждение или инвентаризация слабых мест.

Участники получают список слабых мест или проблем, затем их просят привязать конкретные товары на рынке к этому списку. Этот метод приближает к пониманию того, что хочет потребитель. Метод подходит для оценки перспективности идей о новом продукте.

 

Затем, после получения бизнес-идеи надо ее проверить, что она является потенциально прибыльной. Для этого фильтрация осуществляется по следующим характеристикам:

1. Первоначальные затраты;

2. Уровень конкуренции;

3. Спрос;

4. Имидж;

5. Законность;

6. Легкость копирования;

7. Потенциальная прибыль.

Бизнес-идея, отражающаяся в документе должна отвечать на вопросы:

1. Какую проблему решает бизнес-идея?

a. Какова выгода потребителя?

b. Характеристика успешной бизнес-идеи – это то, какую потребность она удовлетворяет и в какой форме (продукт или услуга).

c. Бизнес-идея должна иметь значимость для потребителя.

Для инвесторов ключевым фактором является выгода клиента. Выгода является тем, что в товаре является новым или улучшенным по сравнению с изделиями конкурентов.

2. Каков рынок для предлагаемого продукта?

Вторая характеристика демонстрирует существование привлекательного рынка для товара или услуги и показывает целевую аудиторию.

Можно базироваться на информацию статистической службы, торговых организаций и бизнес-прессы.

3. Каков механизм получения дохода?

Соотношение затрат и дохода. Можно использовать лизинг, аренду или с помощью инновационного механизма.

Характеристики перспективной бизнес-идеи

1. Удовлетворяет потребности клиента, то есть решает проблему;

2. Является инновационной;

3. Является уникальной, четко сфокусированной;

4. Рентабельность в долгосрочной перспективе.

Требования к документу:

1. Ясность и краткость изложения;

2. Осмысленность;

3. Описание не должно превышать 2 страницы.

Инвестиционный проект целесообразно рассматривать во втором смысле. Бизнес-план организации иногда выступает по отношению к инвестиционному проекту как документ, представляющий собой планы разработки и реализации соответствующей части инвестиционного проекта.

Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес-проектов, не требующих значительных затрат и непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план может заменить инвестиционный проект. В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в предынвестиционной фазе делового планирования. Может также существовать бизнес-план организации, включающий планируемые результаты инвестиционного проекта, например, если инвестиционный проект реализуется на действующем предприятии. В этом случае инвестиционный проект может быть включен в бизнес-план предприятия, который регулирует порядок использования свободных средств предприятия и заемных финансовых ресурсов в рамках инвестиционного проекта.

Таким образом, инвестиционный проект и бизнес- план могут быть близки по структуре. Структура бизнес-плана схожа с инвестиционным проектом, особенно в той его части, где проводится обоснование инвестиционного замысла.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО).

Главное отличие ТЭО от БП. ТЭО – документов для создания и развития промышленных объектов, поэтому акцент сделан на производственно-технические аспекты, в то время как коммерческие и рыночные моменты не раскрыты. ТЭО имеет более узкий характер. В нем сочетаются финансовые, производственные и рыночные аспекты на основе внутренних возможностей

 

Этапы (стадии) разработки бизнес-плана:

1. сбор информации. Источники информации: учебники по бизнес-планированию, консультационные фирмы, отраслевые издания, знакомые, коллеги, друзья, правительственные учреждения, интернет

2. определение цели подготовки бизнес-плана. Цели определяются перечнем тех проблем, которые необходимо решить с помощью бизнес-плана. Цели имеют двоякую природу. С одной стороны, план должен содержать привлекательность для целевого рынка продвижения товара, с другой стороны, - для целевого рынка инвесторов

3. определение своих целевых читателей. Ими могут быть: кредитные организации, будущие партнеры, аудиторы

Установление структуры бизнес-плана

5. сбор информации, необходимой для разработки каждого раздела плана. Можно использовать внутренних работников для сбора информации, экспертов, внешних консультантов

Непосредственная разработка бизнес-плана или его написание

7. проведение экспертизы плана. Главное здесь – проведение проверки ценности идеи плана

Стадия продвижения бизнес-плана на рынок

Презентация бизнес-плана - это краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами. Большинство презентаций охватывает 7 областей: компания и ее продукция, рынок - клиенты и конкуренты, маркетинговая стратегия, первоочередные финансовые задачи, команда, которая будет осуществлять этот план (ключевой управленческий персонал), необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены, размер, условия и сроки реализации инвестиции - это перечень основных освещаемых вопросов на презентации бизнес-проекта.

 

Для повышения эффективности презентации копию бизнес-плана потенциальным инвесторам и партнерам высылают заранее, чтобы они имели возможность прочесть его до начала переговоров. Во время презентации необходимо использовать наглядный материал (образцы продукции, фотографии, графики, схемы и т.д.). Презентация должна проходить в форме диалога, а не лекции. Лучше, если презентацию проводит лично руководитель предприятия с привлечением специалистов.

 

Презентация предшествует началу переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта. В ходе переговоров происходит согласования условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес-плана.

 

Процедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами проводится по определенной схеме, включающей, как правило, шесть этапов:

1) оценку характеристик компании-заявителя, анализ отрасли его деятельности. Прежде всего устанавливается, относится ли отрасль, где этот проект будет реализовываться, к числу приоритетных для инвестора. Далее определяется положение фирмы-просителя на фоне своей отрасли;

2) анализ условий инвестиционного соглашения (форму заимствования и возврата кредита, залог, гарантию возврата кредитных средств);

3) анализ последнего баланса (определение степени финансовой устойчивости и ликвидности, оценку активов и обязательств, проверку достаточности собственного оборотного капитала, расчет уровня коэффициента покрытия). Обязательно определяется соотношение «заемный капитал - собственный капитал». В мировой практике обычно избегают давать средства фирмам, у которых это соотношение превысило 4, а если фирма небольшая, то и при величине данного показателя, равной 3;

4) оценку руководящей команды компании-заявителя;

5) выявление особенностей проекта;

6) общий анализ бизнес-плана.

 

Только после завершения работы по пяти первым этапам и получения вывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта переходят к шестому этапу - общему глубокому изучению бизнес-плана. Завершается аудит бизнес-плана принятием или отклонением решения об его инвестировании.

 

Этап реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство.

Реализовать бизнес-план - означает выполнить все рабочие задачи в фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию.

Планирование реализации бизнес-проекта и составление бюджета включают следующие основные задачи:

1) определение типа рабочих задач в фирме и вне ее;

2) определение логической последовательности событий в рабочих задачах;

3) подготовку графика реализации задач;

4) определение ресурсов для решения задач;

5) подготовку бюджета реализации и потоков средств, которые обеспечат финансирование бизнес-плана;

6) документирование всех данных реализации бизнес-проекта.

Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:

1) гибкости, означающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;

2) непрерывности, предусматривающей скользящий характер планирования;

3) коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);

4) интерактивности, подразумевающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;

5) многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;

6) участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;

7) адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.

 

План реализации содержит график, который объединяет последовательную схему действий различные стадии реализации бизнес-плана:

1. организационное оформление

2. подготовка заявочных документов

3. переговоры и заключение контрактов

4. приобретение технологии

5. если нужно, приобретение земли

6. строительные работы

7. установка оборудования

8. закупка материалов и сырья

9. обучение и назначение на должности работников

10.  предпроизводственный маркетинг

11.  запуск и начало производства

12. поддержание и развитие производства

Информационное обеспечение бизнес-планирования

Данные – исходные сведения о каких-либо конкретных операциях и процессах. Они регистрируются и подвергаются обработке, а затем отражаются в отчетах

Информация – сообщение, содержащее новое, дополнительное знание, которое уменьшает неопределенность у получателя  этой информации

Информация может быть 2 типов: количественная и качественная.

Используются 2 вида информации: внутренняя и внешняя.

Методы бизнес-планирования

1. Методы стратегического и конкурентного анализа. Используются для изучения макросреды и деловой среды фирмы.

2. Методы прогнозирования. Используются для прогнозов рыночного спроса.

a. Методы качественного прогнозирования (экспертные оценки, опросы): интервью, мозговой штурм, комиссии, Дельфи, разработки сценария

b. Методы количественного прогнозирования(математические): экстраполяции(простая средняя, скользящая средняя), экономико-математические модели

3. Методы экономического анализа: пофакторный анализ, регрессионный, корреляционный

4. Методы планирования: балансовый(дает возможность согласовывать потребности и возможности), нормативный (использование норм и нормативов, с помощью которых количественно обосновывают плановые показатели)

5. Методы календарного планирования: график Ганта

Общие требования к структуре и содержанию бизнес-плана

Универсальной структуры бизнес-плана нет.

Сходство в перечне рассматриваемых вопросов. А различие заключается в разной последовательности, степени детализации, в акцентах на рассматриваемые вопросы и различие в их группировке.

На предприятии разрабатывается 2 бизнес-плана: официальный и рабочий.

Официальный бизнес-план – это документ, который оформлен в соответствии с требованиями потенциальных партнеров по обществу, инвесторов.

В рабочий бизнес-план включаются все материалы по разделам официального бизнес-плана плюс описание формулировок своих идей, расчетов в произвольной форме, информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли.

Обычно бизнес-план составляет 20-50 страниц (без приложений).

Оформление разделов бизнес-плана:

1. Титул

2. Содержание (отражает структуру бизнес-плана, нумеруется арабскими цифрами)

3. Бизнес-приложение или аннотация, объем которой не должен превышать одной страницы

4. Резюме (предельно краткое изложение сути делового предложения). Цель – привлечь внимание тех, кому адресован бизнес-план. Составляется в самую последнюю очередь, но размещается в самом начале (основные требования: четкость, лаконичность, убедительность-1 стр).

В резюме необходимо ответить на 2 вопроса: Каков риск потери? Каков результат?

Элементы резюме:

a. Наименование проекта и назначение бизнес-плана (миссия, цели и задачи).

b. Краткая информация о компании

c. Срок проекта

d. Общая сумма инвестиций в проект и его потребность в инвестициях

e. Основные финансовые результаты и оценки эффективности проекта, т.е. объем финансирования, планы возврата заемных средств и гарантии возврата инвестиций.

Краткое содержание – исполнительное резюме. Бизнес-план в сжатой форме, но полнее и содержательнее, чем резюме.

Цель краткого содержания – убедительное представление основных положений и основных идей бизнес-плана.

Описание бизнеса




double arrow
Сейчас читают про: